ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Из всех легенд средневековой Европы наиболее значительное место занимают мифы, вымыслы и предположения о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Был ли Артур реальной личностью или он – плод воображения писателей-мифотворцев? Об этом мы теперь вряд ли когда узнаем. О нём остались лишь крайне ничтожные, да и то полуисторические свидетельства. Всё остальное – художественные вымыслы, легенды, фантазии. Кто только не писал об этом загадочном человеке! Спенсер, Мильтон, Вордсворт, Кольридж, Теннисон, Суинберн, Блэйк, Твен, Ариосто, Петрарка, Данте, Брантом, Сервантес, Гете, Шиллер, всех не перечесть.
В современных же произведениях литературы и искусства наиболее превалирующим жанром является фэнтези, воображаемые картины и тексты, романы и фильмы, словом, фантазии и фантастика. Наша задача в этой теме и цель данного эссе не создание очередного вымысла, а утверждение гипотез, выведенных из легенд и истории, вписывающих знаменитую личность в контекст истории Европы, но уже глазами, мыслями и представлениями востоковеда.
Каноническая европейская легенда
Однажды Верховный король Британии Утер Пендрагон, воспылав страстью к Игрейне, жене герцога Горлуа Корнуэльского, коварно проник в ее спальню в замке Тинтагель. От этого любовного похождения родился Артур, судьбу которого доверили магу Мерлину, дабы тот позаботился о наследнике трона.
Мудрый друид, предсказывая Артуру великое будущее, отдал его на воспитание славному рыцарю Эктору. Тот растил и обучал Артура, как собственного сына по имени Кэй. Других детей король не имел. У Игрейны же от брака с погибшим Горлуа остались три дочери, младшая из которых (Фея Моргана), освоив искусство магии, сыграла роковую роль в судьбе своего сводного брата.
После смерти Пендрагона Мерлин открыл шестнадцатилетнему Артуру тайну его рождения. И после того, как юноша смог вытащить меч, торчащий из наковальни, что под силу было лишь "истинному по рождению королю Британии", он занял отчий трон. Затем Артур получил в дар от Владычицы Озера волшебный меч Экскалибур, женился на прекрасной леди Гвиневере и счастливо зажил в замке Камелот.
При своем дворе Артур собрал храбрых и преданных рыцарей королевства, усаживал их вокруг Круглого стола, так, чтобы никто не мог быть первым и никто — последним. Друид Мерлин учил рыцарей не творить зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие низшим и оказывать покровительство дамам.
Затем паладины Круглого Стола отправлялись бродить, странствовать и совершать подвиги, побеждая драконов, великанов и колдунов, спасая принцесс. Но главной целью их паломничества был поиск святого Грааля — Чаши, из которой Иисус пил во время Тайной вечери и куда, затем была налита его кровь. Долгие годы рыцари бродили по Британии в поисках реликвии, но напрасно. В конце концов, Грааль достался сэру Персивалю (по другой версии, его нашёл юный сэр Галахад, сын Ланселота).
Начало гибельной для Артура цепи событий положил величайший из его рыцарей — сэр Ланселот дю Лак ("Озерный"). Он влюбился в леди Гвиневеру и оказался не в силах подавить вероломную и преступную страсть к жене своего сюзерена.
Внебрачный сын (бастард) Артура Мордред (по другой версии — его племянник, сын Феи Морганы), разоблачил любовников и принудил Артура осудить жену на казнь. Ланселот спас королеву и бежал с ней во Францию. Перед тем, как вместе с войском отправиться за ними в погоню, Артур оставил регентом Мордреда. Племянник, воспользовавшись отсутствием дяди, совершил переворот. Артур вернулся домой и сошелся с Мордредом в битве при Камланне, где пронзил копьем предателя, но тот, умирая, успел смертельно ранить короля.
Меч Экскалибур был выброшен в воду, где его подхватила рука Девы Озера, а верные соратники Артура положили умирающего в ладью, унесшую его по морю на волшебный остров Авалон. Дабы утешить рыцарей, король пообещал вернуться, когда Британии будет угрожать великая опасность. Такова каноническая Легенда.
2. Бритт или сармат?
На основании классических легенд и истории основная масса поздних мифов и европейских писателей дружно утверждает, что Артур был вождём кельтского племени бриттов, что он воевал с англосаксами за освобождение нынешнего Уэльса.
Временно примем на вооружение эту версию, как рабочую гипотезу. Если бритты – одно из составляющих кельтов, то кем были сами кельты? А кельты были некогда азиатами. Плутарх в своих описаниях истории безошибочно называет их «кельтоскифами».
Для древней Европы с немногочисленным народонаселением кельты были пришлыми, причём их массовость полностью перекроила демографическую ситуацию этого материка, спровоцировала бесконечные войны за земли и место под солнцем Европы.
Самые жуткие столкновения кельтов были с Римом. До нашествия гуннов и готов, кельты угрожали самому существованию «вечного города». Войны длились с переменным успехом. Рим спасался от этой напасти тем, что стал нанимать войска самих же кельтов, натравливать отдельные племена этих пришельцев друг на друга (как раньше они проделали это с Карфагеном, а позже - с гуннами и готами).
Кельты заполонили Европу конями, всегда считавшимися для неё редкостью и дорогим товаром, они распространили культуру степных курганных захоронений, геральдику, родовые тамги, широкое производство и использование железа, скифское оружие. Например, Европа поражалась огромным лукам кельтов, их железным мечам, защитным доспехам. Шотландцы до сих пор хранят свою генеалогию, т.е. по-нашему - шежире-родословную, фамильные гербы, родовые флаги.
…Поражают воображение кельтские этнонимы. Они – «тюркоязычны»: kelt – сокращённая форма слова keldi (даже на современном казахском языке мы говорим: кельт вместо келдi), т.е. прибыл, пришёл, приблудился. Точнейшее определение исторической судьбы этого огромного народа!
Части этого таинственного этноса вынуждены были мигрировать на острова «туманного Альбиона», территорию нынешней Великобритании. Немалая часть их осталась на континенте. Её-то и стали называть галлами, галатами (калды, калады).
Это слово, опять же, читается только на тюркском: gald (kald, kaldi, kalаdi) – остались, отстали, останутся, оставшиеся, осевшие, устроившиеся. Здесь опять мы имеем совпадение имени и судьбы-истории.
Именно эта часть кельтов осталась на территории современной Северной Италии, Франции, Испании, ПортуГАЛЛии, некоторых районов Германии.
Например, галльское племя рутенов. Оно этимологизируется через два составляющих: ру (род) + тен (равный).
Ещё одно интересное слово: константа (постоянная величина). Опять же с тюркского оно переводится как «оставшиеся», «обосновавшиеся на постоянное место жительства» (konstandi). Отсюда имена Константин, Константинополь и т.п.
О кельтских странствующих певцах и музыкантах (бардах) можно и не говорить, хотя и это слово (bard, bardi) точно так же переводится, как «ходил», «бродил», «странствовал», «бродник», «бродяга». Эти соображения косвенным образом доказываются и тем, что кельты имели свои исконные этнонимы, но и называли других.
Так, те же «испанские» баски – тюркское наименование отличного от них этноса. Опять же слово баск (baska) переводится с тюркского как «чужие», «чуждые», «чужаки». На самом деле, происхождение басков тянется к берберам.
То, что мы сейчас излагаем, является не плодом воображения. Доказывается это историческими примерами. Казахское племя Кете – «ушедшие» (они вышли и ушли из Алтая), калмак (калмык) – «оставшиеся» (жунгары, осевшие в южно-русских степях). Скальды - из калды (оставившие след).
Или взять этнонимы, произошедшие из тюркского глаголов ауу (отклоняться, переноситься), ауды (отклонился, перевалился). От них, наверняка, произошли этнонимы ауган (афган), ауар (авар).
В первом из двух последних вариантов слово ауган (глагол прошедшего времени) констатирует уже свершившийся факт перешедших перевал, отклонившихся (от маршрута?) родов-племён.
А во втором, - мы имеем уже глагол будущего времени: ауар – перевалится, перенесётся.
Раскрытию этих этнонимов мешала путаница с дифтонгом ау и трифтонгом ауа. В других языках они опрощались обычными вставками букв ф, в, б, п. На самом деле, авары – потомки жужанцев, согнанных с насиженных мест каганатовскими тюрками и переваливших горы Кавказа. То же самое можно сказать и про пёстро этнический состав афганцев, некоторые элементы которых ушли в эти края со степных просторов ещё во время расцвета Парфянского царства.
Всё это вместе взятое значит, что именно кочевники определяли и употребляли этнические наименования по принципу миграции и оседлости: ушёл-осел, подался-остался, двинулся-обосновался, остался-отклонился, осел-перевалил (через горы, перевалы).
Так исторические судьбоносные имена становились этническими. Итак, кельты не автохтоны Европы, а ушедшие из Причерноморья и Прикаспия степняки, те же скифы или киммерийцы (которые, кстати, такие же скифы), а не какой-то таинственный народ, упавший на головы европейцев с неба.
Сами потомки кельтов до сих пор хранят легенды о своём азиатском происхождении. Эти предки шотландцев, ирландцев, валлийцев были кочевниками, покорившими и населившими европейский континент. Их отличала такая же особенность степных народов, как страсть к передвижению, бродяжничеству, рыцарским приключениям, подвигам, походам, покорению новых земель и народов.
Именно кельты – первые рыцари Европы, внедрившие в культуру европейцев кодекс степной рыцарской чести, а их король Артур – типичный герой степных легенд, странствующий рыцарь, покоривший сердца своим благородством, умением править людьми, да так, что был посажен на королевский трон, скорее всего, не по праву рождения, а за заслуги перед Отечеством.
Неслучайно, что его генетические корни некоторые европейцы ищут в степных просторах.
Например, Ховард Рэйд в книге "Король Артур — Дракон" утверждал, что Артур был... представителем кочевых племен сарматов, живших в степях и которого римляне привезли в Британию. Этот писатель, анализируя старинную легенду, согласно которой король Артур восстанет из могилы, когда на Англию нападут враги, считал, что истоками этой и остальных легенд об Артуре и его рыцарях являются предания сарматов.
Оставив на время эту удивительную и даже сногсшибательную версию, выясним в каком веке жил этот герой?
Снова возьмём на вооружение историческую ретроспективу. К I в. до н.э. бритты полностью заселили остров, который стал назваться Британией, а затем Великобританией. К III в. н.э. остров был лишь частично завоёван римлянами, появилась имперская провинция со смешанным бритто-римским населением, ставшая в III-IV вв. христианской. Но предков ирландцев и шотландцев римляне не смогли покорить, поэтому они отгородились от их набегов каменной стеной, руины которой сохранились до сих пор.
В 407 году, ввиду угрозы для Рима со стороны готов, римские легионы ушли из Британии, обрекая её на самостоятельное существование. Началось кратковременное кельтское возрождение и отрицание римских обычаев.
Но в середине V в. остров подвергся наплыву с моря германских языческих племён: ютов, англов и саксов, захвативших часть земель на побережье. В начале VI в. бритты и потомки римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. К середине века им удалось нанести захватчикам ряд поражений, но в 60-70-е гг. вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено. Но бритты, не смирившись с этим, вели партизанские и народно-освободительные войны, одним из предводителей которых и был знаменитый Артур, которого можно считать не только легендарным, но и реальным человеком. О его реальности остались кое-какие сведения.
Первым, кто написал об Артуре, был монах из Уэльса, Ненниус. В "Истории бриттов" (точное время написания не выяснено, где-то от 796 до 826 гг.) он упоминает некого великого воина по имени Артур.
Последнее упоминание содержится у неизвестного валлийца, который в 956 г. составил историческую хронологию "Камбрийские анналы", где отмечал: "516 г. — битва при Бадоне, во время которой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями... 537 г. - Битва при Камланне, во время которой Артур и Медраут убили друг друга, и мор наступил в Британии и Ирландии".
Получается, что Артур жил и умер в 6 веке нашей эры. В любом случае, этническое происхождение Артура, будь он бриттом или сарматом, указывает на то, что он был степняком. Поэтому в европейских исторических анналах, легендах и сагах о нём надо искать и другие показатели его восточного генезиса, какой бы вой по этому поводу европоцентристы не поднимали.
3. Тайна «Круглого Стола» Артура
В этом отношении выдвинем сенсационную гипотезу о круглом столе этого короля. Как утверждается в легендах, король Артур был правителем мудрым и демократичным. То есть он принимал решения не самолично, а в результате тайного Собрания или Совета рыцарей Круглого Стола. Этих рыцарей, включая самого Артура, было всего восемь человек: Ланселот, Гавейн, Галахад, Персиваль, Ивейн, Пеллиас и сэр Герайнт.
Нет ли какого-либо сакрального смысла в этой цифре?
Как известно, цифра 8 – древний символ тюрков и тюркоязычных племён. 8 – восьмигранник, восьмиугольник (знаки тюрков – оберег, печать, символ этноса); 8 – знак амазонок - любовь, сплетение колец, брак между мужчиной и женщиной, секс (О.Сулейменов); 8 – 2 спаренные юрты; 8 – число спиц на тюркском колесе; 8 – восьмистворчатая юрта, создающая иллюзию круга; 8 – суть казахской (тюркской) идиомы «сегiз кырлы, бiр сырлы» и т.д. Все эти знаки и значения были присущи Круглому Столу короля Артура.
Во-первых, надо сразу выяснить геометрическую фигуру стола. Тут можно и нужно выдвинуть поразительную и смелую гипотезу: стол Артура был не кругом, а равносторонним восьмигранником! За каждой гранью его сидело по одному рыцарю, но визуально стол выглядел круглым. Вспомним, как ошибался грек Приск при посещении царской орды Атиллы. Бревенчатую восьмигранную юрту-терем он ошибочно счёл круглым строением. Но ведь из брёвен круг не сомкнёшь и не образуешь! Точно таким же был и стол.
Ни восьмигранных, ни круглых столов Европа того времени не знала, вот почему крайнее удивление от восприятия этого чудо-стола осталось в памяти на века. Восьмигранные знаки проникли в Европу вместе с кельтами, потомки которых увезли их затем по океану даже в Америку.
Восьмигранный стол символизирует не просто равенство граней, а равенство и четкость прав каждого сидящего за ним (советников, заседателей, пирующих).
На современном языке данная фигура означает коллегиальность и демократию, но одновременно и чётко определённые границы и черты ответственности. Решения «Круглого Стола», как и ныне, принимались в результате голосования Совета из семи рыцарей, Артуру же оставалось лишь принять их к исполнению. Вот за что бритты и уважали своего короля. За его умение выслушивать и уважать мнения тайных советников, принимать их общее решение, не нарушать его, а воплощать в жизнь.
Во-вторых, отсюда удивительным образом раскрывается смысл казахской идиомы «сегiз кырлы, бiр сырлы»: «восемь граней единого таинства». Разумеется, восемь граней – это грани стола и количество членов Совета, а единое таинство – тайные и единые решения, принятые в результате обсуждений, анализа, голосований.
Эта древняя традиция проникла и в Казахию. Жырау и батыры всегда призывали и народ, и ханов идти по «дороге дедов», под которой подразумевали демократическую Конституцию, основными принципами которой были народное управление государством, коллегиальность решений законодательной власти в лице Совета Старейшин, чёткое и строгое следование им со стороны исполнительной власти (ханов, султанов, полководцев и т.д.)
Выходит, кельты уже тогда шли «по дороге дедов», внедрили обычное степное право или конституцию в жизнь и юриспруденцию Британии, а Артур строго придерживался этих принципов.
На этот факт европейские создатели легенд особого внимания не обращали. «Круглый Стол» Артура описывался ими большей частью всего лишь как пиршественный стол.
Но ведь не всегда был мир, чтобы устраивать бесконечный пир.
Даже более того, вся история средневековья соткана из войн и политических договоров, которые решались мечами и умами советов, заседавших за столом переговоров, которые не всегда были круглыми…
И, наконец, «восьмёрка» участвовала и в созидании рыцарской «философии любви». Кельские друиды времён Артура разрабатывали основы моногамного брака. У каждого рыцаря должна была быть только одна «дама сердца» и только с нею он мог сплестись кольцами. Этот брачный обычай «обручения-окольцовывания» распространился затем по всей Европе.
4. На каком языке разговаривал Артур?
Ещё раз повторим, что население Британии времён Артура было разнообразным. Сначала бритты смешивались с древними племенами острова, а также со своими кельтскими соплеменниками.
Затем они частично смешались с разноязыкими племенами, которых уже обобщённо называли римлянами. Впоследствии они объективно вступили не только в военные столкновения с германскими племенами ютов, англов и саксов, но и в культурно-языковые связи.
На островах «Туманного Альбиона» в этой этнической и языковой каше возобладал, в конце концов, пересол англосаксонского языка, иначе говоря, одного из германских языков, который мы ныне называем английским. Ранее всех его переняли бритты, а ирландцы и шотландцы сопротивлялись намного дольше.
У тех же кельтов, оставшихся на материке, и которых раньше обобщённо называли галлами (галатами), оказавшихся в такой же каше народов и языков, верх одержал романский язык, т.е. официальный язык Рима, называемый ныне «мёртвым» (латинским) языком, перешедшим затем в языки современной Европы: испанский, португальский, итальянский, французский.
Разумеется, эти исторические и языковые коллизии наложили свой отпечаток на язык не только бриттов, но и других кельтов и материка, и островов.
До окончательного размежевания и формирования современных языков кельтский язык подразделялся на такие составные части, как бретонский, валлийский, ирландский, кельтиберийский, кумбрский, бриттский, корнский, лепонтийский, мэнкский, пиктский, шотландский и даже обобщённо называемый галльский язык.
Все эти разновидности богатейшего языка европейские лингвисты, особо не задумываясь, отнесли к индоевропейской группе языков оптом.
Но если гнуть обозначенную нами линию восточного генезиса кельтов, то дело обстоит не так просто. Для открытий хотя бы некоторых данных в «кельтологии» методологически крайне необходимо «подключать» к исследованиям языки кочевой Степи (тюркские и монгольские) и полукочевой Лесостепи (славянские и угорские).
Для того чтобы ответить на вопрос о древнем языке бриттов, иначе говоря, языке Артура, его надо ставить лингвистически шире, исторически глубже: на каком языке разговаривали кельты «вообще». Если рассматривать предмет в таком ракурсе, то убеждаешься, что древний и исконный язык кельтов (бриттов и др.) окончательно не исчез, а отложился в антропонимах, топонимах, этнонимах, а также в наименованиях различных предметов и вещей. Их прочтение требует огромного напряжения сил, грамматических и исторических изысков, сопоставительного анализа. Охватить все эти области имён практически невозможно, но можно сделать хотя бы относительно небольшой анализ.
4.1. Тюркско-кельтские этнонимы и антропонимы
У кельтов был богатейший именослов. До их появления Европа таким разнообразием людских имён не обладала. На этот факт обращали внимание как европейские, так и русские исследователи. Например, весь «набор» латинских имён не насчитывал и двух десятков, а «женщины практически до конца Империи не имели личных имён, сохраняя только родовые и различаясь внутри семьи порядком рождения: Майора, Тереция и т.д.» («Откуда, есть, пошла Русская земля», М., 1986, с.639).
Вплоть до XVIII-XIX вв. у русских, поляков и др. потомков венедов, славян «одни и те же имена уживались в одной семье, вроде «Ивашко большей, средней Ивашко, третей Ивашко». У польского хрониста Яна Длугоша было десять братьев с тем же именем. Одноимённость сохранялась и у простонародья Германии» (В.А.Никонов «Имя и общество», М., 1974, с.12-13).
Да и аристократы Европы разнообразием имён до кельтов, а затем и гуннов, не блистали. Известен смехотворный факт, когда «на пиру в г. Байо собралось 117 Вильгельмов» (Д.Н.Егоров «Колонизация Макленбурга...», М.,1915, т,1, с.366).
Активный процесс образования имён обычно приходится на время перехода к военной демократии и классовому расслоению. Личность противопоставляется в именах общине, родословные древа отдельных родов - генеалогии племени. Уже по принципу наибольшего разнообразия тюрко-монгольских и кельтских имён можно утверждать о том, что эти кочевники по своему развитию опережали древний и средневековый европейский мир. Кельты, например, времён Артура уже представляли развитую военную демократию, ярким проявлением которой и был Совет Круглого Стола «короля» Артура.
Обычно племена, позднее пережившие разложение общинного начала, заимствуют имена у народов, ранее прошедших этот путь, прежде всего, конечно у народов, воинская слава которых привлекала сказителей и песнотворцев. Кельты (галлы) принесли в Европу невиданную там культуру. А то, что римляне навесили на них ярлык «варвар», совершенно не означает их дикость и отсталость.
Вообще, первоначально слово варвар означало такие понятия, как «другой», «чужой», «иной», «отличный». Лишь затем это слово приобрело уничижительный, пренебрежительный, оскорбительный оттенок. Ведь вся Европа, включая Рим, охотно и восторженно перенимала именно имена «варваров», которые были воспеты в песнях кельтских бардов, искусству которых Европа того времени поражалась и копировала его. Все позднейшие певцы, поэты Европы (трубадуры, скальды, певцы «шансон де жест», витии) произошли от кельтских бардов.
Древнейшие имена, особенно восточные, подразделяются по многим критериям.Одни просто повторяют племенные или родовые наименования.
Другие означают имена-пожелания, имена-повеления.
Третьи - геройские имена: Храбрый, Удачливый, Великолепный и т.д. Четвёртые фиксируют титул или атрибуты власти. Широко были распространены прозвища и клички. С этих-то позиций и надо рассматривать имена.
Имена-пожелания у кельтов поразительно схожи с тюркскими. Возьмём некоторые имена-повеления на базе глаголов-императивов ТУ (роди), ТУР (живи, будь здоров, сохранись и т.п.)… ТУад (буквально, - родит, ирландское имя). В первые века нашей эры кельтские племена Ирландии делились на небольшие общины под названием туат (размножатся, преумножатся). ТУдор (тудыр – продолжи род, роди, отсюда - знаменитая уэльсская династия ТЮдор). АрТУР - Ар (достоинство, лев, честь) + тур (живи). То есть семантика имени нашего героя есть пожелание: «Живи достойно, гордо, как лев». Что, собственно, он и сделал. ТУР, ТОР (в легенде – сын пастуха). ТУРистан=ТРистан (Тур + стан, т.е. становище, страна). Попутно заметим, что и возлюбленная Тристана, Изольда, тоже обладала тюркским именем: iz (след, потомство) + аldi (получила) = "получит потомство". ТЮРИНГИЯ (страна тюринов или тюрков?) и ЛОТАРИНГИЯ - Улы (великая) + Тюрингия). В этой связи из легенд об Артуре и истории кельтов неожиданно всплывают, несомненно, тюркские имена. Например, ТУРКВИН (коварный рыцарь, обманом заманивший Ланселота и заточивший его в темницу). Если учесть, что буквы-звуки «в», «б», «м», а также «и», «е», «а» свободно переходят друг в друга, то тут мы получим всем известный этноним «туркмен»!
Ещё один пример. В 5 книге Тита Ливия «История Рима от основания города» пишется, что галлы (кельты), перевалив через Альпы, появились в Северной Италии в 600 году до нашей эры.
Тогда высшая власть у кельтов принадлежала племени под именем БиТУРИК, которое давало «кельтскому миру царя».
Как тут удержаться и не вспомнить сколотов Геродота, т.е. «царских скифов», которые тоже давали царей скифским племенам!
Царей другим народам давали и борижегены, т.е. род Чингисхана. Тождество степной традиции налицо!
Не удержаться также от прочтения этнонима битурик: би (правитель, властелин) + turik (турiк, тюрк)!
Выходит, слова тур, тюрк, турк, туркмен существовали в Европе ещё за 12 веков (а то и более) до появления тюркских каганатов!
Но, несомненно, одно: тюркский язык существовал задолго до появления на исторической арене тюрков как таковых, т.е. этноса под названием тюрк. До тюрков, как таковых, на нём говорили киммерийцы, скифосаки, ишкузы, хунну-гунны и другие народности Великой Степи. Точно так же русский язык существовал до появления на исторической арене самих русских (венедский, славянский язык).
Очень много «кельто-тюркских» (гуннских) родовых имён, связанных с такими этимонами как РУ (род), УРЫК (семя, потомство), несущих имена словно локомотивы.
РУалд, РУалда – Ру + алды (взял, принял) = «выбрал род» или «положил начало роду». Роберто (Роберт - король Шотландии) – Ру + берды (дал) = «дал начало роду». РУман, РОман, РУмын, где манн, ман, мын, мон – человек, Роман – «родовой человек». РОллан (РУ + улан) - «сын рода». РУслан – русыз (безродный) + улан = «безродный мальчик». РУар – «честь рода». РУлав, РУлау – «относить себя к роду». РУтен – Ру + тен (равный) = «равенство родов» (рутены – галльское племя). РОГволод - Урык (семя, потомство) + болат (будет) = «будет потомство», «продолжит род». Рогнеда – Урык + енеди = «семя внедрится».
Кельтские геройские имена обнаруживают сходство с тюркскими на базе титула «ЕР». Ер – звание или титул воина-героя. В тюркском именослове оно предваряло имя (Ер-Мамай, Ер-Кокше, Доспамбет ЕР Айдамет, ЕРулан, ЕРлан, ЕРмек, ЕРжан и т.д.). Или же являлось окончанием имен: БектЕР, ТамЕР, КемЕР, СамЕР и т.п.
Затем значение слова трансформировалось и стало обозначать просто слово «мужчина», хотя когда-то не все мужчины могли быть ЕРами.
В Европе (опять после кельтов) это краткое слово превратилось в окончание имён мужского рода, а, в конце концов, - даже неодушевленных предметов.
Если отсечь два последних варианта в качестве оболочек, утерявших ядро семантики, то можно отметить, что древние кельты вначале знали значение этого слова и на его базе образовывали имена.
Вот лишь некоторые из них…УтЕР – отец Артура. Ут (огонь, в некоторых случаях - фаллос) + ер (мужчина) = «огнь-муж» или «производитель потомства». ЭктЕР или Эктор - опекун и воспитатель Артура. БедивЕР – рыцарь-ветеран в легендах об Артуре. MutER (шотландское имя). ДюрЕР – тёр (место для знати, т.е. тёре) + ер (муж) = Дюреер («Знатный муж», «Из знати»). Ричард («Ричард Львиное Сердце», вождь крестовых походов, король Англии). Не только «львиное сердце» Артура он взял себе, но и своё тюркское имя: Ер + чард (чард, шарт – клятва) = «Мужская клятва». Слово шарт проникло и во французский лексикон, обозначая ту же самую клятву, обет, устав. Ерчарды через перестройку первого слога и выпадение мягкого «ы» превратилось в имя Ричарда.
Много имён, возникших на базе глаголов «взять» и «дать».
Закономерность в том, что людей брали в плен, на воспитание, включали в состав рода, усыновляли, давали им имущественные права, наделы и, соответственно, имена.
Брать (взять) на тюркском языке алу, в прошедшем времени – алды (сокращённая форма – алд). Дать, предоставить – беру (берд – дал, бер – дай). Отсюда и имена…
Alwedd (валлийский вождь) – Al (возьми, перед, авангард) + wedd (вет, бет, т.е. лицо) = «Возьми правление (в свои руки)», «Главное лицо», «Ведущий».
Алдан (Аед Алдан - ирландский король и поэт 8 века) – «Взятый». Это имя до сих пор распространено у казахов и других тюрков.
Джеральд (Джеральдин) – джер (земля) + алд (взял) = «Землю взял», «Надел получил».
Арчибальд - Арчып (очистив) + алд = «взял, очистив» (от скверны, иноверия?).
Арнальдо (Арнольд, Орнальдо) – 1) Арналды – предназначен, посвящён; 2. Орн (место) + алды (получил); 3.Арын + алды = «честь его отобрали».
Керолайн – Кері (обратно) + алайын (возьму-ка) = «Возьму-ка обратно» (отверженную жену?).
Эсмеральда – есім (имя) + ер + алды = «Моё имя Ералды», т.е. «Взятая замуж».
Руалда – Ру + алды = «получила род». То же самое Рональдо – Руын алды = «взял (начало) своего рода», родооснователь. Гарибальди – Гарып, Карып (вцепившись, словно когтями) + альди (схватил, захватил) = «Взял, вцепившись».
Освальд (Освальдо) – осып (разрезав, от глагола осу - разрезать) + алды (взял) = «взяли (вытащили), разрезав» (через кесарево сечение?). Не надо удивляться, ибо животноводы ещё в глубокой древности владели этим приёмом по получению плода. Многие современные медицинские методы - давно забытые их аналоги.
Эльбер – «Страну, землю, народ создай» (имя-пожелание). Роберто (Роберт – король Шотландии) – Ру + берд = «Дал родопродолжение». Альберт – Аль (сила, мощь) + бердi (дал) = «Мощь дали».
Сигизберд (франкский король 560- 567 годов) – Сигиз (восемь) + берд = «Дал восемь (детей?)». Для сравнения: король Сигизмунд – буквально – «Восьмипечальный» (мун – печаль, тоска, мунды – печальный).
Не менее удивительны и другие имена…
Баудик, Калгак (руководители восстания бриттов против Рима). Баудик: бау (привязь, завязка, петля) + дик, дык (префикс) = «Привязка». Калгак: Кал (останься) + гак (префикс) = «Оставшийся», всё равно, что и калмак (калмык).
Кармак (до сих пор кармак на тюркском есть «крючок») – вождь Западной Ирландии, в конце 2 и в начале 3 века захватил соседние области и создал сильное объединение племён. Похоже на прозвище, т.е. он «окрючил», вонзился крючком в чужие земли.
Акколон = Ак кулын («Белый жеребёнок», рыцарь времён Артура).
Актавиан – Ак (в данном случае, - белый) + табан (нижняя часть стопы). Свирепый император Рима, основатель романского мира, его имя, выходит, римляне переняли у кельтов. Для сравнения казахская идиома: «Актабан шубырынды, Алакол сулама». Имя затем превратилось в Степи в кличку собак.
Акон – иллирийское племя. Акун, Якун – поэты-барды. До сих пор поэтов мы называем АКЫНами…
Арманд – Мечтатель. В казахском и французском – Арман.
Артамон – Орда + мон, ман (человек, душа) = «Ордынец».
Аскольд – ас (пища) + колды (кол – рука) = Асколды – «Щедро раздающая пищу рука».
Бартольд – барi толды («Всё наполнилось»), аналог – Баркельд - Бары келдi - Барекелдi – «всё пришло, всё встало на свои места».
Бауэр – БАУРами мы называем своих кровнородственных братьев.
Вильгельм – билик (знание) + елим (моя страна) = «Наимудрейший в моей стране». Для сравнения: Билик-хан.
Ганс – ган (кровь) + ис, иш (пей) = «Кровь пей», «Кровопийца». В казахском – Каныш (Сатпаев). Дарен (Дарын - талант).
Дженис - Женис (победа), отсюда – Дженни, Женни, Дженнифер.
Тиль (язык), вспомним «Легенду о Тиле». Тилен – кельтское племенное название: «Язык, укоренись». Племя обитало в Подунавье, а затем ушло в малую Азию. Дильда = Тiлдi («Языкастая»). Дюма = Тума (родня, родственник). Жан – Душа, Человек. Йордан – Ордадан – «Из орды».
Лермон – Ул + ер + мон (ман) = «Сын героя-человека». Предки великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова были из Шотландии.
Теренций (а затем Терентий) – терен (глубокий, в применении к людям, всегда означает глубокую мысль) = «Глубокомысленный».
Хуан - «Радуйся». Модельные имена у казахов: Хуандык, Хуантай, Хуаныш и т.д. Хансен - 1) хан + сен (сон, сын) = «хана сын»; 2) хан + сен = «Ты – хан».
Сальвадор – сал (поэт-рыцарь) + батор, батыр (герой) = «Поэт, герой-рыцарь». Чарльз (Чарли, Шарль) – чарлыс (жарлыс, жарылыс - взрыв) = «Взрывной».
Конрад (Первый, Второй, так называли в раннем средневековье германских императоров): конр (коричневый) + ат (конь, имя), что соответствует масти лошади (буланый) и названию тюркского племени Конрат.
Отто – от (огонь) + ты (аффикс принадлежности) = «Огненный», «Человек-огонь». Оттокар – отты (огненный) + кар (по-тюркски - часть руки, по-кельтски – друг, а друг – удлинение руки) = «Огненный друг».
Вообще, имена со словом кар были модными у корнуэльцев. Например, КАРмен, КАРмон («Человек-друг). Для сравнения: КАРдаш (у огузов, например, азербайджанцев – друг, брат), КАРындас (у казахов – «единоутробник»).
Ян, Жан, Джан- простые тюркские имена: Душа, Человек (Йан, Ян - огузский диалект, Жан – кипчакский, Джан - карлукский). Все Жаны, Жанны, Яны, Джаны (Джоны), Иоанны, Иваны, Януары (январ, жаны бар, жануар – животное, отсюда и животны


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Ян, Жан, Джан- простые тюркские имена: Душа, Человек (Йан, Ян - огузский диалект, Жан – кипчакский, Джан - карлукский). Все Жаны, Жанны, Яны, Джаны (Джоны), Иоанны, Иваны, Януары (январ, жаны бар, жануар – животное, отсюда и животный цикл календарей, начинающихся с января) и подобные имена созданы на базе тюрко-кельтского языка (разумеется, такого языка в официальной лингвистике нет).
Верность хода исследований доказывается и более поздними фактами. Например, при появлении в Европе гуннов их имена стали модными, особенно у готов (Йордан). Хуннильда, Гуннильда, Гунвар, Гунтарь, Гонтарь, Атилла, Этцель, Атли и т.д. Даже Шекспир был заворожен именем Атиллы, да так что нарёк им своего трагического героя: Отелло.