[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мухаммед
Мухаммад - (محمد)
Мухаммед
Биографические данные[показать]
Семья[показать]
Имена и титулы[показать]
Биография[показать]
Сражения[показать]
См. также[показать]
Portal.svg Folder Hexagonal Icon.svg Wiktionary-logo-ru.png Wikiquote-logo.svg Wikisource-logo.svg Wikinews-logo.svg Commons-logo.svg
Биография пророка Мухаммеда — биография жизни пророка Мухаммеда, а также события, произошедшие в конце VI и начале VII веков, связанные с его жизнедеятельностью.
Содержание [убрать]
1 Допророческий период
1.1 Рождение
1.2 Детство
1.3 Женитьба на Хадидже
1.4 Основные события из жизни
2 Мекканский период пророческой миссии
2.1 Тайная проповедь
2.2 Открытая проповедь
2.3 Смерть Абу Талиба и Хадиджи
2.4 Переселение в ат-Таиф
2.5 Ночное путешествие в Иерусалим
3 Мединский период пророческой миссии
3.1 Переселение в Медину
3.2 Военные походы
3.3 Прощальное паломничество
3.4 Смерть
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Допророческий период[править | править вики-текст]
Рождение[править | править вики-текст]
Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 год[1] в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.[2]
Детство[править | править вики-текст]
Первой приёмной матерью Мухаммеда стала Сувейба, вольноотпущенница Абу Лахаба, потом он был передан согласно обычаю в семью аль-Хариса ибн Абд аль-Уззы и его кормилицей стала Халима бинт Абу Зуайб, жена аль-Хариса. Несколько лет Мухаммед жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад пламени Хавазин. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб, который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.
Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов[3], являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.
В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу[4]. Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу, что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.
Женитьба на Хадидже[править | править вики-текст]
Основная статья: Хадиджа
В 25 лет Мухаммеда наняла одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш — Хадиджа бинт Хувайлид для поездки в Сирию. Она занималась торговлей и нанимала мужчин для ведения своих дел. С ним поехал слуга Хадиджы — Майсара. Согласно хадисам, Хадиджа получила большую прибыль от той поездки и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммеда, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников — сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет. Приводятся также и другие сведения).[5]. Однако, этот возраст, по мнению М. Уотта, возможно, преувеличен[6]
До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, так и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа.[7] Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней.[7].
Основные события из жизни[править | править вики-текст]
В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:
Между 14 и 15 годами (или в двадцать лет) Мухаммед принимал участие в «Кощунственной войне», где «отражал стрелы щитом, защищая своих дядьев».[8]
Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, наниматься к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента.[9]
Когда Мухаммеду было 25 лет, он участвовал в «Союзе Благородных» (Хильф ал-Фудул), суть которого была в защите беззащитных и обеспечении безопасности чужестранцев в Мекке[10].
Когда Мухаммеду было 35 лет, он принимал участие в ремонте Каабы. Её стены сильно пострадали от селя, также там произошёл пожар. Курайшиты были вынуждены строить здание заново. Он собственноручно установил «Чёрный камень» на прежнее место.
По словам арабских историков, Мухаммед считался человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью[9]. Мухаммеда называли «аль-Амин», что означает Верный.
Мухаммед, решив помочь своему дяде Абу Талибу, который оказался в трудном материальном положении, взял на воспитание его младшего сына, семилетнего Али — будущего сахаба и халифа.
Мекканский период пророческой миссии[править | править вики-текст]
Тайная проповедь[править | править вики-текст]
Пещера Хира
Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда
Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).
Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху. Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр, Али и Усман.
Открытая проповедь[править | править вики-текст]
С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»[11]
Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.
Основная статья: Хиджра в Эфиопию
Местоположение Абиссинии (Эфиопия)
Хиджра в Эфиопию — первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.
Смерть Абу Талиба и Хадиджи[править | править вики-текст]
Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней[12], умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».
Переселение в ат-Таиф[править | править вики-текст]
Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф
На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем — горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).
Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам. Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.
Ночное путешествие в Иерусалим[править | править вики-текст]
Основная статья: Мирадж
Мечеть аль-Акса
Ночное путешествие Мухаммеда — это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса — священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховом животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса, Муса, Ибрагим. Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха. В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».
Мединский период пророческой миссии[править | править вики-текст]
Переселение в Медину[править | править вики-текст]
Основная статья: Хиджра
Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимость, год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). В Медине была составлена Мединская конституция, текст которой дошёл до нас в подлиннике.[9]
Военные походы[править | править вики-текст]
Основная статья: Газават
[скрыть]Сражения пророка Мухаммеда
623 — Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир
624 — 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука
625 — Гатафан · Бахран
626 — Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд
627 — 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян
628 — Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак · 3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра
630 — Мекка · Хунейн · Аутас · Таиф · Табук
До клятвы у аль-Акабы война мусульманам ещё не была разрешена. Курайшиты же вели враждебные действия против мусульман. Они либо просто уговаривали отказаться от ислама, мучили, либо изгоняли из страны. Некоторые мусульмане в результате этого отказались под нажимом от ислама, некоторые были замучены от рук курайшитов, а некоторые ушли из Мекки: одни — в Эфиопию, другие — в Медину. Сам факт хиджры весьма показателен, так как мусульмане покидали свою родину, оставляя свои дома, своё имущество, а это говорит о том, настолько серьёзными и тяжёлыми были притеснения. Первыми аятами Корана, разрешающими Мухаммеду воевать, были:
Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им.
Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный.
Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха.[13]
Потом был аят:
Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.[14]
Прощальное паломничество[править | править вики-текст]
Основная статья: Прощальное паломничество
В месяц зуль-хиджа 10 года хиджры пророк Мухаммад совершил своё единственное паломничество (хадж) в Мекку. Двадцать пятого января 632 года он вышел из Медины для совершения хаджа, взяв с собой 100 верблюдов для жертвоприношения. Третьего февраля он вступил в Мекку, где к нему присоединился Али ибн Абу Талиб. В четверг пророк Мухаммад со своими сподвижниками совершил семикратный обход вокруг Каабы, поехал в долину Мина и пробыл там до захода солнца. Из Мины он двинулся к горе Арафат и пробыл там до захода солнца[15].
На девятый день месяца зуль-хиджа в долине Мина Мухаммад лично забил 36 жертвенных верблюдов, а после полуденной молитвы обратился к паломникам со своей знаменитой программной речью (хутбой) ко всем мусульманам[16]. В ней он затронул вопросы кровной мести, ростовщичества, отношения к женщинам, после чего ему был ниспослан аят, в котором говорилось: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.»[17].
Историки склонны видеть в речи Мухаммада предчувствие его близкой кончины, однако во время хаджа он был физически совершенно здоров[15]. Эту проповедь также называют хадж аль-билаг, так как Пророк спрашивал людей о том, исполнил ли он свою обязанность до конца (балагат)[18].
После обхода Каабы и ритуального бега между Сафа и Марвой, Мухаммад накрыл Каабу покрывалом. Отказавшись жить в доме, он поселился в палатке в верхней части города. В четверг он совершил семикратный обход Каабы и со своими сподвижниками поехал в Мина, где пробыл до захода солнца. Оттуда он двинулся к Арафату и пробыл там до захода солнца. До этого курайшиты не посещали Арафат, считая это ниже достоинства постоянных обитателей священной территории. Этот шаг означал сближение обрядов всех племен, почитавших святыни района Мекки и обозначил разрыв с языческими традициями[15].
Сразу после окончания обрядов хаджа Мухаммад отправился обратно в Медину, не задерживаясь в Мекке[15].
Смерть[править | править вики-текст]
Пророк Мухаммед умер 8 июня 632 года в своём доме в Медине. После его смерти власть в Халифате перешла к Абу Бакру ас-Сидику.
Примечания[править | править вики-текст]
↑ Ибн Хишам «Жизнеописание пророка Мухаммада», пер. Н. А. Гайнуллин, 2002, глава «Рождение Посланника Аллаха», примечания переводчика
↑ Мухаммад
↑ среди таких трудов можно выделить ас-Сира ан-набавийа Ибн Хишама (ум. в 833/218 г.), предания хадисов аль-Бухари, Муслима, Ахмада и других, «Истории пророков и царей» ат-Табари (ум. в 922/310), «Походы Мухаммада» ал-Вакиди (ум. в 822/207 г.) и т. д.
↑ Соловьёв. B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. («Жизнь замечательных людей». Биографическая библиотека Ф. Павленкова, Санкт-Петербург, 1896, ГЛАВА II «Ранние годы Мухаммеда, его религиозное призвание»
↑ САФИ ар-Рахман аль-Мубаркфури. Жизнеописание Посланника Аллаха
↑ Уотт М. Мухаммад в Мекке. 60 с.
↑ Перейти к: 1 2 св. х. аль-Бухари и Муслима
↑ Ибн Хишам, глава «Война аль-Фиджар»
↑ Перейти к: 1 2 3 Книга тайн : жизнь Мухаммеда (Магомеда) и Коран
↑ «Истории о Пророках», Со слов Ибн Касира
↑ Коран, Сура Ал-Хиджр, 94, пер. Э.Кулиев
↑ Ибн Касир. Истории о Пророках. 411 с.
↑ Коран, сура «Хадж», аяты 39-41, пер. Э. Кулиев
↑ Коран, сура «Корова»(2), аят 193, пер. Э. Кулиев
↑ Перейти к: 1 2 3 4 Большаков О. Г., 1989, Прощальное паломничество
↑ Али-заде, А. А., 2007, Вада
↑ Аль-Маида 5:3 (Кулиев)
↑ Ашик-Саид Конурбаев. Прощальная проповедь Пророка Мухаммада (мир ему) (Хутбат уль-Вида). islam.ru . Проверено 23 января 2014.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев