Давайте разберемся, на что здесь в первую очередь обращать внимание.
Большинство производителей авто, создавая свое детище, рассчитывают мощность, экономичность и ресурс двигателя под определенную вязкость масла. В международной системе традиционно используют универсальную характеристику этой вязкости, так называемую SAE (англ. society of automotive engineers), которая показывает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС.
Возьмем пример условного обозначения, которые указывают обычно производители масел. Для наглядности пусть это будет один бренд:
0W40, 5W40 и 10W40
Первая цифра обозначает минимальную температуру масла.
В нашем случае, если сначала стоит ноль, проворачивание коленвала допустимо до -35 ºС, при этом прокачиваемость масла – чуть больше, до -40 ºС.
Число после дефиса указывает на вторую характеристику - максимальную вязкость масла при 100 ºС. Так, в нашем примере показатель «40» - это диапазон от 12,6 до 16,3 сСт. Эти же показатели применимы и для температуры 150 ºС. Для сравнения, «20» - это коридор от 5,6 до 9,3 сСт.
Главный вопрос: какая вязкость лучше?
С зимним режимом все просто: густое масло насос прокачать не сможет, и очевидно, что с таким маслом стартер не провернет мотор. Здесь главное смотреть на первое число в обозначении масла. Чем оно меньше, тем меньше будет износ двигателя при пуске.
Как-то не логично, подумаете Вы… Ведь чем выше вязкость масла, тем лучше защита деталей от износа, тем больше слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами.
Не совсем так. Чем толще слой масла, тем медленнее отводится тепло от поршня, что быстро приведет к перегреву поршня, и, соответственно, к большему трению.
Максимальная вязкость - показатель не только для высоких температур, но и для прогрева двигателя. Чем больше вязкость, тем выше трение. А сама вязкость напрямую зависит от температуры. «Полевые» исследования показали, что при комнатной температуре вязкость при показателях «30» и «50» почти в 2 раза выше, а это значит, что и расход топлива при более вязком топливе будет в разы выше.
Как выбрать моторное масло? Советы экспертов
Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя. Мощность, момент, экономичность, ресурс — всё это рассчитывается разработчиками мотора под определенную вязкость масла. Ее классифицируют по системе SAE (англ. society of automotive engineers — сообщество автомобильных инженеров). Эта классификация оговаривает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС. Но чтобы понять, какое масло выбрать, нужно для начала вспомнить, что скрывают «масляные» обозначения.
Обозначения и скрытый смысл:
Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W40, 5W40 и 10W40. Они весьма условны. Первая цифра говорит о минимальной температуре, на которую рассчитано масло. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до —35 ºС, а прокачиваемость масла — аж до —40 ºС. Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.
Число после дефиса отвечает за высокие температуры: оно говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС. К примеру, для «двадцатки» производитель обещает вилку от 5,6 до 9,3 сСт, а для «сороковки» — от 12,6 до 16,3 сСт. Кроме того, это же число характеризует минимальную вязкость при 150 ºС.
Какая вязкость лучше?
На морозе всё понятно: с чересчур вязким маслом стартер не провернет мотор, а насос не сможет прокачать масло. И чем меньше первое число в обозначении, тем меньше износ двигателя при пуске. На работу прогретого мотора этот параметр не влияет.
При высоких температурах картина сложнее. Казалось бы, чем больше вязкость, тем лучше. Но это не так. Если зальете в мотор обычной легковушки «шестидесятку», вовсе для него не предназначенную, то, скорее всего, не только потеряете мощность, а еще и угробите двигатель. Но почему? Ведь вязкое масло должно лучше защищать детали от износа. Чем выше вязкость, тем толще слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами и, соответственно, ниже интенсивность износа.
Однако есть и другая сторона медали, связанная с низкой теплопроводностью масла. Ведь чем толще масляный слой, тем хуже тепло отводится от поршня, который при этом начинает перегреваться и расширяться. Растет и трение — так и до заклинивания недалеко.
Заметим, что второе число «работает» не только при трехзначных температурах, но и во время прогрева двигателя. Чем выше вязкость, тем больше потерь на трение. А вязкость зависит от температуры. Мы проводили исследования на эту тему (ЗР, №3, 2008). И обнаружили, что при комнатной температуре разница по вязкости между «тридцаткой» и «пятидесяткой» почти двойная. А потому и расход топлива на более вязком масле во время прогрева будет выше.
Больше пользы для автомобилистов вы найдете в нашем Блоге: https://zen.yandex.ru/id/5d1486742f262600b05ecb63
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев