Кстати Aмшенские Aрмяне создадут ещё и государство Данишмендидов
Данишмендиды - амшенские армяне-халкидониты!!!

Абсолютно не понятно почему династию Данишмендидов (Сивас (1071—1174), Малатья (1142—1178) 1071—1178) относят к мусульманской и тюркской. Факты говорят об обратном. Об этом чуть ниже будет сказано, но пока представлю "полуофициальную версию". Так известно, что после потери Византией малоазийских земель (поражение при Манцикерте в 1071 г.), изменяется и политическая карта региона. На территории Малой Азии, в ее центральных районах на основе тюркского этноса образуются сельджукский Румский султанат и эмират Данышмендов Севастии, значительную часть населения которых составляли армяне-халкидониты. В это время начинается скачкообразный процесс тюркизации и исламизации Малой Азии, растянувшийся на столетия. Переход в ислам, в конечном счете, приводил к культурной ассимиляции, свидетельством чего является хотя бы «Сказание о Мелике Гази Данышменде», героя которого – основателя эмирата Данышмендов, современные хронисты считали армянином, перешедшим в ислам. Известен эмир Сававерака Иса, сын армянина Богусака, сохранивший свои владения в Приевфратье ценой принятия ислама. Принял ислам и полководец василевса Романа Диогена армянин-халкидонит Филарет Врахамий. У истоков так называемого «сельджукского искусства» в Румском султанате стояли Гавры и другие армяне-халкидониты. Известно также и то, что самым известным представителем рода Гавр был визирь сельджукского султана Кылыч-Арслана II (1156-1192) Ихтийар ал-Дин Хасан б. Гаврас (Гавра), имевший наследственные поместья у Эрзинджана. Также известен и эрзинджанский эмир Мутаххартан, которого Герцберг называет «армянским князем Тагартеном Ерсенджанским». Некий армянин Софи был отцом Карамана шурина Баязита. Караман владел городом Ларенде (названный в дальнейшем его именем – Караман), который ему был уступлен султаном иконийским Ала-Эддином (1219-1246) с частью Каппадокии и Киликии. Сын Карамана Магомед распространил пределы своего государства во все стороны и овладел даже Икониумом, или Коньёй. Его сын Али-Бек, прозванный Ала-Эддин, был женат на сестре Баязита Нефизе.
Предками туркменского племени Кара-Койюнлу являются Мамиконяны, а Ак-Койюнлу – Пахлавуни. Григор Магистрос и утвердившиеся в Диарбекире Пахлавуни, приняв впоследствии ислам, заложили основы туркменского государства Ак-Койюнлу, а Мамиконяны заложили основы другого туркменского государства Кара-Койюнлу. При Газан-хане (1295-1304), когда происходила «исламская революция» глобального масштаба, Мамиконяны, бросив армянское христианство, полностью стали мусульманами и в начале середины XV века создали своё княжество в районе Арчеша. При том же Газан-хане князья Байандурлу, происходившие из ветви «Сурен Пахлав» Аршакуни, отказавшись от армянского христианства, приняли во время великой исламской революции ислам суннитского толка. Причём мать Узун-Хасана Баяндурлу Сара-Хатун была армянкой. Сам же он был женат на представительницах армяно-византийского рода Комнин – Феодоре, дочери трапезудского императора Иоанна (1429-1460) и племяннице последнего трапезундского императора Давида (1460-1461). Матерью же основателя блестящей иранской династии Сефевидов шаха Исмаила (1501-1524) была Халима-бегум, дочь трапезундской деспины Феодоры и Узун-Хасана, султана Ак-Койюнлу. Неудивительно, что значительная часть армянских писцов второй половины XV века с симпатией характеризуют Узун-хасана и подчёркивают его благожелатель.
Амшен – регион исторической Армении, ныне расположенный на территории Турции. Амшен ( значение «прибрежный»). Территория Амшена представляла собой прибрежную полосу от Трапезунда и почти до Батума. С приходом тюркских племен армянское население оказалось в статусе национального меньшинства второго сорта. Время от времени ситуация менялась в положительную сторону, однако, в целом положение армян было плачевным. Многие амшенцы еще в средневековый период переселялись на территорию современной Абхазии.Первые поселения армян на территории Абхазии возникли в середине XIX в. Их основывали турецкоподданные армяне занимавшиеся на новых землях сельским хозяйством. В дальнейшем преимущественной деятельностью амшенцев стала торговля. Процесс колонизации еще более усилился после окончания Русско-турецких войн (последняя завершилась в 1878 г.). Однако временем начала массового переселения армян из Амшена в Абхазию можно считать конец XIX века, связано это было с двумя трагедиями:1. Именно к концу XIX века более трети абхазов были изгнаны в Османскую империю и соответственно Абхазия опустела.2. Нарастание антиармянских настроений среди правящих кругов Турции. Стали появляться первые жертвы погромов.В результате многие армяне эмигрируют, предвидя ужасную резню. Наиболее удобным местом для поселения была Абхазия и черноморское побережье России. Коренное абхазское население не только не противилось армянскому переселению, но и активно способствовало.Итак, беженцы из Амшена нашли новую родину, которая простиралась от Ингури до Кубани. Однако намного более многочисленная волна эмигрантов заселила эту область в 1915-1916 гг., когда из бывшей Османской Империи, спасаясь от развязанного младотурецкими властями геноцида, бежали десятки тысяч армянских семей. Часть беженцев осела на постоянное жительство в Абхазии, где их потомки основали значительную армянскую общину.Армянское население черноморского побережья Кубани и Абхазии в основном является выходцами из Амшена.
Итак о Данишмендидах (Сивас (1071—1174), Малатья (1142—1178) 1071—1178). Ведь известно не только его армянское происхождение, но и то что это государство было христианским и грекоязычным, то есть армяно-халкидонитским. Вот факты которые приводит Успенский Ф.И. История Византийской империи. Том 3. М.: Мысль, 1997. С. 118.
"Несколько монет, сохранившихся от этого времени, дают нам весьма любопытный и в высшей степени драгоценный материал для уяснения дел в эту эпоху. Монеты принадлежат царству Данишмендов; на одной стороне изображен Иисус Христос, на другой стороне греческими литерами выбито: «Малик Гази, царь Романии и Анатолии» — явление в высшей степени знаменательное; оно прямо характеризует нам Малика Гази. Он не был похож на тех диких турецких завоевателей, которые жгли, опустошали и уничтожали все, что было вне ислама. Малик Гази проводит принцип веротерпимости, предоставляет подчиненным народам политическую свободу, оставляя неприкосновенным греческий язык и греческое письмо. В этих монетах в настоящее время имеется единственное указание на ту политическую роль, какую играл в Передней Азии Данишменд и которая была усвоена им..."
Из этого фактического материала следует, что Данишмендиды не были мусульманами и тюркофонами. А если были, то абсолютно формально или притворно и уж тем более не в современном представлении "мусульманина".
Более того, известно также, что к примеру к 1486 г. не менее 73% населения Трабзона составляли христиане, а к 1520 г. их пропорция даже выросла до 78%. Процесс мусульманизации интенсифисировался только с середины XVI в., к 1554 г. 46%, а к 1583 г. уже 54% населения Трапезунда исповедовало ислам. В основном это были новообращённые мусульмане, принимавшие религию победителей и нередко остававшиеся криптохристианами. Тюркизация, естественно, шла ещё медленнее (Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007. С. 441). В Испире в 1520 году и вовсе все 100% населения были христианами. В 1516 году христиан в Байбуртском вилаете было 80%. Подавляющая часть армяне и армяне-халкидониты. В таких важных военных и торгово-ремеслянных центрах как Эрзинджан и Эрзерум (Арзен) армянское население преобладало. Армянское население было многочисленным в Байбурте, Никсаре/Неокесарии и Сивасе/Севастия в XIII веке. В это же время большую часть населения Колонии/Кара-Хисара также составляли армяне (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 52-53).
Таким образом до 1550-х годов, то есть до середины XVI века говорить о тюркских и исламских государствах в Малой Азии не приходится. Все эираты Артукидов, Салтукидов, Шах-Арменов и т.д. являются армянскими и даже христианскими. Но как же то что например Данишмендиды - это данишменд с тюркского "учёный", да и к тому же "Малик". Ведь все имена и титулы арабские и тюркские. Как быть с этим фактом? Дело в том, что после битвы при Манцикерте 1071 года, преобладающим языком межнационального общения становится арабский через ислам и частично тюркский. Но эти языки не были "национальными" для армян Малой Азии, и тем более для армян-халкидонитов, которые пользовались ещё греческим, как например в государстве Данишмендидов. Так вот. После этой битвы и по ныне весь регион находится под политическим контролем ислама, а значит арабского и тюркского языков. Но мы знаем уже, что тюркский стал доминировать только к XVII-XVIII векам в Малой Азии. Таким образом можем сказать, что Данишмендиды именовали себя так как их именовали страны победители исламского пояса, арабо-персидской титулатурой. В 1134 году багдадский халиф аль-Мустаршид даровал Данишмендидам титул малик. При этом государственным был греческий, ибо надписи на монетах сделаны греческими литерами. К примеру в XIII веке даже официальная титулатура трапезудского императора при каирском дворе была "Его Величество Малик", что вполне согласуется с другими прецендентами применения "малик", характерными для арабо-персидской историографии до XIII-XIV вв. Посредством этого же основного титула каирцы в XIII-XV веках обращались ко всем сколькео-нибудь значимым ХРИСТИАНСКИМ монархам: константинопольским василевсам, грузинским и армянским царям, а также и к менее значительным для них персонам - болгарским, сербским и др. государям". Но с XIV века проникает и новая титулатура - такфур или тагавор. Такова была титулатура христианских государств на Востоке (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 49). Таким образом со всех сторон доказывается, что государство Данишмендидов было АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКИМ И АМШЕНСКИМ (АРАКЕЛ).
И ещё.
·· Более 90 % населения Малой Азии были христианами до их завоевания арабами. Современное же мусульманское население «армянских» городов Турции Ван, Битлис, Эрзурум и Харпут, состоит главным образом из потомков армян-отступников. Последние на протяжении многих веков принимали ислам из соображений конформизма. Именно эти армяне-отступники образовывали очаги фанатизма и занимались истреблением христиан. К тому же 80% курдов – это также потомки армян-отступников. Среди народов армянской расы преобладает ислам (Рафаэль де Ногалес. Четыре года под полумесяцем. М.: Русский Вестник, 2006. С. 273-274). Более 20 курдских племён курманджи имеют армянское происхождение и имели армянскую письменность (Alexice Schneider. Талыши и курды ( С. 3)).ное отношение к армянам.
Исследователи оценивают численное соотношение между пришлым населением и автохтонами (в первую очередь, армянами и армяно-халкидонитами) как один к десяти. Власть оседлых мусульман (т.е. исламизированных армян и армян-халкидонитов) утвердившаяся в древних городских центрах серединной Анатолии (султанов Икония, данишмандидских маликов, артукидских эмиров), из соображений самосохранения и стабилизации оседлой жизни (земледелия, торговли и ремесла) активно вытесняла кочевые (т.е. пришлые) тюркские племена на северные, западные и южные окраины высокогорного периметра Анатолийского плато. К XIII в. разрушительная роль кочевой вольницы начала постепенно сходить на убыль – многие из кочевников перешли к оседлой жизни, другие понесли фатальный ущерб в борьбе с оседлыми мусульманами из армян и армян-халкидонитов (сельджукскими мусульманами из оседлых районов). Неслучайно видимо и то, что историк Герцберг пишет: …«Харесмийский князь Джелаледдин-Манкберей в течение третьего десятилетия этого века во главе харесмийских и турецких отрядов с истинно геройским мужеством отражал монголов Чингисхана и армянских сельджуков» (см., История Византии. С. 426). Там же на с. 419, Герцберг говорит о христианском происхождении Султана Азатина Иконийского: «Султан – Азатин Иконийский происходил от христианских родителей и был крещен. (Притворно принял ислам)».
Интересно, что процент пришлых тюрок в анатолийском населении (10%) сравним с соотношением, которое исследователи дают для римского Запада в эпоху германских завоеваний в V в.: завоеватели-варвары составляли около 5% всего населения (см., например: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 33).
Мнение председателя Турецкой исторической ассоциации (ТИА) об изменивших веру армянах поддерживает профессор университета Малатии Джохдже
Приняв участие в научной конференции «Авшары в истории и культуре турок», состоявшейся 18 августа в Кесарии, председатель ТИА, профессор Юсуф Галачоглу с трибуны заявил, что курды в действительности имеют «турецкое» происхождение, а курды-алави - «армянское». Об этом его заявлении, получившем широкий отклик в турецкой прессе, «Азг» писала в номерах от 22-го, 24-го августа.
Выраженное в прессе противодействие заставило Галачоглу внести уточнения 21 августа. Он отметил: «Я не отрицал существование курдов в Турции, однако, 30 процентов считающих себя курдами по происхождению туркмены. Для того чтобы избежать депортации 1915 года, некоторые армяне, представляющиеся как курды-алави, приняли мусульманство. Число сменивших веру армян в 1920-ые годы достигало около 100 тысяч. В 1936-37 гг. государство предприняло шаги к выявлению изменивших веру армян. У меня под рукой есть их списки. Опубликую их, если того пожелают государственные власти».
Эти уточнения Галачоглу стали причиной того, что обвиняющие его в расизме начнут обвинять и в создании политических предпосылок для навешивания ярлыка «предатель» на нацменьшинства, этнические и религиозные группы, а также дальнейших спекуляций по поводу «изменения веры», одновременно требуя опубликовать имеющиеся у него списки.
Это показывает, что задача противодействующих Галачоглу не в изменивших веру армянах, наличие которых они не отрицают, а использование изменения веры в качестве шантажа на государственном уровне. Примечательно, что в интервью, данном «Аксион» и опубликованном в номере 634 упомянутого издания, об изменивших веру армянах высказал свое мнение и профессор кафедры истории университета «Инāню» (Малатия) Салим Джохдже, отметив следующее: «В Турции проживает 80-100 тысяч замаскированных армян. Армяне скрылись в основном среди курдов и алави». Широкий отклик на заявления Галачоглу сделал актуальным опубликованное сразу же после убийства Гранта Динка 19 января интервью Джохдже. Под его воздействием издание «Аксион» обратилось вновь к нему, опубликовав ответы профессора университета 29-го августа, которые можно прочитать на стамбульском сайте «Ай терт».
Эта публикации «Аксион» об изменивших веру армянах очень интересна, почему и в сокращении предоставляем ее перевод: «Профессор Салим Джохдже на этот раз выдвинул другой тезис: «В Турции есть также тысячи обарабленных армян. Все сказанное Юсуфом Галачоглу верно и не содержит ничего нового. До этого уже было все известно, просто никто об этом не говорил. Мы на протяжении многих лет проводили работы по изучению скрытых армян, о которых отмечал до этого. Все это мы не сочинили. О них в своих докладных записках упоминали американские свидетели событий. В Эрзруме курды спрятали 500 тысяч армян, то же самое было в Тунджели (Дерсим), где 50 тысяч армян спрятались у алави. Последние являются курдами-алави. Аналогичные случаи наблюдались в районе Вана (Вардой), Хнусе и множестве других районов. В 1841-1863 гг. американские миссионеры провели исследования, в которых отмечается, кто есть кто, и уточняется их самоидентификация. Даже американцы (1950-ые годы) предложили основать Эрзрумский университет имени Ататюрка в Ване, чтобы новые исследования (о сменивших веру армянах) возможно было проводить в более благоприятных условиях. Проживающие в Хатае (Александретский санджак), в Агерде, Урфе, Мардине и подобных населенных пунктах армяне скрывались под видом арабов. Они в настоящее время говорят по-арабски и представляются как арабы Депортации подверглись армяне-григориане. Это не имело большого влияния на армян-протестантов и армян-католиков».
Согласно «Аксион», Джохдже сказал, что рядом с обарабившимися армянами есть также армяне, ставшие ассирийцами, продолжая: «В некоторых районах явно видна связь между армянами и курдами-повстанцами (речь идет о восстании в Дерсиме в 1924 году, а также в районе горы Арарат в 30-ые годы). Из указанных районов главными являются Тунджели, Хозат, Оваджик, Чемишгезек, Мазкерт, Пулумур, Эльязиг, Терджан, Диджлен, Ерзнка и Сваз. В этом свою роль сыграло упование на населенные племенами алави и курдами-алави ашираты Дерсима. Армяне с некоторым чувством мести активно участвовали в курдских восстаниях. Зачинателями восстания в Дерсиме были армяне».
Затем «Аксион» представляет численность скрытых армян по городам и их «официальная» идентификация. Согласно информации, в Диарбекире проживает 1000 армянских семей (ставших курдами, ассирийцами, алави). В Малатии - 3655 семей (курды-алави), в Кесарии - 5000 (турки), в Эльязиге - 1000 семей (курды, алави), в Ване - 4000 семьи (курды), В Урфе - 3500 семей (курды, арабы), Сгерде - 1200 семей (арабы, незначительная часть - курды), в Хатае - 1100 семей (арабы), в Битлисе - 200 семей (курды), в Эрзруме - 3000 семей (курды, алави, незначительная часть - турки), в Ерзнка - 1300 семей (алави, курды), в Мардине - 1500 семей (арабы), в Мараше - 3000 семей (курды, алави), в Адиямане - 1600 семей (курды), в Тунджели - 2000 семей (курды-алави), в Адане - 2000 семей (курды, арабы, алави).
В конце «Аксион» добавляет: «Эти данные мы взяли из исследований разных организаций и частных лиц (исследователей), которые проводятся по сей день. Показатели могут меняться соответственно выявленным новым данным.
...продолжение по ссылке...
http://united-armenia.blogspot.am/2013/07/Small-Armenia-Hamshen.html
Нет комментариев