« زادروز حکیم ابوعلی سینا گرامی باد »
Сегодня отмечается день рождения Ибн Сина – Авиценны (980 - 1038).
Мало кто знает, но именно 16 августа 980 году на свет появился великий таджикский ученный Абу Али ибн Сина,
которому было предназначанно оставить ярчайший свет в истории человечество.
Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
родился в 980 году в небольшом селении Афшана вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
В 15 лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.
В возрасти 17 лет Ибн Сина, как врач, пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и лечившие его придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сине удалось в короткий срок вылечить правителя, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, которая была одной из лучших и богатейших библиотек на всем Ближнем Востоке. В результате он расширил свои научные познания до грандиозных масштабов.
Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:
1)Обширной энциклопедии.
2)Изданий по этике.
3)Медицинского словаря.
Но спокойствие в государстве сменили войны. Государства Таджиков была захвачена тюркскими кочевниками. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки.
Так как Ибн Сина не хотел служить туркам, по этой причине он решил покинуть Бухару, отправившись в Хорезм где правители были таджики Мамуниды -(995 — 1017).
В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.
Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.
Жестокий правитель Турков султан Махмуд (998-1030), после оккупации Бухары, стремился включить богатые земли Хорезма в состав своего государства. . Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно 1010 – 1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Гурган, княжество Зияридам - (927 — 1029) на юго-восточном побережье Каспийского моря.
Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дальнейших событий жизни своего учителя. Благодаря этому мы располагаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн Сины.
В Гургане Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Он приступил Первой книги своего главного труда по медицине – “Канона врачебной науки” и др. сочинений. В 1014 г.
В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане. Тогда здесь правили таджикскые эмиры Буиды - (934 — 1062), что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.
Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки».
В последние годы жизни служил в Исфагане при дворе эмира Ала ад-Давла Буида.
В 1023 г. Ибн Сина в Исфаган завершает там “Китаб аш-шифа”, создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на таджикском языке “Даниш-наме” (“Книга знания”).
Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Основные медицинские произведения Ибн Сины:
* «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
* «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
* «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
* «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
* «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
* «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
* «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
* «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
* «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
* «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
* «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
* «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены.
#Таджики #Бухара #Хорезм #Хамадан #Исфахан #Саманиды #Мамуниды #Зияриды #Буиды
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев