Шедевр, изображающий полулежащую молодую женщину в оранжевом одеянии, находится не в Лондоне, а в музее де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико. Но в доме Лейтона есть 76 других его картин – от небольших эскизов до крупных полотен. В музее выставлены и «Смерть Брунеллески», написанная Лейтоном в 1852 году в качестве выпускной работы, и «Клития» – картина, над которой он работал сорок четыре года спустя, перед смертью.
В музее представлены слепки с трёх лейтоновских скульптур – «Лентяй», «Атлет, борющийся с питоном» и «Излишние волнения». Художник создал только эти три скульптуры, все силы он отдавал живописи. Музей располагает также крупной коллекцией рисунков и набросков, сделанных мастером как в детстве, так и в годы славы. Среди 700 работ – эскизы «Мадонны Чимабуэ», сделавшей его известным, и того самого «Пылающего июня». Выставлены и личные вещи Лейтона – печать, палитры, дипломы и награды.
Дом у Холланд-парка построен в 1866 году, когда Лейтон уже был знаменит произведениями на античные и библейские сюжеты. Он получал международные премии, стал ассоциированным членом Королевской академии (позже – её президентом). Конечно, ему нужен был достойный дом. Спроектировать его Лейтон попросил своего друга Джорджа Эйтчисона, промышленного архитектора. Дом получился таким интересным, что на Эйтчисона посыпались заказы на переделку интерьеров.
Внешне дом поразительно прост – красный кирпич, скупая отделка. Внутри сначала всё тоже было скромно, но Лейтон требовал расширений, и здание постепенно росло. Сначала на первом этаже появилась студия. Потом, после поездок по Ближнему Востоку, понадобилось место для привезённых оттуда коллекций текстиля, керамики, плитки. Пристроили двухэтажный «арабский зал». Он выглядит изумительно: мозаика, мрамор, деревянные решётки на окнах, те самые плитки, позолоченные капители колонн, а посередине, под куполом, – фонтан.
Последнее дополнение было завершено за несколько месяцев до смерти хозяина – это «шёлковая комната», отведённая под его коллекцию живописи. Сейчас в музее выставлены картины и рисунки Миллеса, Бёрн-Джонса, Уоттса, Сэндиса, Шоу, Говарда и других современников Лейтона.
Дом Лейтона так понравился его друзьям и коллегам, что вокруг выросла колония домов других художников, прозванная «Круг Холланд-парка». Дома проектировались по примеру лейтоновского – с обязательной студией и видом на парк.
В 1896 году автор «Пылающего июня» стал первым художником, которому пожаловали пэрство. Новоиспечённый барон прожил после этого один день (кратчайший срок в истории пэрства) и умер от стенокардии. Но дом, в который он вложил столько заботы и любви, остался и стал музеем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев