Они возникли из – за очень суровых зим. Исследователи считают, что уже в 6 веке славяне в большинстве пользовались печью , а не очагом.
В избе возле двери располагалась печь, устьем обращённая к окнам передней стены. Около неё на стене висела корзинка для хранения ложек. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки не обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей.
Сложить хорошую белую печь было делом не простым. Сначала прямо на земле устанавливалось опечье – это небольшой деревянный сруб. Он был фундаментом печи. На опечье настилали доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня или кирпича сооружался свод печи.
Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля. На печи был устроен лежак. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак. Рядом с печью строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь.
Русская печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый - для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.
Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачи – для малых детушек. Печь избу согревает и освещает. А детей иногда даже купают в печке – настоящую баню устраивают.Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, лезут в печку наперегонки детишки. Каждому охота поплескаться в пенном пару да потереть спинку липовой мочалкой.
Для приготовления пищи пользовались чугунками, ухватами, сковородниками и, конечно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. Была так же специальная посуда для томления молока. Такую посуду я увидел в школьном музее.
Голбе́ц
от др.-сканд. golf — «пол, отделение»
У русских также называется казёнка, каржина, голбешник, запечник, у белорусов — подпечник.
Голбец располагался возле печи, лицевой стороной в переднюю часть избы, и, поскольку был заметен, его дверь и наружную стенку украшали росписью.
Может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье — нижним голбцом.
Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив красного угла.
В голбеце в виде отдельного помещения под тёплым полом в русской избе хранили в зимнее время запасы овощей. Вход в него делался в виде люка в полу из обогреваемой комнаты.
Для глубокого голбеца могла быть сделана лестница в несколько ступенек. Пол в голбце, как правило земляной, но для хранения картофеля делается деревянный настил.
Ниже голбца находится погреб в виде небольшой, отдельной, закрывающейся своим люком ямы. В Зауралье он называется «яма в голбце».
Считается имеющим, помимо утилитарного, сакральный смысл — связь мира живых с миром предков. В.И. Даль приводит поверье: входя в избу к невесте, берутся рукой за голбец.
На Руси редко можно было встретить избу, в которой бы не было полатей. Они представляют собой дощатые навесы из дерева. По сути, они были продолжением печной лежанкой и выполняли ту же самую функцию. Полати всегда делали под самым потолком, и потому это было почти самое тёплое место в доме. Даже утром, когда печка уже остывала, на полатях всё ещё сохранялось тепло.
Полати были небольшими, и взрослые там почти никогда не лежали. Обычно там ночевали дети, когда им становилось жарко и душно на печке. Да и места на печи могло не хватать, ведь семьи на Руси были, как правило, многолетние. В этих случаях полати тоже приходили на помощь.
Полати использовались в хозяйстве не только зимой. Летом, когда не нужно было топить избу, они тоже не пустовали. Там хранились и сушились овощи, в частности, репчатый лук.
Полати были устроены просто. Рядом с печным углом вколачивали массивный столб, и от него к стенам тянулись прочные надёжные брусья. Длина их была приблизительно равна длине полатей, а ширина составляла примерно полтора метра. На этих самых брусьях настилали доски, и на этом устройство полатей обычно завершалось. Впрочем, там ещё часто ставили задоргу – невысокое ограждение из дощечек, которое не позволяло детям скатываться на пол.
Как правило, полати фиксируются в углу между двумя стенами. Свободный их конец фиксируют на вертикальном брусе, который одним концом вколачивают в матицу.
Чуть реже встречалось другое устройство полатей. Весь проём до самой печи заколачивался досками. Правда, в этом случае на полати нужно было залезать не с печки, а прямо из комнаты. Делать это на виду у всех на Руси считалось неприличным.
Впервые полати появились у восточных славян примерно в 6-7 веке нашей эры. Изначально, судя по археологическим раскопкам, их крепили вдоль напольной стены. . Северная её сторона фиксировалась на дощатую стенку .
Она располагалась промеж двух небольших столбиков с северного края печки. Тогда, кстати, полати ещё не устанавливали так высоко – они находились на высоте 50-100 см от уровня пола.
Полати настолько сильно отложились в сознании русского человека, что даже сейчас их устанавливают в детских комнатах. Правда, сейчас это всего лишь дизайнерский приём, который никого не согреет, но все равно выглядит всё это весьма приятно.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев