Никогда не задумывались, зачем нужно развивать у малыша математическое мышление буквально с рождения и как некоторые мамы и папы убивают в своих детях любовь к математике?
Начнем с главных ошибок родителей, которые мешают детям полюбить математику. Их пять. Потом поговорим об особенностях математических игр для каждого отдельного возраста.
1⃣МАЛО ЗАДАЧ в УМЕ.
С 2,5 лет нужно развивать у ребёнка образное мышление (умение представлять предмет, который не видишь, и проигрывать с ним в уме действия). Если развивать этот навык с ранних лет, в школе у ребёнка будет хорошая академическая успеваемость. ✨Какие игры помогают развить образное мышление?
ИГРА «МУХА».
Суть: какой-то предмет, например, муха, ходит по сетке. Сетка – это поле из 9 квадратиков, как в игре «Крестики-нолики». Поместите муху в центр. Пусть она ползёт вниз, вверх, влево, вправо на 1-2 клетки. Играйте в эту игру столько, пока ребёнок не наиграется. Когда он наигрался, переходите ко второму этапу. Пусть ребёнок смотрит на сетку, но не двигает муху. Действия с мухой он должен производить в уме. Третий этап – поле игры закрывается, и ребёнок должен представлять себе и поле, и муху. Эту игру можно впоследствии усложнять: увеличивать поле, усложнять вариации хода (конём, по диагонали). Играть в «Муху» можно до самой школы, но и взрослым эта игра, особенно на третьем этапе, будет полезна!
ИГРА «ПОВОРОТЫ».
Начинать играть в эту игру рекомендуется с 4 лет. Осваиваем поворот на 90 градусов. Берём предмет и поворачиваем его 4 раза на 90 градусов. Сначала ребёнок пробует руками, потом – в уме, потом предмет накрываете, и ребёнок представляет в уме и предмет, и повороты.
ИГРА «УСТНЫЙ СЧЁТ».
Считаем в уме: плюс один, плюс два и т.д. Её нужно практиковать постоянно, как только ребёнок освоил действие «плюс один».
Совет: не подключайте много игр сразу! Возьмите одну игру и играйте в неё ежедневно в течение недели, потом смените.
2⃣МНОГО СЧЁТА, ЦИФР, ЧИСЕЛ и МАЛО НАГЛЯДНЫХ ЗАДАЧ.
Хорошо начинать знакомить ребёнка с математикой не с текстовых задач, а с наглядных, с минимальным количеством текста. Их много разновидностей, каждый день Вы можете пробовать новую, пока не найдёте ту, которая будет интересна Вашему ребёнку. Когда задача его увлечёт, он почувствует интерес и уверенность в себе. Вот несколько примеров таких игр.
ИГРА «ОТРАЖЕНИЕ».
Нарисуйте линию. Это «зеркало». В нём нужно «отразить» какую-то фигуру. Сперва зеркало должно быть горизонтальным или вертикальным, потом – диагональным.
ИГРА «МНОГОУГОЛЬНИКИ». Нарисуйте несколько точек. Предложите ребёнку соединить их разными способами. Например, 4 точки (вершины квадрата) могут стать квадратом или треугольником.
ИГРА «ОБХОД ГРАФА».
Граф – это набор вершин, соединённых рёбрами. Не отрывая руки, надо обвести конверт, домик (есть много разных графов), обойдя все точки только один раз.
3⃣ИГРЫ ЛУЧШЕ ТЕТРАДЕЙ!
В магазинах продаются развивающие тетради по математике для детей 3-4 лет, но ребёнок таким образом усаживается за парту. Заниматься по тетрадям можно в 6 лет, не раньше, хотя некоторые задания (идеи) из таких тетрадей с малышами можно просто проделывать в игре. Например, взять фигурки из лего. Это дети из детского сада. Нужно поставить «детей» в круг, чередуя по цветам. Можно чередовать по принципу: высокий – низкий. Также можно давать ребёнку картинку или лист и просить разрезать его пополам, на 4 части и т.д. В 3-4 года малышу нужны такие задания, где можно трогать, переставлять, а не сидеть за тетрадкой.
4⃣МАЛО ЗАНЯТИЯ- ИССЛЕДОВАНИЙ.
С 4-5 лет у ребёнка должно быть 1-2 таких занятия в неделю. Здесь также важно найти то, что интересно именно Вашему малышу. Можно рисовать орнаменты, узоры, складывать «паркет» (площадь, которую образовывают подобные фигуры), измерять предметы сантиметровой лентой, проверять, сколько мишек поместится в коробку
5⃣ ВО МНОГИХ ЗАДАЧАХ ОТСУТСТВУЕТ ОЗАРЕНИЕ.
Озарение – это щелчок: понял, как сделать. Задачи в развивающих тетрадях и в школе однообразны, это механическая практика накопления знаний. А в наглядных задачах есть этот щелчок, благодаря которому ребёнок учится получать удовлетворение от интеллектуального труда, проявляет познавательную активность. К таким задачам относятся простые головоломки, над которыми ребёнок может подумать 5-10 минут и решить.
Теперь, когда в общем стало понятно, как правильно развивать у ребёнка математическое мышление, предлагаем несколько разновидностей математических игр для детей разных возрастов.
🎰МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ в 1-3 года:
⚡Сюжетно-ролевые и постановочные игры. В рамках игры можно показывать ребёнку различные способы взаимодействия с предметами: вплетать обучение счёту, включать задания на чередование (например, построить заборчик с чередованием цветов) и задание на построение башенки, домика по образцу (мама строит первая, а ребёнок должен сделать такую же башенку по высоте, форме и цветам).
⚡Игры с пластилином. Катать его в шарики, лепить разные фигуры, разрезать и смотреть, что получилось в разрезе – это также разновидность математической игры.
⚡Игры с красками и карандашами. Пробуем нарисовать разные линии: короткие — длинные, толстые – тонкие.
⚡Сочинение сказок. Берёте спички, ключи, кубики, ленточки и начинаете про них придумывать сказки (например, про короткую и длинную ленточку).
⚡Обучение азам математики в быту. Например, считайте ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице. На парковке можно задать, например, такие вопросы: правда или нет, что все машины красные? Правда или нет, что на парковке нет синей машины? Вопросы можно со временем усложнять. Играть можно не только с машинами и ступеньками, но и с цветами на клумбе, пассажирами в автобусе.
⚡Игры с ножницами. Например, ребёнок должен разрезать предмет так, чтобы он был симметричен.
Совет: игры должны быть регулярными. Занимайтесь «математикой» хотя бы 3-4 раза в неделю по 15 минут в день.
🎰МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ в 3-5 лет:
С 3 лет ребёнку можно давать некоторые задания из специальных математических тетрадей для детей. Но всё подавать в форме игры.
Простые логические задачи, например, разрезать бублик двумя прямыми линиями так, чтобы получилось 5 частей. Сложными задачами нельзя увлечь ребёнка, поэтому сложность заданий нужно регулировать.
🎰МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ в 5-7 лет:
Как можно больше наглядных задач: лабиринты, графы, многоугольники на точках.
Обучение счёту.
Думайте и решайте вместе с ребёнком. Когда ребёнок видит, как взрослый над чем-то думает и получает удовольствие от интеллектуального труда, это очень полезно. Вы можете решать свои, сложные головоломки. Главное – чтобы ребёнок это видел.
Математика повсюду, и развивать у ребёнка математическое мышление очень важно с самых ранних лет жизни!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев