Подробнее: https://arkhangelsk-news.net/society/2025/08/04/174194.html Плакаты воссозданы современными художниками на основе фотографий, сделанных на заводе «Красная Кузница» в Архангельске. В советское время такие изображения были частью повседневной жизни рабочих.Организатор экспозиции — общественное объединение «Пространство «История судоремонта». Общественники стремятся возродить забытый музей «Красной Кузницы» и показать историю соломбальского судоремонта в новом формате. Пока планируются работы внутри музейной экспозиции, команда представила выездную выставку.
— Когда мы перебирали экспонаты, наткнулись на папку с фотографиями советских плакатов. Решили, что из этого же можно сделать полноценную выставку, чтобы показать, насколько интересной может быть тема судоремонта, — рассказал директор регионального общественного объединения «Пространство «История судоремонта» Богдан Чадромцев.
На фотографиях — широкое разнообразие плакатов. Одни указывают на использование средств индивидуальной защиты, а другие напоминают: рабочего дома ждет семья. Каждый плакат не просто говорил о важных мерах безопасности. Таким способом пытались воздействовать на умы рабочих и бороться с травматизмом на производстве.
— Многие фигуры на плакатах нарисованы в так называемом «положительном виде». Это уверенные, собранные рабочие, подающие пример. А в контраст им — неряшливые герои, попадающие в курьезные или травмоопасные ситуации, — объясняет Богдан Чадромцев.
Размещались такие плакаты непосредственно на рабочих местах, а также при входе на территорию завода. Плакаты рекомендовали менять строго по графику, чтобы «глаз не замыливался», а изображения не теряли своей агитационной силы. Аналоги таких плакатов существовали и за рубежом — там даже был свой постоянный персонаж, «всезнайка», который всегда ошибался. Этот образ повлиял и на советскую традицию.
На всесоюзном уровне были сформированы рекомендации по изображению плакатов, использованию цветов и шрифтов. Примечательно, что многие плакаты рисовали непосредственно на предприятиях.
— Мы предполагаем, что каждый плакат — это авторская работа местных художников. Возможно, они вдохновлялись плакатами других организаций, но итоговая идея и исполнение принадлежали нашим, соломбальским авторам, — подчеркнул Богдан Чадромцев.
При подготовке выставки не смогли найти оригиналы плакатов, поэтому современные художники их заново перерисовывали на основе сохранившихся черно-белых фотографий. При этом каждый автор самостоятельно принимал решение, в какие цвета должны быть окрашены элементы плаката.
— Мы даже попробовали подключить нейросеть для раскраски фотографий. Но она оказалась не совсем точной. Например, раскрасила баллон с кислородом в желтый, хотя точно известно, что он должен быть голубым, — рассказывает Богдан Чадромцев.
Каждому плакату на выставке сопутствует QR-код, ведущий к аудиогиду. Его подготовили психологи Соня Махник и Ксения Никонорова. Они раскрывают психологический подтекст изображений.
Так, на одном плакате изображены дети, Рисунок сопровождается подписью: «Мы ждем вас домой здоровыми». Обращение к родителям привлекает внимание к плакатам и подчеркивает важность рабочего для его детей. Таким образом, человек понимает, что безопасность — это не просто соблюдение правил, а забота о тех, кто ждет дома.
Другой плакат гласит: «Чтобы видеть труда своего красоту, соблюдай порядок и чистоту». Фигура мужчины на плакате — это собирательный образ сильного, сосредоточенного и аккуратного советского рабочего, который воспринимается как пример для подражания. Такой плакат не просто учит, а вдохновляет: хочешь стать таким же — начни с чистоты на рабочем месте.
Выставка проходит в творческом пространстве «Тишина» по адресу: улица Беломорской Флотилии, 3 — в старинном доме купцов Макаровых. Она завершится 15 августа, после чего плакаты займут свое место в музее завода «Красная Кузница».
Александр Гавзов, фото: Варвара Морозова, Александр Попов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев