И.Щиголев, Кузеро В.И "Ретроспектива
психических заболеваний в России"
Московский
психологический журнал. №4
Глава 3 "Классификация психических эпидемий в России по их группам"
Периодически
возникающие психические эпидемии в России начали констатироваться
преимущественно в последнее тысячелетие. О них упоминалось уже начиная с
легенд и библейских сказаний, вплоть до современной информации о явлениях
такого рода, в том числе о результатах определенных социально-экономических
конфликтов.
Известный отечественный психиатр Г.Я. Трошин, эмигрировавший в 1992 г. в
Прагу и возглавлявший там кафедру психиатрии на медицинском факультете
Славянского университета, полагал, что такие явления представляют собой
"коллективный психоз", загадочный для современной общественной
жизни.
Массовые проявления душевных расстройств разнообразного характера вызывали
постоянный интерес у специалистов, заключавшийся в попытках объяснения этого
явления и определении причин, способствующих его возникновению, а также выявление
с последующим анализом признаков психических эпидемий.
Целый ряд ученых-психиатров в период со второй половины прошлого и в начале
текущего столетия, среди которых были К.С. Агаджанянц, В.М.Бехтерев и А.И.
Климентовский, М.Ю. Лахтин, Е.В. Пеликан и А.И. Сикорский, А.А. Токарский,
С.И. Штейнберг, J. Charcot и D. Fridmann, изучали основные виды групповых
патопсихологических проявлений контагиозного плана.
На виды психических контагий оказывали влияние такие факторы, как развитие
социально-экономических отношений в государстве и обществе на конкретных
этапах его развития, напряженность политических взаимоотношений в отдельных
регионах, состояние средств информации и, конечно, национальные традиции.
Психические эпидемии в России, как уже упоминалось, делились на четыре
объемных группы: социальные, парарелигиозные, этнические и связанные с
явлениями технического прогресса, включающие в себя разноплановые конкретные
виды контагиозных явлений. Все они преимущественно имели тождественные
причины, обуславливающие в определенной мере их взаимосвязанность, что
разъясняется в табл. 9.
Таблица 9
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИЙ В РОССИИ ПО ГРУППАМ
Социальные
реакции, в том числе психозы, вызванные военными действиями и нередко
неадекватными поводами при революционных тенденцияхПарарелигиозныеЭтническиеСвязанные
с техническим прогрессом
Психические эпидемии социальной группы
Рассматриваемая группа массовых контагиозных явлений психотического плана
являлась самой объемной по своим видам, масштабам, локализации, длительности,
количеству участников, имеющих отношение к различным социальным слоям
населения по образованию, интеллекту и занимаемому положению в обществе, как
показано в табл. 10.
Наиболее подходящие условия возникновения подобных групповых вспышек
создавались при формировании доминирующего среди большинства участников
эмоционального фона, близкого к аффектации, в особенности в период длительных
надежд и ожиданий, зачастую не получающих желаемого логического завершения. В
1908 г. указывалось, что чем существеннее эмоционально окрашена внушаемая
идея, тем быстрее она овладевает всем поведением индивидуума, контагиозно
подчиняя себе окружающих (Центральный исторический архив Москвы, фонд 131,
опись 27, дело 142, листы 29, 55, 65).
Это относилось к проявлению массовых вспышек иллюзий, галлюцинаций, бредовых
восприятий и истерических судорог, длящихся от нескольких минут до нескольких
часов. Достаточно часто вплоть до наших дней некоторые родственники и близкие
умершего, особенно эмоционально неустойчивые и истерические личности,
рассказывали о том, что они явно видели покойного в то или иное время суток.
Сюда можно отнести всевозможные групповые миражи в виде слуховых и зрительных
расстройств восприятия в пустыне, море, лесу и в состоянии депривации
общества. В аналогичные условия входили тюремные заключения, одиночество,
эксперименты по длительному пребыванию в изолированном пространстве, чаще
всего в период эмоционального напряжения, когда экзогенный фактор, порой
незначительный, в виде звука, шума, выстрела, вербальной команды
Таблица 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ИХ ПРОЯВЛЕНИЯМ
ИллюзииИстерические
судороги, в том числе водобоязнь*ПаникаУбийство
во имя спасения детей от напастейЭкстрасенсорные
контакты Бред
и галлюцинации Военные
действия и революционные тенденции, нередко с неадекватными поводамиАлкогольно-наркоманические
состоянияМассовые
увлечения торговлей**Групповые
сексуальные контакты***Явления
мистицизма:
СтоловерчениеМесмеризмОккультизмСпиритизм
*судорожные сокращения дыхательных мышц при приеме воды, например, у
участников одной из свадьб в Подмосковье.
**вовлечение в процесс "купли-продажи" населения с различным
образовательным цензом, в особенности в периоды социально-экономических трудностей
в обществе.
***половые оргии, возникающие в переходные периоды социальных отношений в
обществе, как вариант ухода молодежи от реальной ситуации.
Примером массовых галлюцинаций и иллюзий является факт, когда в период первой
мировой войны в небе России стали якобы появляться массы воздушных шаров,
которые одновременно видели большие группы людей, находящихся под влиянием
внушения не только обстановки, но средств массовой информации. Однако
технические возможности аэронавтики того периода не могли подтвердить
реальность наблюдаемого явления.
Современники отмечали некоторые примеры массовых галлюцинаций в виде
восприятия небесной рати одним из отрядов русских войск во время Куликовской
битвы. Крестоносцами ранее наблюдались якобы закованные в латы группы воинов,
спускавшихся с небес под предводительством Святого Георгия. Сюда же можно
отнести ведение светлого рыцаря на Елеонской горе, размахивающего крестом, во
время штурма Иерусалима. Имела место длившаяся несколько дней групповая
галлюцинация образа Святого Георгия в 1990 году близ Владикавказа, о которой
писали местные и центральные газеты, опубликовав даже фотографию якобы
наблюдавшейся картины.
Известны массовые обманы восприятия слухового, зрительного, обонятельного и
тактильного характера во время сектантских радений, в том числе в среде
малеванцев и их последователей на юге России (Государственный архив
Астраханской области, фонд 13, опись 65, дело 2826, листы 51, 67, 99).
В периоды инфекционных эпидемий и прежде всего чумы и холеры в народе на
высоте эмоционального напряжения периодически возникали легенды об
"избавлении от напасти" путем детоубийства. В ожидании возможного
заболевания уничтожались младенцы путем сожжения, утопления и закапывания.
В конце ХIХ века и на рубеже ХХI столетия периодически возникали
разнообразные явления мистицизма, активизация деятельности различного толка
целителей, массовые увлечения куплей-продажей, в которую включались и лица
весьма высокого уровня образования. Индивидуумы, индуцируя друг друга,
особенно в периоды общественных и социально-экономических трудностей,
вызывающих у людей состояние напряженного ожидания, как правило, могли
трактоваться учеными стремлением личности снизить внутреннее
психоэмоциональное напряжение путем психологической защиты от необъяснимого и
иррационального, используя якобы эффективные методы отвлечения.
Наряду с этим создавался задел душевного здоровья и обеспечение себя
материально на возможно более сложное будущее. В структуре рассматриваемого
социального явления личностное "Я" служило не только источником
мотивации для самоопределения и сохранения чувства собственного отличия от
окружающих в целях повышения уровня собственной ценности, но и самосохранения
в психо-контагиозно захваченной массе индивидуумов.
К рассматриваемой группе психических эпидемий относятся, по выражению В.М.
Бехтерева, эпидемии свободной любви, участников которых в населении именовали
"огарками". Активизация такого феномена пришлась на 1905-1906 гг.
Подобные эпидемические вспышки прошли в Москве, Киеве, Курске и Минске, где
организовывались "лиги свободной любви", учреждаемые учащимися
средних учебных заведений. Там в отношениях между молодыми людьми вводились
так называемые "коммунальные начала". Они носили характер
современного "группового секса", осуществляющегося тогда в
предельно откровенных формах.
Аналогичной ситуации способствовало появление уже в современном российском
обществе большого количества порно-информационных источников - журналов,
видеокассет, кинофильмов, листовок и рекламных роликов, к которым имелся
широкий доступ для детей и подростков с еще не сформировавшимися взглядами на
физиологическую основу половых отношений. Подобная информация создавала
патологическое восприятие отношений между мужским и женским началом и
деформировала личностные взгляды на последующие взаимоотношения в обществе,
приводя к "половой вакханалии с ее зверскими, даже кровавыми
насилиями". Как правило, рассматриваемые явления активизировались в
периоды всевозможных социальных движений, когда внимание общества пытались
отвлечь подобными аспектами.
Интерес у специалистов, в том числе и психиатров, к такой поведенческой
реакции индивидуумов, как паника, являющаяся одним из видов психических
эпидемий, стал приобретать актуальное звучание, учитывая имеющееся
психологическое напряжение в обществе, обусловленное некоторой
нестабильностью развития социально-экономических отношений в конкретных
регионах.
Происходящие экологические катастрофы различного характера вызывали
психо-эмоциональное напряжение в населении, нанося ущерб "социальному
зданию" всего общества с проявлением психологических и психических
реакций, тем самым усиливая аффективность, внушаемость, легковерность и
предпочтение слухов официальной информации (Российский государственный
исторический архив, фонд 796, опись 32, дело 77, листы 14, 29, 35). Не
случайно рассматриваемая тема была целью международной конференции
"Паника и тревога: десятилетие прогресса", состоявшейся в Женеве в
июне 1990 г.
Паническое поведение людей всех национальностей и вероисповеданий известно
давно. Над изучением внезапно возникающего, слабо контролируемого, чаще
неуправляемого психического поведения массы людей работали известные
отечественные ученые, которые рассматривали указанное явление как один из
видов психических эпидемий. Взгляды на массовые контагиозные душевные
расстройства, имевшие место в населении в различные годы, при анализе работ
отечественных ученых в этой области служили подспорьем в изучении причин,
клиники и, что самое основное, методов психопрофилактики.
Еще в 1908 г. В.М. Бехтерев считал, что "паника - это психическая
эпидемия кратковременного свойства", возникающая в виде
"подавляющего аффекта" чаще всего при большом стечении народа,
которому как бы "прививается идея о неминуемой смертельной
опасности", обусловленной обстоятельствами. Ученый полагал, что паника
неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется
личностью вне зависимости от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе, в
особенности имеющей общее эмоциональное напряжение, распространяется
"подобно пожару", а иногда возникает от случайно сказанного слова,
в определенной степени отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела
или внезапного движения. В иступленной толпе "каждый индивид"
влияет на окружающих и сам подвергается аналогичному влиянию (Российский
государственный исторический архив, фонд 1284, опись 220, дело 5, листы 1,
2).
Эпидемии паники могли возникать у группы лиц, случайно собравшихся, например,
в гостях, театре, на вокзале и в других местах скопления людей, у которых
конкретное обстоятельство фиксирует внимание на чем-то необычном, чаще из
области сверхъестественного, непознанного и тревожно неожиданного.
Нарастающее эмоциональное напряжение и ожидание неотвратимости вызывало
панический страх, и личность теряла самообладание, ориентировку. При этом
происходило сужение сознания и, как результат его, совершение актов самого
неожиданного, иногда даже трагического характера. При психической эпидемии
личность неминуемо подпадала под власть "неодолимых сил", при этом
происходил паралич ее индивидуальности, и она становилась "игрушкой
случайных внушений" (Российский государственный исторический архив, фонд
796, опись 30, дело 3, листы 3, 11, 24).
В 1905 г. произошла эпидемия "травматического воздействия", при
которой в условиях психоэмоционального напряжения в населении Москвы,
Петербурга и Киева, связанного с нестабильностью социально-экономических
отношений в обществе, распространился слух о якобы предстоящем избиении
студентов и учащихся школ. Страх "предстоящего побоища",
нагнетаемый средствами массовой информации, способствовал повышению порога
внушаемости. Стали закрываться учебные заведения, отменялись занятия,
студенты снимали с себя форменную одежду и, боясь быть избитыми,
переодевались в гражданское платье, а в домах окна загораживались ставнями.
Городские власти пытались профилактировать такие явления, даже вводя военные
части.
Подобные панические состояния в виде психогенного невроза ожидания приняли
форму кратковременной эпидемии, однако, время показало необоснованность
вызванного напряжения. Как видно, личностная поведенческая регуляция у
конкретного участника психоэпидемического явления проявлялась, прежде всего,
расстройствами в сфере психологического контроля над окружающей обстановкой.
Подобное паническое состояние у населения Парижа в 1789 г., возникшее после
бастильских событий, описывают французские исследователи Кабанес (инициалы
пока не установлены) (1906), а также Г. Тард (1893), которые утверждали, что
в панике основным критерием является "общая вера, общая страсть, общая
цель". Подтверждением сказанному служат слова С.С. Корсакова (1901) о
том, что "трудно провести границу между массовыми психозами и
импульсивными действиями толпы".
Тесно связано с тревогой возникновение чувства страха. Как тревога, так и
страх реализуется в ответ на появление и пролонгирование ситуации
неизвестности наряду с чувствами социальной незащищенности.
Постоянный интерес психиатров, наркологов и социологов к проблемам наркологии
обуславливался ростом числа лиц, страдающих алкоголизмом наряду с
токсико-наркоманиями, особенно в подростковом возрасте. Это обстоятельство в
России можно ретроспективно проследить с психоэпидемиологических позиций.
Проблемой изучения истерических и клинико-эпидемиологических аспектов
алкоголизма в конце прошлого - начале текущего века предметно уже занимались
видные специалисты.
Истоки массовой алкоголизации различных слоев населения корнями уходят в
глубокую древность. Употребление опьяняющих и одурманивающих веществ, как
правило, носило групповой и одномоментный характер и локальный для
определенного региона лишь в известной мере. Развитие цивилизаций, зарождение
разноплановых парарелигиозных движений с разнящимися взглядами в некоторых
странах на прием алкогольных напитков, а также дальнейшее становление
социально-экономических отношений нередко способствовало распространению
алкоголизма и наркоманий.
Анализируя различные формы психических чудачеств и их "особенную
заразительность", следует, по-видимому, полагать, что, наряду с интеллектуальным
и умственным прогрессированием, при этом наблюдается увеличение числа не
только душевнобольных, но и людей с поведенческими странностями,
психопатизированных личностей. Войны и различные социальные конфликты
способствовали массовому передвижению людей, находящихся в состоянии
эмоционального напряжения, которое пытались в определенной степени снимать
приемом алкоголя. Указанное обстоятельство явилось одной из причин
эпидемического характера повсеместного распространения пьянства. Рассматривая
психо-социальные эпидемии такого плана, можно полагать, что "подражание
действует" как путь непосредственного прививания людям подобных
"психопатологических состояний".
Развитие алкоголизма в России, как одного из видов психических эпидемий, к
концу ХIХ столетия привело к ежегодной гибели от пьянства около 40000
человек. При проведении статистических исследований этиологии
"индивидуального пьянства" было установлено, что 80% лиц начинают
поражаться алкоголизмом в семьях пьющих, чему прежде всего способствует
элемент подражательности.
Терапия алкоголизма и токсико-наркоманий, проводимая как в интра-, так и в
экстрамуральных условиях в государственных общественных и частных
специализированных учреждениях, направлялась к концу прошлого века не только
на "соматические поражения и больную психику", но и апелляцию к
здоровым сторонам человеческой личности и попыткам улучшения социальных
условий жизни.
На начальных этапах развития алкоголизма, среди подростков в особенности,
лежало желание не уступать своей питейной бравадой сверстникам, что в массе
своей стало принимать широкий контагиозный характер и именовалось
"психической заразой". Исследователями причин алкоголизма в
ретроспективном плане превалирующее место отводилось "примеру социальной
среды" и для восстановления психического равновесия во главу угла
ставились элементы психотерапии в виде доброго совета и нравственной
поддержки.
Прогнозируя в обществе возможные последствия приема кокаина, гашиша, морфия,
французский профессор общей физиологии П. Реньяр (1889) более чем за сто лет
рассматривал морфоманию как один из видов "умственных эпидемий",
указывая при этом, что "избыток цивилизации влечет за собой нравственную
диссиоциацию человечества и потенциальное разобщение человечества и потенциальное
разобщение его элементов".
Изучение истории алкоголизма, токсико- и наркоманий, как одного из видов
психосоциальных эпидемий, в основе которых на первых этапах, имеющих
подражательную контагиозность, показывает, что значительную роль и проведение
психопрофилактических реабилитационных мер играют различные виды
психотерапии, особенно в среде подростков.
Массовые психические контагии истерического плана проходили в России
преимущественно, как уже указывалось, в период тяжких испытаний, и в этой
связи мощной психологической нагрузкой на различные слои населения. О
подобных явлениях, проходивших во время революций и войн, писали известные
психиатры из Москвы, Харькова, Казани, Петрограда (Ленинграда), Праги, Кирова
и Орла. Во время войн, наряду с разнообразными истерическими стигмами, имели
также место массовые постконтагиозные состояния, сопровождающиеся судорожными
припадками истерического типа, что требовало от специалистов дифференциальной
диагностики для определения характера лечебных и психопрофилактических мероприятий.
Небольшие группы людей, одержимые внушенной им идеей о революционном
преобразовании социально-политических основ государства, нередко вовлекали в
подобное контагиозное движение целые страны и регионы. Затем, как правило,
следовали определенные экономически разрушительные действия, даже с
человеческими жертвами.
При разнообразных массовых психических контагиях большое значение отводилось
роли внутренней психологической защиты личности как проявлению инстинкта
самосохранения от психо-экзогенного влияния, сформированного адептами
(убежденными представителями различных реакционных культовых движений,
революционерами и реформаторами), не всегда имеющими здоровую психическую
сферу и зачастую преследующими личностно-амбициозные цели, обусловленные болезненным
воображением.
Для большинства участников групповых контагиозных явлений экзогенные факторы
классифицировались на духовные - по типу апокалипсиса, прихода
"антихриста" и исчезновения всего телесного - земного, а также
социальные - в виде военных действий и всевозможных революционных тенденций
на различных этапах развития общественных отношений.
В 1926 г.
Г.Я. Трошин рассматривал всевозможные российские мятежи и революции в группе
идейно-социальных движений, оценивал их как эпидемическое явление, во главу
угла которого он ставил "массовую психопатологию и психическую
заразительность", которая в конечном итоге вела к "социальному
мистицизму". Наиболее значительное психологическое воздействие
проявлялось на начальных этапах революционных катаклизмов. После интенсивной
идеологической подготовки личности для повышения порога восприятий в ожидании
полученных обещаний и позитивном изменении уровня ее жизни, на фоне всеобщего
воодушевления появлялось большое число контагиозно захваченных истероидных
личностей, в сознании которых формировалась внушенная адептом часто
патологическая идея террора и всяческого ниспровержения, практически
претворяемая в дальнейшем.
С течением времени волна психического воздействия в группе участников
революционного движения стихийно концентрировалась в руках адептов, которые,
дополнительно используя полученные рычаги власти - в том числе и репрессивные
меры, еще интенсивнее продолжали организацию подобных массовых движений. В
этих случаях рождалась паралогичность положений, при которых тирания
фактически заменяла свободу. После монархического гнета наступал короткий
период народовластия, быстро сменявшийся реакционным воздействием на
личность. Иногда путем адептивного влияния возрастала мера ответственности к
новому режиму посредством нагнетания эмоционального напряжения, формирующего
повышенную внушаемость и страх перед возможными репрессиями.
Примером психологической подготовки населения к возможным революционным
действиям можно считать наблюдаемые в 1789 г. во Франции 4 эпидемии так
называемого "Великого Страха", когда по всей стране появились
панические слухи о якобы приближении полчищ разбойников. Люди, обуреваемые
страхом с выраженным психоэмоциональным напряжением, прятались или собирались
на защиту от воображаемого врага.
Нередко во главе рассматриваемого явления стояли адепты-революционеры,
являющиеся душевнобольными. Так, в период английской революции в середине
ХVII века ею была известная деятельница Елизавета Бертон - "Кентская
монахиня", страдавшая галлюцинациями. Во время французской революции
(1789 г.) душевнобольная Сюзета Лабрус организовала массы людей, внушив при
этом церковнослужителям необходимость похода на Рим с целью обратить Папу на
революционный путь. Во времена французских революций (1430, 1794, 1848 гг.) в
этом плане упоминались такие душевнобольные, как Екатерина Тео, Терцон де
Мярикур, аббат Жерль, Жанна д,Арк, которые своими психопатологическими идеями
внушали окружающим необходимость государственного переустройства.
Психиатро-психологическая экспертиза возможного участия душевнобольных в
российском революционном движении неоднократно проводилась психиатром П. А.
Дюковым (1885). При этом было выявлено 14 человек с психическими
расстройствами в период с 1865 по 1882 годы, а В.Ф. Чижом - 9 лиц такого рода
с 1883 по 1887 годы, и, наконец, Г.В. Трошин определил с 1887 по 1905 годы 59
подобных индивидуумов.
Вовлечение в мятежные структуры душевнобольных, как более внушаемых
личностей, подтверждает исследование состава осужденных за политическую
деятельность в Петербурге в период с 1883-1890 гг. Они составляли 631
человек, среди которых официальная психиатрическая экспертиза признала 18
человек душевнобольными. Вместе с тем сравнительные данные, представленные в
1894 г. В.Ф. Чижом, показали, что на каждую тысячу участников подобных
движений приходилось 28,5 душевнобольных - в 10 раз больше, чем в обычном
населении.
Следует, однако, заметить, что больные, страдающие психическими
расстройствами, не играли существенной роли в формировании психологии,
ниспровергающей режим. Среди участников, как правило, выделялась группа
"приспосабливающихся", идущих в революцию, как под воздействием
внушения, так и следуя за силой в целях самосохранения. Сюда же следует
отнести некоторые преступные элементы, для которых было необходимо выразить
себя в различных эксцессах такого рода.
Анализируя в 1906 г. восстание матросов на броненосце "Потемкин" с
сугубо психиатро-психологических позиций, П.И. Якобий, основываясь только на
факторе влияния сильной личности на остальных членов команды путем внушения,
не обратил, однако, внимания на материально-экономическое положение, в том
числе питание на корабле его участников. Оценивая ситуацию, он сделал выводы
о групповом контагиозном явлении патологического душевного характера без
учета социальных основ происшедшего.
Одного из адептов события ученый характеризовал как "фигуру с глазами,
полными ненависти, со свирепыми идеями", требующего стрелять по городу
боевыми зарядами. Имея сильную волю, адепт внушил матросам необходимость
неподчинения командиру. Значительным фактором, способствующим возникновению
рассматриваемого психоконтагиозного явления, послужило эмоциональное
напряжение членов команды, их разобщенность и неинформированность о
социальной ситуации общества того периода. П.И. Якобий полагал, что
"революция захватила и увлекла не только совсем сильных, но и слабых
умом и волею, хотя и не больных душевно людей".
В массовых подобных движениях, наряду со строго обдуманной тактикой адептов в
действиях участников, играли значительную роль внушение и самовнушение, в
особенности в условиях подготовленной почвы в виде общего
негативно-эмоционального подъема и состояния психологического ожидания
улучшения жизненных условий.
Подобные психоконтагиозные явления захватывали детей, гимназистов и
студентов, которые стали организовывать митинги, где с трибуны внушали
окружающим необходимость переустройства общества. Появляющиеся
психоконтагиозно юные адепты впоследствии становились "предводителями
экспроприаторов". В дальнейшем авторитет, популярность и как апофеоз -
культ личности наиболее уверенного адепта во многом формировался и
поддерживался путем внушения и самовнушения в среде участников, включая
органы управления и средства массовой информации.
В периоды социально-экономических трудностей в обществе происходящие события,
в том числе политические и военные, а также научно-технические, создавали
определенную окраску в содержание психопатологических проявлений, в том числе
бреда и галлюцинаций. Отмечалось, что во время всевозможных социальных потрясений
резко проявлялась "ранимостью в особенности психически нестойких
индивидов". Такие психиатры, как А.И. Озерецковский в 1891 году, П.Б.
Ганнушкин в 1907 году, В.П. Осипов в 1910 году, Ю.А. Александровский в 1991
году, давали описание массовых контагиозных явлений психического плана у
участников всевозможных войн.
После русско-японских военных действий В.М. Бехтерев констатировал наличие
при них нередких массовых иллюзий и галлюцинаций, проявлявшихся
преимущественно в ночное время, когда неясно различимые на расстоянии
предметы у многих военнослужащих принимались за живые фигуры неприятеля, что
создавало ощущение окружения. Исходя из психопатологических расстройств у
солдат в виде ложных узнаваний психоконтагиозно начиналась стрельба из
различных видов оружия, в том числе и в сторону расположения своих сил.
Одним из видов психоконтагиозных явлений во время гражданской войны являлись
так называемые "постконтузионные неврозы", которые сопровождались
судорожными припадками истерического типа. Из каждых 80 пострадавших и
находящихся затем в неврологических отделениях госпиталей у 10 наличествовали
истерические припадки. Они оценивались как защитная реакция, психоконтагиозно
передающаяся окружающим, в основе которой лежало нежелание дальнейшего
участия в боях. Было замечено также, что среди военнопленных подобных
психоэпидемических вспышек не наблюдалось. Нелегкие условия жизни на
передовых позициях, постоянное психоэмоциональное напряжение в виде страха за
свою жизнь, недоедание и недосыпание служили существенными факторами в
возникновении психоэпидемических явлений в солдатской среде.
"Мрачные" мысли, бессонные ночи, постоянное ожидание чего-то
страшного являлись существенными критериями в возникновении как психических
контагий, так и увеличения количества душевных заболеваний депрессивного и
галлюцинаторного характера с военной тематикой в психопатологической
симптоматике.
На состоявшемся в Петербурге III съезде отечественных психиатров широко
обсуждались вопросы организации военной психиатрической помощи и проведения
профилактических мероприятий с целью "обезопасить военную среду от
психических больных", во многом исходя из опыта Русско-японской войны.
Мнения ученых о степени влияния революционных и военных событий как
экстремальных на основании состояния психического здоровья, исходя из
пато-этиологического принципа, были достаточно популярными. Некоторые
специалисты-психиатры полагали в 1908 г., что "дело о революционных
психозах надо сдать в архив", тем самым, принижая роль экстремальных
экзогенных факторов в проявлении душевных заболеваний и психоконтагиозных
массовых вспышек, как среди военных, так и гражданского населения. Считалось,
что рассматриваемые причины не накладывают отпечатка на клинические
проявления психозов. В середине ХIХ века во Франции был выделен термин -
политический психоз (folie polytugue), о чем писал в 1867 г. W. Griesinnger,
придавая большое значение отрицательному влиянию на психическое состояние
личности обостренных социальных факторов, вызывающих психо-эмоциональное и стрессирующее
напряжение.
В среде нигилистов-народников выявлялись паранойяльные личности. В
революционном движении наиболее общим психологическим критерием являлся
элемент подражательности в виде слепого механического исполнения директив на
местах, и, как правило, в гипертрофированной форме. Так возникали
подражательные эпидемии в виде новых форм обращений друг к другу: в Англии
называли собеседника благочестивыми именами, во Франции - гражданином, в
революционной России - товарищем. Подражательность в переименованиях улиц и
площадей в разное время отмечалась как результат революционных событий. Во
Франции ХVIII века не было города, в котором отсутствовала площадь
"свободы", а позднее в России - площади или улицы им. Карла Маркса.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 65
9 ФЕВРАЛЯ - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ. С ПРАЗДНИКОМ ВАС ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас.
До 1918 года было около 150 тысяч священников, а к 1941 году около 130 тысяч их было уничтожено. Сегодня известна лишь небольшая часть имен тех, кто на самом деле достоин прославления в лике святых и в этот праздник, Собор Новомучеников и Исповедников Российских, мы вспоминаем этих людей, дата смерти которых осталась неизвестной.
29 января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Владимир – он стал первым мучеником из числа архиереев. Со временем волна насилия и террора стала набирать обороты.
В Соликамске зимой епископ Феофан (Ильинский) был выведен на реку, мучители сорвали с него одежду, заплели волосы в косы, продели их через палку и стали медленно опускать и поднимать человека в прорубь, пока он не покрылся коркой льда в несколько сантиметр
...Ещё9 ФЕВРАЛЯ - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ. С ПРАЗДНИКОМ ВАС ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас.
До 1918 года было около 150 тысяч священников, а к 1941 году около 130 тысяч их было уничтожено. Сегодня известна лишь небольшая часть имен тех, кто на самом деле достоин прославления в лике святых и в этот праздник, Собор Новомучеников и Исповедников Российских, мы вспоминаем этих людей, дата смерти которых осталась неизвестной.
29 января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Владимир – он стал первым мучеником из числа архиереев. Со временем волна насилия и террора стала набирать обороты.
В Соликамске зимой епископ Феофан (Ильинский) был выведен на реку, мучители сорвали с него одежду, заплели волосы в косы, продели их через палку и стали медленно опускать и поднимать человека в прорубь, пока он не покрылся коркой льда в несколько сантиметров.
В Самаре епископ Исидор Михайловский (Колоколов). Был посажен на кол.
Епископ Пермский Андроник был закопан живым в землю.
Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) сброшен с высокой стены.
Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был повешен вниз головой в соборе.
Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) инквизиторы прикрутили к хвосту лошади и погнали ее вскачь.
В 1919 году в Воронеже в котле с кипящей смолой были заживо сварены семь монахинь.
Над священниками прилюдно издевались, унижали, их сжигали, истязали, вешали. Не щадили женщин и стариков.
Остались многие свидетельства того, что новомученики шли на казнь без колебаний – они знали, что умирают так же, как и Иисус Христос. За веру. Они страдали за него. И перед казнью они благословили своих убийц.
Праздник является нам напоминанием о силе духа этих людей и в этот день мы должны молиться о том, чтобы мы сами имели мужество встречать тяжелые испытания с такой же стойкостью и непоколебимостью, как это сделали святые Русской Церкви.
– Есть ли для них лекарство? – спросил он врача. А врач шепнул ему на ухо:
– Для тех, что лежа...ЕщёЭтому нас учит и Господь наш Иисус Христос притчею о мытаре и фарисее в сегодняшнем Евангельском чтении. В Евангелии говорится, что эту притчу Господь сказал к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других. Разве не принадлежишь и ты к тем, к коим Господь обратился с сею притчею? Не возмущайся, но исповедай болезнь свою, устыдись ее и прими лекарство, предлагаемое тебе самым лучшим и самым милостивым Врачом. В одной больнице было множество больных. Одни лежали в жару и с нетерпением ждали, когда же придет врач; другие прогуливались, считали себя здоровыми и не желали видеть врача. Однажды утром врач пришел осмотреть пациентов. С ним был и его друг, который носил больным передачи. Друг врача увидел больных, у которых был жар, и ему стало их жалко.
– Есть ли для них лекарство? – спросил он врача. А врач шепнул ему на ухо:
– Для тех, что лежат в жару, лекарство есть, а вот для ходячих нет лекарства… Они больны неизлечимой болезнью; внутри они совсем сгнили. https://pravoslavie.ru/44684.html
Вера Фомина
11:43Отложите дела хоть на время –
Прогоните душевную лень,
И побудьте немножечко с теми,
Кто так тянется к вам каждый день.
Не спеша и с открытой душою
Попытайтесь услышать того,
Незатейливой кто добротою
Ваших душ охраняет тепло.
Отложите дела , отложите…
Ведь, однажды, вдруг став сиротой,
Вы такую печаль ощутите
И поймёте, что мир стал пустой.
Не дослушав, сославшись на время,
А точней на нехватку его,
Нить тончайшую глупо рвём с теми,
Кто нам в жизни дороже всего.
Отложите дела, отложите,
Приласкав тех, кто тянется к вам.
И частичку души подарите,
Очищая свой внутренний храм.
Про него в суете забываем.
Снова день незаметно прошёл…
Лишь теряя, мы вдруг понимаем,
Не воротишь того, кто ушёл.
Отложите дела и поймите,
Что кому-то вы очень нужны…
Евангелие от Матфея, Глава 28
1 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (Мк
16:1-8; Лк 24:1-12; Ин 20:1-18), 11 ПОДКУП НАДГРОБНОЙ СТРАЖИ,16 ИИСУС В ГАЛИЛЕЕ. ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ АПОСТОЛАМ (Мк 16:15-18)1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обрати
...ЕщёЕвангелие от Матфея, Глава 28
1 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (Мк
16:1-8; Лк 24:1-12; Ин 20:1-18), 11 ПОДКУП НАДГРОБНОЙ СТРАЖИ,16 ИИСУС В ГАЛИЛЕЕ. ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ АПОСТОЛАМ (Мк 16:15-18)1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Евангелие - Святое Благовествование – Новый Завет. От МАРКА святое благовествование (глава 16, предложения 1-
20.) 1 Жены у пустого гроба. 9 Явление Иисуса ученикам: «Идите по всему миру».19 Вознесение.
По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили арома...ЕщёГосподи Иисусе Христе, Сыне Божий, накажи= исправи= усовершенствуй= избави от грехов= даруй добродетели, низложи и восстави, порази и исцели, благослови, спаси и сохрани, молитвами святых и честных отец наших помилуй рабов Твоих, словами Божественного Евангелия, читаемыми о спасении рабов Твоих, попали Господи терние всех наших согрешений, да вселится в нас Благодать Твоя опаляющая, очищающая, освящающая всего человека. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Евангелие - Святое Благовествование – Новый Завет. От МАРКА святое благовествование (глава 16, предложения 1-
20.) 1 Жены у пустого гроба. 9 Явление Иисуса ученикам: «Идите по всему миру».19 Вознесение.
По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца.
3 И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 B взглянувши видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
9 Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те возвратившись возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец явился самим одиннадцати, возлежащим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшим не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками;
18 Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.
Аминь.
С праздником, Православные христиане!
http://www.zavet.ru/k/px/voznesenie.htm
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас, среди нас. Скверна – грех.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Прослушать:
00:50***
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы
...ЕщёМолитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас, среди нас. Скверна – грех.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Прослушать:
00:50***
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель — Ин.
15:26), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть источник всех благодеяний, источник добра.
Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть всё от Него получает жизнь, а христиане получают от Него святую вечную жизнь (Ин.
3:5), очищаясь от грехов и обретая добродетели.Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин.
1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя христиан в единое Тело Христово – Церковь.Очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.
<s sgFFFF...ЕщёМногая Лета! Во спасение души, для стяжания благодати Святаго Духа, Блаженств: Послушания Смиренномудрия Нищеты Духовной. Утешения Покаянного Плача о грехах своих. Кротости – Целомудрия - Дерзновения в Молитве Наследников Земли Райского Царствия Небесного. Смиренного Насыщения Алчущих и Жаждущих Правды. Сладости воздержания поста молитвы и проистекающих от них Добродетелей Плодов Святаго Духа: Милости Помилованных. Милосердия Чистоты Сердечной Зрения Бога и образа, подобия Божьего в людях. Миротворения Детей, Сынов Божьих. Терпения и долготерпения в гонениях за Правду Божью. Мудрости Покаяния Страха Божьего: Веры Несомненной Информации, Силы Надежды Непостыдной Энергии, Радости и Веселия Послушания Любви Нелицемерной и Нелицеприятной Синергии до Креста болезни предсмертной для … чаяния воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь!
*** "Преподобный Феодосий, Кавказский чудотворец"
http://ok.ru/sv.feodosij.kavkaz
*** "Сайт Православной и антисектантской литературы"
http://ok.ru/saytpravos
*** "Кавказ Православный"
http://ok.ru/kavkazprav
Радость моя, сокровище мое! Не время нам унывать - Христос Воскресе - Воистину Воскресе! Стяжаем Дух Святый, Дух Мирный и спасемся от грехов, болезней, страданий, тления, смерти временной и смерти Вечной!
Духовного, душевного, материального, социального, здоровья на многая лета во спасение души! Мира Всевышнего в Духе, в душе, в теле, в семье, в селе, в городе, в столице, в России, во всем мире!
Святой Георгий хорошо известен всему миру — воин, сидящий верхом и поражающий огромного дракона (змия). Икона Георгия Победоносца изображает его именно в таком виде. Почитается мужественный воин не только в России — молятся ему католики, лютеране и восточные церкви, особо известен в Англии и Грузии.
Святые Петр и Феврония - покровители семьи ... > http://vip-otkrytki.ru/svyatye-petr-i-fevroniya/
https://www.youtube.com/watch?v=I78aUujKKY4 Святаго Духа:
Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.
Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́,...ЕщёМОЛИТВЫ
Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.
Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.
Николай Мартынчук
вчера
09:19https://ok.ru/video/2223401010679Господи
Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и
лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от
воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по
нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую
Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою
святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и
прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение
воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих
и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради
и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и
благополучной жизни в мире сем, достигли Царства Твоего Небесного и удостоились вечного
блаженства со святыми Твоими. Аминь. Какой человек самый сильный?- Которой
способен постичь Истину.
<s
...ЕщёГосподи
Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и
лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от
воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по
нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую
Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою
святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и
прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение
воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих
и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради
и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и
благополучной жизни в мире сем, достигли Царства Твоего Небесного и удостоились вечного
блаженства со святыми Твоими. Аминь. Какой человек самый сильный?- Которой
способен постичь Истину.
Мира
Духовного душевного телесного материального социального здоровья всем!
Православные
Святого Преподобного Симеона Афонского навыки Духовного здоровья: «Какое умение
самое редкое? – Умение отдавать. Какое умение самое лучшее? - Умение прощать. Какое
умение самое трудное? – Умение молчать. Какая привычка самая вредная? -
Болтливость. Какой человек самый сильный? - Которой способен постичь Истину. Какой
человек самый слабый? - Которой надеется на свою силу. Какой человек самый
бедный? - Которой больше всего любит деньги. Чем противостоять беде? -
Смирением. Чем противостоять страданию? - Терпением. Каков признак здоровой
души? - Вера. Каков признак больной души? - Безнадежность. Каков признак
неправильных действий? - Раздражение. Какой человек заживо умер? - Равнодушный.
Какой человек никогда не умрет? – Любящий Бога и ближних».
Алексии:
С
Богом братья суровую песню начнем
Как за Русь
наши предки стояли,
То не зорька
зажглася над спелым жнивьем,
То пожары
над ним запылали.
То не в
синем бору прогремел с неба гром,
Это рушатся
наши святыни,
Римский папа
пытается шведским мечем
Испытать
силу русской твердыни.
Брат Глеб, вели грести, Отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши, страна
изнемогает,
И конница врага родные нивы бьет.
Над Невою
рекой заклубился туман,
Предрассветная
мгла отступает,
Там над
устьем Ижоры стоит шведский стан,
Тускло латы
стальные мерцают.
И не чуя
беды крепко рыцари спят,
Но не спит
...ЕщёБылина о Святом Благоверном Великом Князе Александре Невском, в Схиме Монашестваблаговерный
Алексии:
С
Богом братья суровую песню начнем
Как за Русь
наши предки стояли,
То не зорька
зажглася над спелым жнивьем,
То пожары
над ним запылали.
То не в
синем бору прогремел с неба гром,
Это рушатся
наши святыни,
Римский папа
пытается шведским мечем
Испытать
силу русской твердыни.
Брат Глеб, вели грести, Отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши, страна
изнемогает,
И конница врага родные нивы бьет.
Над Невою
рекой заклубился туман,
Предрассветная
мгла отступает,
Там над
устьем Ижоры стоит шведский стан,
Тускло латы
стальные мерцают.
И не чуя
беды крепко рыцари спят,
Но не спит
благоверный Пелгусий,
С удивлением
очи чухонца следят,
Как светает
над страждущей Русью.
Брат Глеб, вели грести, отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши, над родиной
светает,
И славу для Руси грядущий день несет
Чу, плеснула
волна над проворным веслом,
Над волнами
ладья выплывает,
В ней два
брата багряных покрыты плащом,
Ярче зарева
лики сверкают,
Над главами
святых ярче солнца горят
Страстотерпцев
венцы золотые,
На подмогу
к своим Глеб с Борисом спешат,
Их выносят
гребцы удалые.
Брат Глеб, вели грести, Отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши, наш сродник к
нам взывает,
И помощи с небес земля родная ждет.
То не в
горных отрогах лавины шумят,
Русь выходит
с врагом побороться,
То не
грозные молнии в небе блестят,
То сверкают
клинки новгородцев.
Страшен
бьющихся русских дружинников вид,
Князь их светел
как ангел небесный,
Впереди
много славных сражений и битв,
Но на век
нарекут его Невским.
Брат Глеб, вели грести, Отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши ,Господь
повелевает
Отеческий удел очистить от врагов.
Громче
звонкие струны поведайте нам
О былой
русской силе и славе,
Пусть над
родиной сгинет зловещий туман,
Пусть опять
вера предков сияет.
Братья,
разве напрасно та битва была,
Русь святая
ты снова в плененье,
Вместо веры
избрали твои сыновья,
Иноземным
кумирам служенье.
Брат Глеб, вели грести, Отчизна
погибает,
На помощь нас зовет измученный народ,
Спеши же, князь, спеши ,Господь на
покаянье
Последние часы родной Руси дает.
Общество православных врачей России
www.opvr.ru/Программа Общества православных
novpv.ru/obchestvo/13-2010-01-19-10-44-36врачей России
ПРОГРАММА ОБЩЕСТВА
ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ «Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном
– исконно является заботой Церкви» («Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви»).
С позиций православного вероучения невозможно полноценное исцеление
...Ещёбольного вне излечения всей тройственной природы человека – духовной, душевной
и соматической. В связи с этим духовное врачевство издавна являлось
неотъемлемой частью лечебного процесса. Хорошо известна и роль Церкви в
становлении института здравоохранения («монастырская медицина»), велико
значение благотворительной деятельности Церкви в дальнейшем развитии
Общество православных врачей России
www.opvr.ru/Программа Общества православных
novpv.ru/obchestvo/13-2010-01-19-10-44-36врачей России
ПРОГРАММА ОБЩЕСТВА
ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ РОССИИ «Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном
– исконно является заботой Церкви» («Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви»).
С позиций православного вероучения невозможно полноценное исцеление
больного вне излечения всей тройственной природы человека – духовной, душевной
и соматической. В связи с этим духовное врачевство издавна являлось
неотъемлемой частью лечебного процесса. Хорошо известна и роль Церкви в
становлении института здравоохранения («монастырская медицина»), велико
значение благотворительной деятельности Церкви в дальнейшем развитии медицины.
Однако по мере секуляризации общества роль Церкви в медицине стала все более
умаляться. В советское время Церкви было запрещено осуществлять любую социально
значимую деятельность в сфере охраны здоровья населения. С началом эпохи
«реформ» российская медицина все более становится субъектом рыночных, т.е.
товарно-денежных отношений с соответствующей спецификой межличностных, правовых
и этических норм. Кроме того, в медицине, ввиду отсутствия представлений о
необходимости соблюдения религиозных норм жизни (в частности, Божественной
заповеди «не убий»), стали возможны такие недопустимые с точки зрения
христианства явления, как проведение абортов, фетальная терапия, проведение
экспериментов с эмбриональными стволовыми клетками и т.д.