🏻8 сентября – День памяти жертв блокады Ленинграда!
📚 Литераторы сохранили для нас память о тех страшных девятистах днях и ночах:
📓 Даниил Гранин, Алесь Адамович «Блокадная книга».
Одно из внушительных документальных произведений. В начале семидесятых годов авторы взяли интервью у нескольких тысяч ленинградцев. Их рассказы - жесткие и откровенные, без всяких прикрас.
📔 Александр Чаковский «Блокада».
Книга вышла в 1978 году. Чаковскому не довелось самому пережить ужасы блокады, но он видел их своими глазами, когда приезжал сюда в командировки как корреспондент военной газеты Волховского фронта. К тому же он родом из Ленинграда. То, что особенно запомнилось Чаковскому, позже вошло в его книгу.
📕 Ольга Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ольгу Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот блокадных дней.
📘 Вадим Шефнер «Сестра печали».
Одно из самых пронзительных произведений. Повесть во многом автобиографична: Вадим Шефнер рассказывает о своей службе в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом и о своей невесте, оставшейся в блокадном городе.
📝 Иосиф Эттингер «Город не горит...».
Статья, вышедшая в 1984 году в научно-популярном журнале «Химия и жизнь». Сотрудник легендарного Государственного института прикладной химии раскрыл секрет, почему, когда немцы ежедневно бомбили Ленинград, сбрасывали на него миллионы зажигательных бомб, массовых пожаров в городе не было. Оказывается, еще в самом начале блокады перед химиками поставили задачу: придумать, из чего можно готовить антипирены - вещества, препятствующие горению. Причем найти нужно было из того, что имелось в Ленинграде. И на одной из баз ученые отыскали предвоенный запас суперфосфата - удобрений, которые использовались на полях. Разработали технологию производства противопожарной обмазки, научили ленинградцев ею пользоваться. И все это - за считанные недели.
«Обмазка была густой, тяжелой. Пытались сделать какие-нибудь механические приспособления, машины, чтобы ее наносить, но успеха не добились. Главным орудием огнезащиты города стала обыкновенная маховая кисть.
Суперфосфат с барж перегружали на грузовые трамваи и машины, потом на тележки, носилки, в ведра... Кистями вооружились рабочие и академики, школьники и пенсионеры, бойцы МПВО и домохозяйки, врачи, искусствоведы, библиотекари... Кажется, нет особого героизма в том, чтобы наносить пасту на дерево чердаков, которые к тому времени уже были освобождены от всевозможного хлама и мусора. Но если оценить масштаб того, что происходило на городских чердаках, нельзя не подивиться высочайшей организованности и самоотверженности ленинградцев. За месяц огнезащитным составом было покрыто девяносто процентов чердачных перекрытий и деревянных строений, девятнадцать миллионов квадратных метров! На каждого жителя огромного города, включая глубоких стариков и грудных младенцев, почти по десятку квадратных метров дерева, защищенного от огня.
Все это было сделано еще до того, как упала первая вражеская бомба. Бадаевские склады и портовые сооружения, к несчастью, обработать не успели.
Кроме жилых и промышленных зданий, особой заботой были окружены исторические памятники и культурные сокровища. В одну из летних ночей несколько трамвайных составов, груженых суперфосфатом и песком, остановились около Публичной библиотеки. Команда МПВО, десятки сотрудников нашей Публички выстроились цепью от трамвайных платформ до ее чердаков. По цепи плыли ведра. Потом, когда начались бомбежки, фашисты не раз метили в это знаменитое здание. Напротив библиотеки, возле памятника Екатерине II, на Невском проспекте не раз взрывались фугаски и зажигалки. Из бывшего Елисеевского магазина вылетели знаменитые цветные витражи. Но Публичка уцелела.
С той же тщательностью были обработаны чердаки и перекрытия Эрмитажа, Русского музея, Пушкинского дома...
<…> В первые послевоенные годы жильцы верхних этажей ленинградских домов часто жаловались на протекающие крыши: суперфосфат вызывал усиленную коррозию кровельного железа, оно проедалось ржавчиной с невиданной быстротой. Кровельщики, не понимая, в чем дело, терпеливо меняли лист за листом. Те же, кто был в курсе дела, об этих расходах не жалели...» https://www.spb.kp.ru/daily/26020/2941477/ #Блокада#ВеликаяОтечественнаявойна#Гранин#Берггольц#Чаковский#Эттингер#ПубличнаяБиблиотека#Библиотекарь

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев