К концу 80-х Кольчугино представлял собой крепкий промышленный райцентр с перспективой на дальнейшее развитие. Случись экономическая блокада, при хорошей обеспеченности местных предприятий сырьём местное население могло бы продержаться довольно долго. Причем, не перебиваясь с хлеба на воду, а живя сытой обеспеченной жизнью. Прежде всего, в Кольчугино был металлургический завод, который со времён купца-основателя нёс ответственность за всё, что происходило в городе. Имевшегося на заводе стратегического запаса продовольствия хватило бы не только на собственных работников и их семьи, но и на всех жителей города как минимум на месяц. В период мощных советских строек и завод "Электрокабель" стал значимой промышленной площадкой. Были хлебокомбинат, пивзавод, мясокомбинат, два молочных комбината: в самом Кольчугино и Ильинском. Мебельная фабрика выпускала два вида мягкой мебели: комплекты "Надежда" и "Сунгирь". Швейная фабрика работала в две смены и одевала полсоюза в добротные пальто и костюмы. Завод "Кольчугинобетон" выпускал бетонные панели для строительства многоэтажек. Примерно на это же время,80-е годы, пришёлся рассвет "Кольчугинской сельхозтехники", которая к тому времени освоила выпуск осветительной техники и электрической аппаратуры. То есть всё необходимое кольчугинцев производили для себя сами. А ещё эти предприятия давали стабильную работу и доход, обеспечивали жильем, тем самым поддерживали рождаемость и помогали воспитывать детей.
Руководство стратегическими для района объектами было поручено крепким коммунистам. Многие из них"правили" десятилетиями, зарабатывая, как им казалось , непререкаемый авторитет и уважение народных масс. Так и было ,когда распределение социальных благ регламентировала государственная система,а директора лишь были её исполнителями. Но пришли "лихие девяностые", и тогда радению за судьбы рабочих основная часть руководителей предпочла гарантированное будущее для себя и своих детей.
Политические обстоятельства лишь подтолкнули людей на то, на что они были внутренне готовы: одни - прибрать к рукам что можно, другие - безропотно отдать последнее.
Кстати, именно тогда в обиход вернулось выражение из революционных 20-х годов-"красные директора". Этот термин в российской экономике и политике обозначал выходцев из советской промышленной и управленческой элиты, директоров предприятий, занявших руководящие должности в советскую эпоху и оставшихся на них после перехода России к рыночной экономике. Однако новое время требовало для руководства основными производствами полных антиподов партхозноменклатуре, как в стиле управления,так и в восприятии действительности.
К чему же это привело?
Завод железобетонных изделий, позже ОАО"Кольчугинобетон" , производил бетон и плиты перекрытий для многоэтажек,а затем в процессе развития освоил производство стеновых панелей. С 1982 года предприятием руководил Юрий Петрович Ковяров. Он и стал первым основным акционером и генеральным директором в одном лице. Поначалу Юрий Петрович ещё пытался сохранить предприятие. А когда понял , что не получается, вместо того чтобы уступить бразды правления кому-то более молодому и способному, распорядился заводом по своему усмотрению. А именно продал в угоду личным интересам.
В годы рассвета завода ЖБИ на нём трудились до полутысячи человек. В период заката- около сотни, все они пополнили ряды трудовых мигрантов, ориентированных на столицу. При этом сам Ю.П.Ковяров до сих пор пытается "держать марку" , претендует на участие в социально-политической жизни района и имеет звание Почетного гражданина города Кольчугино.
Впоследствии этот многострадальный завод ещё не раз продавался и переходил в другие руки. Ныне он находится в плачевном состоянии и на его руинах впору снимать триллеры.
Качество продукции "Кольчугинской швейной фабрики" по пошиву верхней одежды и пальто было отменное, в чём несомненную роль играли и выбор материалов, и условия труда,а также опыт и квалификация кольчугинских мастериц, которых в разные годы на фабрике трудилось до тысячи человек. В годы приватизации фабрика ожидаемо попала в руки своего тогдашнего директора Владимира Степановича Куприянова. Он стал главным акционером. Ещё в начале 2000-х фабрика давала работу четырём сотням кольчугинцев и производила широкий ассортимент пальто и курток. Но производство требовало от руководителя всё больше сил и участия в процессах, простой человеческой гибкости в плане руководства коллективом. При этом оно располагалось в самом центре города, то есть на завидных производственных площадях. В итоге перспектива заработка на сдаче помещений в аренду оказалась более привлекательной, нежели радость упорного труда. Сегодня на территории швейной фабрики угнездился десяток разных производств. В том числе и пошивочных, которым выгодно производить продукцию даже с учётом арендных платежей. От швейной фабрики осталось чуть больше десятка сотрудников, которые в вялотекущем режиме стоят на страже непомерных амбиций своего работодателя. Меж тем сам Владимир Степанович до сих пор пытается влиять на общественные процессы территории, ожиданий которой он не оправдал.
"Кольчугинскую сельхозтехнику" постигла похожая участь. Предприятие специализировалось на ремонте сельскохозяйственной и другой техники, производило осветительные приборы и электрическую аппаратуру. Для микрорайона Белая Речка оно было градообразующим. В настоящее время "Кольчугинская сельхозтехника" находится в стадии банкротства. Самый главный акционер, а некогда генеральный директор КСТ Владимир Николаевич Меркулов, своевременно проведя ряд хитрых юридических манипуляций, перевёл большую часть имущества на другую фирму ООО "КСТ-Техно". Теперь он успешно сдаёт в аренду выведенное имущество. И как упоминавшиеся выше персонажи, с достоинством несёт звание уважаемого в городе человека.
Ещё одно из числа некогда крепких предприятий- Кольчугинское АТП. В новых экономических условиях оно тоже заехало в тупик не без участия своего руководителя. Сергею Борисовичу Соловьёву неплохо удавалось рулить предприятием в плановые советские времена, когда левый доход водителей ( плата за проезд,не прошедшая через кассу), а также заработок на " сэкономленном" бензине были чуть ли не официальными калымами. Директорский доход от этого не страдал. В новых условиях надо было ловить за руку тех,с кем с утра за руку здоровался. А ещё надо из собственного кармана выдавать наличку на запчасти и горючку, покупать новую технику, чтобы соответствовать претензиям пассажиров.Стать учредителем и директором нового предприятия-монополиста на рынке пассажирских перевозок С.Б.Соловьеву удалось,но это ,как оказалось,ещё не успех. Сегодня ООО"Кольчугинский автобус", правопреемник Кольчугинского АТП, располагает энным количеством почихасов,которые проще отнести к недвижимому имуществу, нежели к движимому. И с честью владеет автовокзалом, за заход на который пока ещё платят перевозчики.
Однако сильнее всего по социально-экономическому и нравственно-психологическому состоянию населения Кольчугинского района ударила ликвидация флагмана цветной металлургии - завода по обработке цветных металлов им. С.Орджоникидзе. В 80-е годы прошлого века на хлеб насущный там неплохо зарабатывали около 10 тысяч человек. Схема использовалась та же : приватизация, методичное выбивание за копейки акций у сотрудников генеральным директором и главным акционером Н.А.Мочаловым. Исход ожидаемый, потому что нашлись те,кто умнее и сильнее. И вот уже завод семье Мочаловых не принадлежит, а ныне флагмана вообще не существует. Он канул в Лету со всеми его орденами и медалями. Правда, последний гвоздь в крышку гроба "Кольчугцветмета" забил уже Холдинг "Кабельный Альянс".
Есть ли во всём этом доля вины простых кольчугинцев? Отчасти - да. По закону о приватизации 71% акций делили между работниками предприятия, и эти акции доставались им бесплатно. Конечно же, директорат предприятий знал, как "правильно" распределять акции между работниками, и чаще всего контрольный пакет оставался у верхушки. Либо его добирали через выкуп акций у своих работников по смешной цене. В то время , когда предприятия практически остановились и люди месяцами не видели зарплаты , мы соглашались на предложение дирекции и отдавали свои акции за кило колбасы. Воспитанные при социализме,мы не понимали, как это рабочие могут владеть предприятием и не осознавали ценности акций.
По похожему сценарию происходило разрушение сельского хозяйства района. И здесь не обошлось без персоналий, чей "вклад" в это дело был особенно заметным. Например, позиционировавший себя"потомственным" деятелем от сельского хозяйства, Владимир Евгеньевич Кулёв продолжительное время занимал высокую должность в администрации района, а потом подался в коммерцию. В 2014 году он представлял интересы собственника ООО "Воскресная усадьба" на втором экономическом форуме "Владимирская область -территория динамического развития". Именно Владимир Евгеньевич поставил свою подпись рядом с подписью губернатора С.Ю. Орловой под соглашением о строительстве на территории Кольчугинского района животноводческого комплекса на 2400 голов на базе ООО" Новобусино". В то время господин Кулёв не упускал случая намекнуть, а то и прямым текстом сказать, что за ним стоят большие люди с мешками денег и что он сам - большой патриот Кольчугинского района. А в 2017 году от ООО"Новобусино" не осталось ничего , кроме долгов, безработных механизаторов и заросших бурьяном полей. Философствовать по этому поводу Владимир Евгеньевич не любит ,коротко говорит: "Надо было "Стародворский" спасать". Спас? Вот-вот. А Кольчугинскому району...ему уже хуже не будет. Некуда.
Нельзя обойти вниманием ещё пару персонажей из категории" великих" управленцев , у которых так же не мало "заслуг" перед нашим городом, районом и его жителями.
Намеченные на осень 2020 выборы нового состава районного Совета вернули из политического небытия и бывшего главу администрации Кольчугинского района В.А.Катышева. Лет десять назад он красиво ушел на заслуженный отдых , потому как красиво остаться - не получалось. И правильно сделал, что ушёл. Народ почти забыл, что в годы его правления из района уплыли налоговая и СЭС, ускорился упадок сельского хозяйства и промышленности, были приватизированны остатки небогатого районного имущества. И не было бы повода вспоминать об этом, если бы не желание Виктора Алексеевича тряхнуть стариной - поруководить тем,что осталось от ощипанного за последние 30 лет района. Ну или хотя бы внедрить свой бесценный опыт управления в головы ведомых управленцев. Говорят, что в новую политическую реальность старый глава тоже планирует въехать на "красном коне".
Таких "талантливых" руководителей из когорты "красных директоров" в Кольчугино хватает. В их ряду и Г.С.Шустров. Прежде чем стать главой города , Геннадий Сергеевич трудился на ниве коммунального хозяйства, в частности , руководил "Коммунальником". В то время и начался упадок этого невезучего предприятия, который к настоящему моменту дошёл до критической точки. И после такого не самого успешного опыта руководства, наверное, не стоило бы предлагать себя в качестве эксперта по вопросам жизнеобеспечения территории.
Получается, что конец Кольчугино, как индустриального центра, и превращение его в моногород с туманными туристическими перспективами случились не без участия этих списанных самой историей на берег "випов". И местный люд давно бы уже забыл о всех их заслугах, если бы они сами не лезли на глаза своими " опытом и авторитетом". Приложив руки к развалу некогда крепких предприятий и оставив жителей района без работы, эти частично полинявшие, а частично перекрасившиеся "красные директора" активно пытаются регулировать процессы в городе и районе и не устают навязывать своё мнение. А не хватит ли? Наруководились уже! Да и с берега кораблём не правят.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев