Потомственная княжна...
Эда Урусова – плод любви представителей двух известнейших русских фамилий. По маминой линии в её роду были такие знаменитые мастера слова, как Александр Васильевич Сухово-Кобылин и Евгения Тур. Отцовская линия связана с одной из ветвей рода Урусовых. Её отец был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.
Ещё не закончив среднюю школу, юная Эда решила посвятить свою жизнь театру. С ранних лет она занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Зелениной – дочери Марии Ермоловой. Горячо ратовала за неё Надежда Вахтангова – жена Евгения Багратионовича.
Урусову принимала комиссия во главе с Константином Станиславским, но тут выяснилось, что абитуриентка не имеет диплома о среднем образовании. Урусовой было предложено закончить школу, занимаясь параллельно в студии Художественного театра.
Эда Урусова увлечённо занималась балетом, пением, верховой ездой. Она старалась не пропустить ни одной премьеры и много снималась в немом кинематографе, чтобы заработать и поддержать семью - после революции князьям и графам становилось всё тяжелее. Первой киноролью стал эпизод в фильме "Ледяной дом" - она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны Иоанновны.
В 1928 г. закончила студию Николая Хмелёва и стала актрисой его театра (позднее - театра имени Ермоловой).
Первый арест Эды Урусовой состоялся в июне 1938 г. в Москве, актриса была осуждена на 10 лет.
Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре (т.н. Театр политотдела МВД), затем была дояркой, счетоводом. Была переведена в женскую колонну на станции Известковая, театр КВО. Освобождена досрочно на год. Работала в Угличском театре.
Второй арест - в 1949 г. прямо на сцене, отправлена в чём была в ссылку в КК. Весной 1950 г., узнав об её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там, с 1950 по 1954 г., с ней работали попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов.
В 1955 г. Эда Урусова была реабилитирована, вернулась в Москву и вновь пришла в родной театр им. Ермоловой, где сыграла около 200 ролей: Надежда ("Последние" Горького), Мать ("Русские люди" Симонова), Гурмыжская ("Лес" Островского), Кабаниха ("Гроза" Островского), леди Милфорд ("Коварство и любовь" Шиллера), Фёкла Ивановна ("Женитьба" Гоголя), тётушка Меме ("Суббота, воскресение, понедельник" де Филиппо), миссис Ладлоу ("Зелёная комната" Пристли).
Старухи Урусовой памятны своим непостижимым разнообразием, многоплановостью. Нежные, заботливые матери соседствовали с прямолинейными, жестокими старухами, палитра красок, которыми пользовалась актриса, была чрезвычайно яркой и многогранной.
По возвращении из лагерей в кино Эда Урусова снималась крайне мало. Её лучшей ролью стала Чарская, хранительница реликвии, в детективе "Ларец Марии Медичи". Были заметные работы в картинах "Цепная реакция", "Возвращённая музыка", "Прыжок с крыши", "На гранатовых островах", "Курьер", "Жизнь по лимиту", "Утоли моя печали", "Гроза над Русью", "Арбатский мотив".
Княжна Урусова, она не только родилась таковой, но и оставалась до последнего часа олицетворением лучших черт русской аристократии. До последнего дня она была верна профессии.
Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом сезоне, несмотря на физическую слабость, Эда Урусова стала работать у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последней ролью стала работа в спектакле "Письма Асперна".
Умерла 23 декабря 1996 г. в Москве, в возрасте 88 лет. Похоронена на Введенском кладбище.
Мужем Урусовой был актёр Театра-студии Николая Хмелёва, а позже ведущий актёр Московского Театра им. Ермоловой Михаил Семёнович Унковский.
Комментарии 5