Человек, найдя Господа и ожидая продолжения чуда, инстинктивно идет в церковь. И здесь, растворяясь в происходящем, ликует. Ведь мелодика и ритм многоголосых распевов, умиротворенный ход службы и ее благолепие, соборность и благодать, которой щедро одаривает Господь вновь пришедших, заслоняют собой все.
Правда, в какой-то момент он начинает осознавать, что ничего не понимает. Однажды, снова придя на службу и вырвав из контекста какое-то знакомое слово, он пытается увязать его с услышанным. Но тщетно. И вообще, все у него как-то невпопад: то перекре́стится не так или не в нужном месте, то расхаживает по храму, когда этого нельзя делать, то задает вопросы, и на него косятся прихожане. Или вообще выйдет из храма в неподходящий момент.
И, остыв в рвении хоть что-то понять на церковной службе, покидает храм. Уходит навсегда. Почему? Нет, не из-за новых правил, кажущихся невыполнимыми (хотя и не без того). И даже не из-за бабушек, ши́кающих на любого, кто не так одет, или не так что сделает.
Многие пеняют в том числе на церковно-славянский. Его, несмотря на широкое использование в Православной Церкви, до конца понимает не всякий верующий со стажем, а порой и сами церковнослужители. Не все понимают, что собой представляет и церковное богослужение. Но все это можно исправить.
Итак, что такое богослужение?
Кто бывает за Божественной литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная Вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение. Святитель Иоанн Златоуст.
Прежде всего – это встреча с Богом, Который с любовью и терпением ожидает каждого из нас. Это также общее духовное собрание верующих, где личная молитва каждого становится частью единой церковной молитвы, соединенной с благодатью Божией. И только затем – богослужение можно назвать подлинным искусством, пронизанным духовной глубиной.
Богослужение являет собой удивительное соединение многих сторон церковной жизни. Архитектурная форма храма, сакральная живопись, поэтические и литературные тексты молитв, псалмов и проповедей, церковная музыка – пение, чтения и колокольный звон, – все это создает особое пространство молитвы.
Для тех, кто только начинает свой путь в Церкви, все это может показаться сложным и даже непонятным. Но любой, придя к Богу с открытым сердцем, постепенно приобщится к новой для себя духовной жизни, и однажды осознает каждое слово, оценит красоту православного богослужения.
Как достигнуть этого? Как научиться понимать и принимать церковное богослужение?
С чего начать?
Наверное, с терпения (а навык со временем придет). Не надо спешить все нюансы сразу понимать. Многие начинают с простого. Например, с молитв "Отче наш" и "Символ веры". Выучить их, понять значение, смысл – и отпадет важный вопрос.
Хорошим подспорьем является Евангелие, как и Новый Завет, читаемые не только в церкви, но и дома, или прослушиваемые в записи. Это касается и других отрывков из Священного Писания, часто звучащих на богослужении. Краткое знакомство перед службой, и – минус еще один вопрос.
Далее, что мы видим в храме? Все это (жесты, окропление святой водой, поклоны, выход на амвон, крестный ход и проч.) – не просто внешние обряды, а выражение молитвы и веры. К примеру, как Спаситель когда-то возносил руки в молитве, так и священник поднимает их, призывая Бога к общению с нами.
Не сто́ит ограничиваться только посещением храма. Очень помогают пониманию богослужения общение с духовным лицом, чтение духовных и богослужебных книг на досуге, и даже просто пребывание в тишине или прослушивание молитвословий в записи.
Чем больше знаний, тем легче понимать, почему Церковь именно так молится, и что за смысл стоит за каждой молитвой и песнопением.
Отличным подспорьем в деле постижения этой науки станут и краткие объяснения церковных таинств и служб (их смысла и значения), духовная литература и богослужебные тексты. Да, они архисложны для восприятия, и некоторые призывают упростить богослужение, вплоть до литургической реформы. Но Православная Церковь считает, что тексты, исполненные глубокого богословского смысла, имеют место быть. Поэтому нам лучше бы вслушиваться в каждое слово, звучащее на службе, и почитывать на досуге пояснения.
Очень помогают Последования Литургии и Всенощного бдения, выпускаемые в виде книжечек или приложений в телефоне. Зачем они? А затем, чтобы поскорее сориентироваться в богослужении.
Постепенно придет понимание, во-первых, того, что и о чем сейчас читается или поется, во-вторых, что представляют собой ключевые элементы богослужения, а также – что такое паремия, шестопсалмие, кафизма, полиелей, канон и т.д. Особенно если не полениться и ознакомиться заранее с терминами, а потом, следя за службой по тексту, сопоставлять с прочитанным.
Если есть затруднения с самостоятельной подготовкой или есть желание лучше узнать все детали, можно и к курсам обратиться. Или найти в интернете и регулярно просматривать видеозапись любого богослужения.
Если выделить время для более тесного знакомства с отрывками из церковной службы, то можно почитать их на церковно-славянском языке, или сравнить последования на обоих языках – русском и церковно-славянском. Также есть жития святых на этом языке и другая духовная литература, которую вначале можно читать со словарем.
Лучше понимать церковное богослужение поможет и горячая молитва к Господу. Даже православные со стажем молят Святого Духа просветить их ум и открыть сердце для истинного восприятия Божьего слова и служения.
Чувства… Мы осеняем себя крестным знамением в храме, совершаем поклоны. К этим движениям тела не мешает подключить сердце. Если некоторые слова текстов и молитвословий все еще непонятны, в такие моменты можно постараться душой соединиться с молитвой.
Что еще важно?
Нам только кажется, что богослужение совершает, настраивая всех на молитвенный лад, духовенство, хор. Нет, это происходит и при нашем участии. Мы слушаем, молимся, чувствуем, ощущаем, осязаем и, наконец, причащаемся.
А еще можем петь. Правда, не все подряд, когда захочется, а только "Символ веры" и "Отче наш", хотя все зависит от настоятеля (где-то могут петь и "Достойно есть" и другие молитвы или тропари).
Главное, не торопить себя, а дать время своему сердцу и духу. Ведь смысл и полнота богослужения открываются не сразу. Здесь, как и в любом другом деле, не стоит забывать о практике и терпении.
«У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия». Серафим (Звездинский).
И еще про церковно-славянский и службу
Неизвестно, будет ли введен русский язык в православную богослужебную практику, за что многие ратуют. Поэтому лучше научиться понимать этот красивейший язык, максимально адаптированный к православному богослужению.
Тем более, что это не так уж и сложно. Бери и читай. А еще – хорошо слушай в храме, внимая каждому возгласу, и сопоставляй с Последованием богослужений в руках. Примерно так скажут те, кто в храме по воскресеньям и православным праздникам.
Они точно понимают, о чем поется и читается в церкви, и на "архаичном" церковно-славянском без запинки прочитают Библию, жития святых и другую духовную литературу. Потому что, терпеливо изучая сложный, на первый взгляд, язык, параллельно учились понимать и православное богослужение, которое, со своими чинопоследованиями и практиками, не так уж и просто устроено.
Можно ли разобраться во всем этом, делая первые шаги в вере? Можно и нужно. Ведь не случайно церковному богослужению в Православной Церкви придается исключительное значение. Достаточно захотеть – это раз, и вникнуть в некоторые моменты – это два. Ну, и позднее, когда придет понимание всего, можно заняться изучением например, частной литургики и т.п.
Напомним вкратце о сочетании литургических циклов, формировавшихся многие столетия и регулирующих литургическое время Церкви.
Их четыре:
✨ Суточный предполагает семикратное прославление каждые церковные сутки, начинающиеся вечером. За Вечерней отправляется Повечерие, Полуночница, Утреня с Часами (первым, третьим, шестым и девятым). Литургия имеет свой статус, так как является Таинством, где хлеб и вино преобразуются в Тело и Кровь Христовы.
В полной мере этот круг совершается в монастырях. На приходах все зависит от возможностей духовенства и потребностей прихожан. Но в преддверии воскресных и праздничных дней Вечерня и Утреня объединяются во Всенощное бдение, которое с Литургией остается самыми распространенными из более десятка различных богослужений вне Великого поста.
✨ Седмичный цикл основан на посвящении определенной теме каждого дня церковной недели (седмицы, начинающейся с воскресенья, посвященного Воскресению Христову).
В понедельник почитают ангельские чины, во вторник – Иоанна Предтечу и ветхозаветных пророков, в среду вспоминают предательство Иуды и прославляют Крест Господень, четверг посвящен апостолам и Николаю Чудотворцу, пятницу – Страстям Христовым, а субботу – всем святым и усопшим.
✨ Годовой неподвижный круг завязан на солнечном календаре, включающем в себя праздники и дни памяти святых, которые Церковь отмечает ежегодно в один и тот же день.
✨ Годовой подвижный круг ориентирован на лунный календарь и охватывает богослужения Великого поста, Входа Господня в Иерусалим, Страстной Седмицы и пасхальный цикл (праздники Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы).
Также в храме регулярно читаются книги Ветхого и Нового Завета; часто звучат псалмы (вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом – дважды). Четыре Евангелия, звучащие на Литургии, читаются в течение года, как и другие книги Нового Завета, за исключением Апокалипсиса.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев