В повести смелые подростки, оставшиеся сиротами по вине белогвардейцев, пробирались в армию Буденного, и по пути постоянно нарушали планы отрядов батьки Махно. В произведении Бляхина было трое главных персонажей - Мишка, его сестра Дунька и китаец.
Режиссером фильма первоначально мог стать Александр Митта, но по каким-то обстоятельствам это не произошло, и съемки фильма были доверены Эдмонду Кеосаяну, который к тому моменту успел снять фильм «Где ты теперь, Максим?» и завершал работу над картиной «Стряпуха» со Светланой Светличной и Владимиром Высоцким в главных ролях.
Изначально сценарий будущей истории приключений «красных дьяволят» назывался «Знак четырех». В фильме Перестиани юных бойцов, так же, как и в повести Бляхина, было трое. Но Кеосаян вместе со сценаристом Сергеем Ермолинским внес в первоначальный литературный материал огромное количество изменений.
Бляхинский Мишка стал Данькой, его сестра Дунька — Ксанкой, а китаец в повести, он же негр в картине Перестиани, из-за сложных дипломатических отношений с Китаем превратился в цыгана. К тройке главных героев Кеосаян и Ермолинский добавили гимназиста Валерку, часто поправлявшего очки на переносице, и символизировавшего интеллигенцию, примкнувшую к пролетариату.
Фактически, Эдмонд поставил перед собой задачу снять динамичную приключенческую сказку для своего шестилетнего сына Давида, и в ходе реализации этой по тем временам титанической задачи, режиссеру пришлось самому придумывать трюки, и находить подходящих специалистов, с чьей помощью их можно было воплотить на экране.
Кеосаян придумывал на площадке не только трюки, но и музыкальные номера, и даже сам писал тексты песен. Так, например, он сам написал текст песни белокурой Жези ночью на прикроватной тумбочке. Но самой большой сложностью в фильме было то, что главные роли предстояло играть подросткам. Кто станет играть главного героя Даньку, было ясно еще до написания сценария.
Витя Косых, сын актера Ивана Косых, уже успел сняться в нескольких картинах, и его герой Костя Иночкин запомнился и полюбился советским зрителям по фильму «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен».
Поэтому образ Даньки создавался режиссером и сценаристом специально для этого молодого актера. Сложнее обстояло дело с другими кандидатами на роли «неуловимых». На роль гимназиста Валерки изначально пробовали Валерия Носика, но он показался Кеосаяну слишком взрослым.
Тогда Виктор Косых порекомендовал Эдмонду попробовать на роль своего друга Мишу Метелкина, с которым они вместе снимались в фильме «Мимо окон идут поезда», однако тот не подошел из-за маленького роста. Но так как Миша очень хотел получить эту роль, то стал в огромном количестве поглощать морковь со сметаной, и к огромному удивлению окружающих за три месяца подрос на семь сантиметров и был принят в киногруппу.
Кстати, именно эти молодые артисты помогли Кеосаяну придумать название картины. Именно Косых с Метелкиным, соединив два варианта — «Неуловимые из Гуляй-Поля» и «Мстители из Гуляй-Поля», предложили название фильма, ставшее окончательным - «Неуловимые мстители».
Чтобы найти Цыганенка-Яшку, авторам фильма пришлось посмотреть более восьми тысяч детей по всей стране, и лишь после этого Эдмонд Кеосаян обратил свое внимание на Васю Васильева из Владимирской области, где мальчик жил вместе с тринадцатью братьями и сестрами. Вася родился и жил в настоящем цыганском таборе, был очень талантлив, пел, танцевал и умел держаться в седле с пеленок. Кроме этого он неплохо учился, несмотря на то, что с 12-лет ему пришлось начать работать.
На роль Ксанки нужна была актриса с хорошей спортивной подготовкой, похожая на мальчика, а Валя Курдюкова в то время была кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике, и предпочитала мальчишеские игры, что и предопределило ее утверждение Кеосаяном на роль в фильме.
Причем, первоначально Кеосаян хотел, чтобы зрители считали Ксанку мальчиком, а потом, во время купания в реке, этот обман должен был раскрыться. Но после некоторых рамышлений Эдмонд отменил «обнаженку», решив, что вряд ли подростково-революционный стриптиз пришелся бы по вкусу идеологическому начальству.
К спортивной подготовке актеров Кеосаян предъявлял самые серьезные требования, так как им было запланировано в фильме более сорока сложных трюков, которые актерам предстояло исполнять самим. В течение трех месяцев молодым актерам усиленно преподавали верховую езду, самбо, автовождение, игру в бильярд, плавание и эквилибристику.
Но даже несмотря на это, без травм, порезов, ушибов и ссадин во время съемок не обходилось. Однажды Виктор Косых чуть не погиб во время съемки сцены спасения детей, останавливая повозку с мчащимися лошадьми. В другом эпизоде автомобиль с героями должен был проехать сквозь стеклянные витрины аптеки, но техник по безопасности из «Мосфильма» запрещал делать этот трюк, утверждая, что скорость не должна превышать двадцати пяти километров в час, в то время, как Кеосаяну было необходимо, чтобы автомобиль проехал через аптеку с большей скоростью.
И тогда Кеосаян сделал так, чтобы несговорчивому технику прислали из Москвы телеграмму, в которой сообщалось, будто его жена прилетает в Симферополь. Техник на несколько часов уехал со съемочной площадки в Ялте, и Кеосаян снял в его отсутствие несколько дублей, во время которых Метелкину и Васильеву досталось немало шрамов и порезов.
Много позже режиссер признавался, что с актерами в этот момент могло случиться что угодно. Так же на съемках «Неуловимых» Вася Васильев прыгнул в воду с 25-метровой высоты, что было крайне опасным трюком. А у Вали Курдюковой, не желавшей отставать от мальчиков, и много нырявшей - заболели уши. И ей пришлось лечь в больницу.
Были и забавные эпизоды. Так, например, сцену, в которой Данька преследовал Лютого, прыгая по крышам, и соскакивая вниз на коня, пришлось снимать много раз из-за того, что лошади не хотели стоять смирно в ожидании, когда к ним на спину свалятся седоки. Поэтому Косых постоянно падал то на землю, то на шею артисту Трещалову, игравшему Лютого.
Не лишенный юмора Трещалов даже проскакал круг с Косых на шее, и криками «иго-го!» Но после нескольких неудачных дублей стену, возле которой должны были стоять кони, намазали сахарным сиропом – и лошади надолго замерли на нужном месте. Кроме того, в связи с тем, что дублеров для скачек не хватало, ребята успевали поработать белогвардейцами. Они переодевались в другие костюмы и скакали вместе с другими бандитами.
А потом, во время просмотра картины очень веселились, наблюдая, как их герои воюют сами против себя. А однажды во время съемок Кеосаяну пришлось срочно устраивать Михаила Метелкина во ВГИК, чтобы актер избежал призыва в армию.
Но Метелкин подал документы на экономический факультет, хотя практически не знал математики, и вместо ответа на экзамене был вынужден исписать листок бессмысленными цифрами. Улучив момент, когда преподаватель математики вышел в туалет, Кеосаян направился за ним, зашел в соседнюю кабинку, залез наверх и попросил, наблюдая за преподавателем: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ничего не знает, поставьте ему пятерку».
Застигнутый врасплох преподаватель ответил: «Я все, что угодно, сделаю, только уйдите отсюда!» - потом зашел в аудиторию, взял листок Метелкина, посмотрел в него, и сказал: «Какое оригинальное решение. Отлично!» После чего Кеосаян отвез Метелкина в «Арагви», и они вместе отметили поступление.
Кеосаян очень любил и уважал труд актеров, и они платили ему взаимностью. Борис Сичкин, танцевавший с четырех лет, прошедший не только цыганский табор, гостиничный ресторан и ансамбли танца, но и Великую Отечественную войну — сам попросил взять его на роль Бубы Касторского.
Армен Джигарханян сыграл главного врага «неуловимых» вместо убитого в первой серии Лютого в исполнении Владимира Трещалова.
В последующих сериях картины сыграл и сам Кеосаян, изобразивший шпика в канотье, и сыграла его супруга Лаура.
Вся эта веселая армянская диаспора, дополненная евреями Ефимом Копеляном, Борисом Сичкиным и Савелием Крамаровым, вела фильм к абсолютному и окончательному успеху.
Закрепить достигнутое были призваны песни на стихи Роберта Рождественского, музыка Бориса Мокроусова и Яна Френкеля, а также вполне сказочный славный командарм Буденный в исполнении Льва Свердлина, которого позже заменил абстрактный красный начальник в исполнении Ивана Переверзева.
В качестве дополнительной информации можно отметить, что Борис Сичкин страшно обиделся позже на Кеосаяна за то, что тот не дал ему сыграть в третьей серии «Неуловимых» после того, как во второй серии его героя убили.
Но точно такая же причина не стала помехой Ефиму Копеляну, который попросил жену Кеосаяна - Лауру Геворкян: «Лаурочка, скажите Эдмонду Гарегиновичу, что я был ранен, лежал в больнице, но все-таки выжил!» И атаман Бурнаш в третьей серии, действительно - ожил.
Неуемная энергия Кеосаяна, его бесшабашность и вера в невозможное заряжали не только актеров, но и всю съемочную группу. Работа великолепного созвездия актеров, потрясающая музыка и тонкий юмор - все складывалось именно так, как задумывал Кеосаян.
Результат не заставил себя ждать – фильм «Неуловимые мстители» произвел фурор в советском прокате, картину посмотрели более 50 миллионов зрителей, и многие из них ходили в кино на фильм десятки раз.
После выхода «Неуловимых мстителей» на экраны Кеосаян в интервью рассказывал: «Картину мы сняли, прежде всего, для подростков, для людей в том возрасте, когда многих – еще не каждого – обуревает жажда романтики, сильных и острых впечатлений, когда действие следует не за мыслью, а напротив, скорее вызвано сильной эмоцией, действие порождает мысль. Потому в нашем фильм – динамичное, стремительно развивающееся действие, где главное мерило ценности человека – его поступки, где герои напористы, активны, отважны и борются за великие цели. Вот это-то – великие цели – самое главное в остросюжетном, приключенческом фильме! Только в таком случае кинопроизведение будет отвечать своей сверхзадаче – роняя в душу молодого зрителя зерна отваги, зерна бесстрашия, зерна добра».
Комментарии 3