е. те, кого мы для краткости называем "правителями"), не является чем - то изначально присущим. Эту силу они получают извне, из общества, которым они управляют.Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими, ни обладающими самовоспроизводящейся силой. Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счете от сотрудничества населения и общественных институтов.Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников, таких как:Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и ее легитимность в глазах подданных.3. Знания и навыки.Умения, знания и возможности этих людей, их способность удовлетворять потребности правителей.Санкции. Характер и сила принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных, так и в международных конфликтах.Почти всегда существует проблема, в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии; исключительно редко (если не сказать никогда) складывается ситуация, когда все они даны полностью или полностью отсутствуют. Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников.Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех, кем управляют. Отвергая их право руководить, подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение, которое только и делает существование правительства возможным. Эта потеря власти ведет к дезинтеграции силы правителей. Когда потеря власти достигает крайней степени, это угрожает самому существованию такого правительства.Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима, потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы. Как экономическая, так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей, организаций и малых групп, а правители зависят от их сотрудничества и содействия. Чем более обширен и более детализирован контроль правителей, тем более они нуждаются в подобном содействии.Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия, не только отдельных членов общества, должностных лиц, служащих и т.п., но и организаций и институтов (даже второстепенных), которые образуют систему в целом. Это могут быть министерства, организации, отделения, комитеты и т.п. Однако эти ин дивиды, группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия, достаточного для того, чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс. Границы принужденияЕсли перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки, то они должны все больше прибегать к принуждению. Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество, правители могут применять санкции (или наказания). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому, что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть, другая часть остается преданной и осуществляет ее политический курс.Но это, однако, еще не вс. Правящая группа также в свою очередь, должна быть объединена чем-то иным, нежели только санкциями и, следовательно, ткже является уязвимой для внешних воздействий. К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя, так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных, которая может быть ограничена или прекращена. Но правителям нужна не пассивная поддержка, а явное проявление исполнительности людей и большое число помощников. Однако все усилия добиться этого содействия путем принуждения будут недостаточными, если власть правителей не будет ограничена.Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты кризисов. Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных, которым они угрожают лил против которых они применяются. Во многих ситуациях люди должны, как порой поступают на войне солдаты, не отступить перед лицом опасности. Даже в случае применения санкций, всегда существует возможность выбора, проявления своей воли. Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться. Они могут и не сделать этого.В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются, и это представляет серьезную угрозу силе правителей. Объединенное сопротивлениеНаличие каждого из источников силы, кроме того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества, покорности, повиновения и содействия, которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества. Эта зависимость при определенных обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путем уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения.Если силу правителей можно регулировать путем отказа от помощи и повиновения, тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены. К тому же, необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий, направленных на то, чтобы вынудить к покорности. Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае, если только пропадет или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен. Такая акция станет политически значимой. Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных, несотрудничающих институтов, а также степени зависимости правителей от этих факторов. Следовательно, проблема контроля над силой может быть решена путем изучения того, как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества.Если отказ от одобрения, сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей, тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных; а мнение о том, что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достается стороне, обладающей большей способностью к насилию, является ошибочным. На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению.Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко: во-первых, непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества. Во-вторых, должна быть проведена групповая или массовая акция. Когда правящее меньшинство сплочено, а управляемому большинству не хватает независимой организации, тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию. Они будут бороться один на один. Эффективное действие, основанное на таком понимании силы, нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении. Структурные основы обществаСтруктурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей. Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов, в которых и сконцентрирована политическая сила.Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу, и от ситуации к ситуации. Одни способны включать такие социальные группы и институты, как семья, социальные классы, религиозные и национальные группы, профессиональные и экономические группы, небольшие поселения и деревни, города, провинции и регионы, органы местной администрации, организации добровольцев и политические партии. Но чаще всего эти органы силы являются традиционными, укоренившимися, официально признанными социальными группами и институтами. Иногда они могут быть организованы не столь формально,могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям.Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других, т.е. правителей или других органов власти и силы. И поэтому чрезвычайно важно их количество, степень их централизации или децентрализации, принятые в них процедуры выработки решений, степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности.Структура сил общества, а также их взаимосвязь, значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя. Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами, власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям, так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию. Подобная ситуация ассоциируется с политической "свободой". Когда же, с другой стороны, органы силы существенно ослаблены, подорваны, или путем различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий, тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой. Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию. Такая ситуация ассоциируется с "тиранией".Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий, в которых действуют органы силы. У общества, в котором существуют группы и институты, обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию, больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании, чем у общества, в котором все подданные одинаково бессильны, так как в нем не существует структур, с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей.Источникам власти правителей угрожает опасность, как правило, только тогда, когда одновременно большое количество подданных (или социальные группы или институты) уклоняются от содействия, сотрудничества и повиновения. Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение.Таким образом возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества будет определяться следующими факторами:1. желанием народа контролировать эти силы;2 .количеством независимых организаций и институтов;3. степенью их независимости;4. характером источников силы, контролируемых этими институтами;5. степенью влияния на социальную силу и контроля за ней иЕсли все эти факторы наличествует в достаточной степени, то общество может выбирать, предоставить ли силу правителям или ограничить, а может и совсем перекрыть их доступ к силе.Cледовательно, изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять правителей, подчиняться им, сотрудничать с ними и выполнять их намерения. Ослабление силы правителейКогда люди отказываются от сотрудничества, уклоняются от помощи, проявляют стойкость в своем неповиновении и открытом неподчинении, они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система. Граждане могут неподчиняться законам, которые они отвергают. Рабочие могут прекратить работу, чем парализуют экономику. Служащие могут отказаться исполнять инструкции. Солдаты и полиция могут действовать пассивно при проведении репрессий; они могут даже взбунтоваться. Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно, правительство или иерархическая система теряют силу. Люди, которые были " правителями", становятся обычными людьми. Все меняется из-за того, что человеческое содействие, создающие и поддерживающее политическую силу режима, исчезло. И поэтому сила режима уничтожается.Однако, чтобы обладать эффективной силой против властвующих правителей, недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости. Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия. Людям необходимо знание техники, основанной на этом понимании существа силы, включая специфические методы этой техники, динамику развития, необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и тактики. Реализация этой техники должна быть умелой. К этому относится и умение настаивать на своем, несмотря на репрессии. Нам необходимо более полное знание техники ненасильственных действий - той техники, которая основана на нашем понимании природы силы. Система ненасильственных средств борьбыНенасильственное действие представляет собой совокупность средств борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение "битв", нуждается в мудрой стратегии и тактике, в мужестве своих "солдат", дисциплине и способности к жертвам. Чтобы победить, люди, стремящиеся к этому ненасильственным путем, должны умело применять избранную ими тактику действия, осуществлять необходимые условия настолько эффективно, как только они могут. Хотя бытует мнение, что достижение успеха ненасильственным путем требует гораздо больше времени, чем насилием, это не всегда верно. Временами ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно быстрого срока.Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как реализацию теории силы, о которой говорилось выше. Четко различаются три определенных класса ненасильственного оружия в ненасильственной борьбе: ненасильственный протест и убеждение, несотрудничество и ненасильственная интервенция. Эти виды оружия ненасильственной борьбы могут изменить существующие социальные, экономические или политические отношения и одновременно основательно изменить баланс сил.Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке убеждения, осуществляемого не при помощи слов, а посредством кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной интервенции. К этим действиям относятся: демонстрации, пикетирование, расклеивание плакатов, обучение, траурные митинги и митинги протеста.Действия могут быть спонтанными или запланированными, законными или незаконными. Методы несотрудничества разделяются на три категории:етоды экономического несотрудничества (подразделяющиеся на экономические бойкоты и забастовки) ;Mетоды политического несотрудничества (также известные как политические бойкоты).Умение групп ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества - социальным, экономическим или политическим является чрезвычайно важным в динамике ненасильственной борьбы.Методы ненасильственной интервенции, применяемые в определенных ситуациях, коренным образом изменяют ее. К ним относятся посты, сидячие забастовки, протесты, ненасильственные заграждения, утверждение новых социальных установок, альтернативные экономические структуры, розыск тюремных заключенных, продолжение работы без сотрудничества, создание параллельного правительства. Овладение силойНенасильственные действия прибегают к силе как для противодействия оппоненту, так и для достижения своих целей. Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники силы оппонента, ненасилие может быть рассмотрено как более прямое действие, чем политическое насилие. Если ключевые спорные вопросы носят в основном экономический характер, то и сопротивление должно носить экономический характер. Если эти вопросы являются в основном политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от населения, то сопротивление может быть политическим. Вместо нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов, которые являются видимым выражением их силы, ненасильственные санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы: сотрудничеству и повиновению. Например, массовые забастовки могут парализовать экономику, а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию.Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как более опосредованное, не прямое воздействие на силу оппонента, чем это осуществляет насилие. Это осуществляется с целью подрыва позиций оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою возрастающую силу и поддержку, которая им оказывается. Например, провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями, ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать, что репрессии оппонента не в состоянии запугать население. Продолжительное сопротивление наряду с поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных сторонников правителей отчуждение от них и, таким образом, ослабить их.Число сопротивляющихся может расти, и поддержка их также может очень значительно увеличиться. Все это происходит вследствие того, что насилию оппонента противостоят опосредованно.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев