Конструкторское обозначение - К-13М
Обозначение НАТО – AA-2D “Atoll”
Заводское обозначение - изделие 380
Принята на вооружение 03.01.1974 г.
Разработка с 1967 г. Испытания с 1968 г.
Изготовитель - завод №43 (г. Москва). Производство с 1971 по 1988 гг.
Самолеты-носители – МиГ-21бис, МиГ-23М (МЛ, МЛА, П), Су-22.
Пусковое устройство – АПУ-13МТ, АПУ-13БС.
Дальность пуска: максимальная – до 15 км, минимальная – от 0,9 км.
Скорость цели - до 2500 км/ч.
Перегрузка: носителя при пуске – до 3,7 g., перехватываемой цели – до 6 g.
Наведение – инфракрасная ГСН «Иней 70» с охлаждением фреоном (сектор обзора - 28 град., скорость работы координатора – 12 град/сек).
Боевая часть – стержневая (744 поражающих элемента, радиус поражения – 7,5 м), массой 11,3 кг.
Взрыватель – радиолокационный «Синица» (радиус срабатывания - 5 м) и контактный "Галка".
Двигатель – РДТТ ПРД-240. Тяга – 2800 кгс.
Скорость полета – 550 м/с.
Время управляемого полета – 54 сек.
Масса: стартовая – 87,7 кг.
Длина – 2875 мм. Диаметр – 127 мм. Размах крыла – 632 мм.
Модификации:
- Р-13М (К-13М, изделие 380) – серийная ракета;
- изделие 381 – аэродинамический прототип;
- изделие 382 – пусковой прототип;
- изделие 383 – программный прототип;
- изделие 385 – телеметрический прототип;
- К-13МК (изделие 380.1) – опытная с комбинированной теплорадиолокационной ГСН ПАРГ-50ВВ, разработка с 1968 г., испытания в 1975 г.
- Р-13М1 (К-13М1, изделие 380М) – с ГСН «Иней-1М», производство с 1977 г, принята на вооружение в 1982 г.
- К-13МУ – опытная с ГСН «Иней 80», 1985 г.
- К-14 (изделие 480) – опытная всеракурсная ракета, разработка в 1974-1979 гг.
К концу шестидесятых годов устарела спроектированная за пятнадцать лет до того ракета AIM-9B Sidewinder. На смену ей американцы разработали и в 1967 г. приняли на вооружение усовершенствованный вариант AIM-9D. В новой модификации был устранен явный недостаток исходного образца - огромный тупой лоб прозрачного обтекателя тепловой ГСН, что позволило существенно увеличить досягаемость ракеты.
Война во Вьетнаме создала предпосылки для ознакомления советских специалистов с новой американской техникой. Разработка аналогичной отечественной ракеты была развернута 28 ноября 1967 г. При этом ставилась также задача обеспечить возможность пусков в переднюю полусферу, для чего силами конструкторов киевского "Арсенала" во главе с И.Н. Полосиным началась разработка новой высокочувствительной ГСН "Иней 70" с охлаждением фреоном, поступающим от систем, размещенных на вновь разработанном пусковом устройстве АПУ-13МТ.
Угол прокачки ГСН увеличили с 28° до 40°, при этом наведение головки осуществлялось не корпусом ракеты, а по сигналам целеуказания, поступающим от самолетной аппаратуры. В этом случае не требовалось прицеливания оси самолета с точностью, близкой к необходимой для применения пушечного вооружения. Для повышения маневренных возможностей несколько увеличили площадь рулей. Ракету оснастили новым радиолокационным неконтактным взрывателем (НВ) "Синица". Предохранительно-исполнительный механизм "Галка" располагался перед новой стержневой боевой частью. Усовершенствованный энергоблок обеспечивал почти втрое большую продолжительность полетного функционирования ракеты, что в сочетании с более мощным двигателем ПРД-240 позволило существенно расширить зоны пуска ракеты.
Новый вариант - "изделие 380" - был принят на вооружение 3 января 1974 г. и получил обозначение Р-13М - традиция индексов типа Р-3 была прервана. Максимальная дальность пусков в заднюю полусферу была увеличена до 15 км, диапазон ракурсов довели до 3/4. Кроме того, обеспечивалась возможность пусков в переднюю полусферу при ракурсах до 4/4 по цели с двигателем, работающим на форсаже, а также с носителя, маневрирующего с перегрузкой до 3,7 единиц.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев