Они изменяли лик Империи более 300 лет
Нурбану была первой, кто начал строительство в Стамбуле в статусе Валиде Султан, последней была Пертевнияль Валиде Султан. Только в Стамбуле известны 220 построек, принадлежащих 10 матерям Падишахов, а помимо них десяткам хасеки и дочерей. По их приказу с конца 16 и до конца 19 века от Боснии до Хиджаза были построены фонтаны, школы, месждиты, мечети, водозаборы, виадуки, мосты, больницы, имареты, фонтаны с питьевой водой, шадырваны и многое другое.
НУРБАНУ СУЛТАН
Первая женщина, которая стала играть первую скрипку во дворце и гареме
Настоящее имя: Сесилия Веньер-Баффо или Ракель Мария Насси
Происхождение: итальянка, еврейка или гречанка
Рождение: между 1525 и 1530
Смерть: 7 декабря 1583
Невестка Султана Сулеймана и Хюррем, хасеки Селима II, мать Мурада III.
Незаконная дочь венецианского семейства, которую звали Сесилия Веньер-Баффо. Она попала в плен на острове Корфу. Стефан Герлах в своём дневнике указывает, что она гречанка или с острова Корфу, или с острова Парос, насколько страниц спустя он предполагает, что она может быть венецианкой. Алдерсон указывает на такое же происхождение по Росси. Ахмет Рефик считает, что она была еврейкой, поскольку позволила евреем вмешиваться в государственные дела.
По одной из версий, Баффо была среди пленников, захваченных и закрытых в трюмах Барбароссой у берегов Средиземного моря в 1537 году. Он посчитал Баффо достойной Шехзаде Селима. Бенджамин Арбел в статье «Нур Бану (1530-1583). Венецианская султанша» хоть и говорит, что она с Корфу, была ли она итальянкой, еврейкой или гречанкой – вопрос дискуссионный. Должно быть, Нурбану попала в гарем к Шехзаде Селиму в 1544 году во дворце в Манисе. Там она получила имя Нурбану и стала частью гарема Шехзаде-наместника в провинции. Она родила дочь Эсмихан (1545), а потом 4 июля 1546 на полонине Боздага, скорее всего в шатре, она родила Шехзаде Мурата. Их жизнь во дворце в Манисе с Шехзаде Селимом продлилась 14 лет.
В гареме того времени её называли «Средней Валиде», потому что она была второй из троицы первых королев гарема: Хюррем, Нурбану и Сафие. Она первая, кто возвёл в Стамбуле кюллие в статусе матери Падишаха, поэтому она прославилась как «Атике (старая) Валиде». Современник её сына Мурада III Бостанзаде Яхья Эфенди в своей работе «Тарих-и Саф» говорит об уважении Султана к матери: «До правления этого Падишаха такого понятия, как Валиде Султан, не существовало. Впервые его употребил он».
Когда Хюррем умерла в 1558 году, Султан Сулейман назначил сына Селима наместником сначала в Кютахью, а потом в Конью, а внука – в Аташехир. Неизвестно, Нурбану отправилась в провинцию с сыном Мурадом или с мужем Селимом. Считается, что она приказала выткать рубашку-талисман в Топкапы в 1565 г., чтобы защитить мужа в борьбе за трон с Баезидом.
Во время правления Селима II (1566-1574) Нурбану получила звание хасеки. Считается, что она сформировала коалицию с дочерью Эсмихан и зятем Соколлу Мехмедом Пашой – подобной той, что была у Хюррем, Михримах и Рюстема Паши. В художественных произведениях, где рассказывается о деяниях еврейской Киры, которая сблизилась с Нурбану, проложила себе путь в Стамбульский мир драгоценностей, золота, парчи и взяток и служила кяхьей (!) в гареме, она изображается не в лестном свете, что естественно. Али Кемаль Мерам в «Воспоминаниях Падишаха» унижает её, называя «еврейкой Рашель», и говорит, что она «родила от Селима II 11 детей!»
Нурбану сама в первых рядах тех, чей образ изрядно истрепался в многочисленных художественных интерпретациях. Беспрестанно описывается её сговор, основанный на общих корнях и совместной выгоде, с евреем Ясефом Насси, который убедил Селима-пьяницу завоевать Кипр, нахваливая кипрские вина.
Нурбану вышла на историческую сцену 15 декабря 1574 года – в первую неделю после смерти Падишаха. Произошедшее в течение этих 6 дней определило судьбу Османской Империи и заставило её совершить исторический шаг. Здесь сведения из Истории Селяники важны. Когда на рассвете 15 декабря 1574 Селим II умер, «Нурбану приказала уложить его тело на лёд, пока эта тайна не стала никому известной». Великий Визирь Соколлу отправил письмо Мураду, находившемуся в Манисе. Шехзаде сначала переехал в Муданью, а оттуда, сев на гальету (тип судна) 21 декабря 1574 добрался до пристани Топ и встретился там с зятем Соколлу. В полночь провели внутреннюю церемонию присяги. Стефан Герлах пишет:
После восхождения на престол Мурада III, весь отцовский гарем был отослан в Старый дворец, в Топкапы осталась только Нурбану. Падишах приказал казнить у него на глазах всех братьев, старшему было всего 8 лет. Одна из матерей, узнав о казни, зарезалась
Власть Нурбану в гареме началась той ночью – с джюлуса и убийств, в награду она получила титулы «Валиде-и саадет-пенах» (Мать прибежища счастья) и «Мехд-и Улья-и Салтанат» (Колыбель Вкликого Султаната). Отныне во дворце появился особый титул для матерей Падишахов и первая женщина, получившая его, была Нурбану.
Гарем заполнился новыми кадрами – приехавшей из дворца в Манисе хасеки Мурада III Сафие и другими девушками, но бразды правления находились в руках свекрови Валиде Нурбану. Её дочь Эсмихан с мужем Соколлу Мехмедом Пашой, который был на 20 лет старше её отца Селима II, жила во дворце Кадырга. Нурбану привезла из Старого дворца Джанфеду Кадын, которую назначила гаремной кетхюдой. Сафие в ответ заручилась поддержкой векильихарч гарема (завхоз) Разие Кадын. Разные гаремные группы между собой сражались за влияние на стиль управления и политику Мурада III. Гелиболулу Али писал: «Они занялись взяточничеством. Жалованье и должности стали раздаваться за взятки».
Из-за своей привязанности к Джанфеде, которая заработала состояние благодаря Султанше, Нурбану завещала ей заботиться о сыне Мураде после своей смерти. Джанфеду с внешним миром с помощью взяток связывала еврейка, по имени Эстер Кира. Стефан Герлах пишет, что из-за сплетен, заполонивших Стамбул, Нурбану была вынуждена переехать из Топкапы или во дворец, построенный в садах Еникапы, или в Старый дворец. Когда сын Мурад III приехал к ней, Валиде Султан, будучи умной женщиной, попросила его помиловать всех заключённых.
Потратив часть своего громаднейшего состояния, Нурбану возвела в Ускюдаре первый в Стамбуле храмовый комплекс кюллие Валиде в 1580 г. Селяники пишет, что умерла он в Еникапы в «Багчесарае» — дворце, окружённом садами. Локман в «Шехиншахнаме» на одной из миниатюр изобразил, как гроб с телом Валиде Султан выносят из городских ворот. На полях указано, что омовение было совершено в её дворце, потом завёрнуто в саван и положено в гроб, который переносили на плечах. Намаз был совершён в мечети Фатиха, после этого она была погребена в тюрбе Селима II на территории Айя-Софии. В истории Селяники указана дата – 7 декабря 1583 г.
САФИЕ СУЛТАН
Кровь 25 шехзаде пролилась по её приказу
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: албанка и боснийка
Рождение: 1550
Смерть: 1605
Невестка Селима II и Нурбану, хасеки Мурада III, Валиде Мехмеда III.
Погребена в тюрбе Мурада III в Айя-Софие. Возможно, дочь венецианского рода Баффо. Когда её отец служил наместником на о. Корфу, корабль, на который села вся семья, был захвачен пиратами. Пленную Баффо воспитали во дворце Ферхада Паши, нарекли Сафие и отдали в гарем к шехзаде Мураду, наместнику в Манисе. Когда Сафие родила в 16 мая 1566 г. Шехзаде Мехмеда, Султан Сулейман до сих пор был жив и находился на троне. Таким образом она увидела правление Сулеймана, тестя Селима II, мужа Мурада III, сына Мехмеда III и внука Ахмеда I. Хасеки сына Мехмеда III, мать Ахмеда I Махидевран умерда раньше Сафие Султан, в первые годы правления сына (1604).
Историки, послы и путешественники, приезжавшие в Стамбул, писали, что после смерти тёщи Нурбану Сафие Султан сначала прибрала к рукам мужа Мурада III, а потом и сына Мехмеда III «с помощью магии». Считается, что она заполняла гарем девушками со Средиземноморья, Европы, Крыма и Кавказа; и по её приказу гарем из Старого дворца в Беязыте был перевезен в Топкапы. Также считается, что она была свидетельницей или даже именно по её приказу были задушены гаремными безмолвными палачами 5 шехзаде во время джюлуса Мурада III и 19 шехзаде во время джюлуса Мехмеда III. Естественно, не приходится говорить о сострадании или благотворительности. Мечеть, строительство которой она начала на Эминёню, осталась на уровне фундамента; через 50 лет мать её праправнука Мехмеда IV (1648-1687) Турхан Султан возвела на том же месте Новую Мечеть.
ВАЛИДЕ МАХПЕЙКЕР (КЁСЕМ) СУЛТАН
Она правила как Падишах, назначала визирей, сменяла Султанов
Настоящее имя: Анастасия
Происхождение: гречанка, боснийка или черкешенка
Рождение: 1589
Смерть: 3 сентября 1651
Хасеки Ахмеда I, мать Мурада IV и Султана Ибрагима, бабушка Мехмеда IV.
Валиде-и муаззама (Великая Валиде) Кёсем Султан, сначала известная как Валиде, потом Великая Валиде (бабушка действующего Султана), в официальной корреспонденции «Власть держащая желающих постичь ислам, Валиде Султан хазретлери», а после смерти «Убиенная Валиде» или «Павшая Валиде». Пребывание Кёсем среди женщин Династии, в гареме и при управлении государством равняется приблизительно полувеку. Она – единственная Валиде Султан, которая могла чертить рамки полномочий сыновей и внуков, назначать Великих Визирей и утверждать смену Султана. В итоге она присоединилась к сомну госслужащих, убитых по политическим причинам.
Кёсем была умнее, дальновиднее и более здравомыслящей, чем 6 Падишахов, пребывавших на троне Османской Империи, женщин в гареме и чиновников того времени. Её богатство и построенные ей строения настолько же примечательны, как и её пышная жизнь и трагическая смерть. Она получала 250 тысяч риялей прибыли со своих владений на Кипре, Мидилли, Эгрибоз, Зиле, Менемене, Газзе, Килисе и Эздине. К ним прибавлялись доходы со взяток, получаемых Нурбану и Сафие Султан. Часть этого состояния была потрачена на источники питьевой воды и благотворительные пожертвования.
Жизнь Кёсем Султан ставала основой для романов и пьес. Писать о ней сложно, используя документы и исторические сведения, потому что она была женщиной, проживающей и властвующей в гареме! За всю её 60-летнюю жизнь сложно найти 60 документов, а рассказывающее о ней сведения тенденциозны. Книги о Кёсем Султан полны выдумок. Хотя в Hadikatü’l-Vüzerâ говорится, что во время правления малолетнего Падишаха Мехмеда IV вместо Софу Мехмет Паши Кара Мурат Паша «стал Великим Визирем по велению Великой Валиде Султан». Это надёжное историческое сведение, которое подтверждает влиятельность Великой Валиде Махпейкер. Эти же полномочия потом использовала и её невестка Хатидже Турхан, именно поэтому правление свекрови-невестки назвали в последствии «женским султанатом».
Народ считал её набожной, и занимавшейся благотворительностью султаншей. Это можно объяснить такими благими делами как строительством галер для флота, ежегодным освобождение многих невольниц и выдачей их замуж, оплатой долгов должников и заключённых, раздачей денежных пожертвований, приглашением служителей Султанских мечетей для чтения Корана во дворец, командированием водоносов в составе группы паломников в Мекку для раздачи щербета и питьевой воды.
Помимо разграбленного во время убийства, было найдено 20 сундуков золота, которые были переданы в казну, и таким образом удалось решить финансовые проблемы государства. Главные из построек, созданных Кёсем: мечеть Чинили и хамам с тем же названием, построенные в 1640 г. в Ускюдаре в районе Атик Валиде; мечеть дарюльхадис, школа для детей сыбьян мектеби, библиотека, султанский балкончик в мечети, вторая кюллие Валиде с фонтаном и фонтанчиком с питьевой водой. Фонтан и водозабор Чинилисую в Ускюдаре, медресе Валиде, месджит и фонтан в Султанеселим, фонтан в Еникапы, месджит в Анадолукавагы, мост Ялакдере недалеко от Карамюрселя, хан в Конье, в Ливадье, в Греции, где находились земли, которые принадлежали Кёсем, семипролётный мост Валиде Султан, обеспечила водой оазис Джюдейде на пути в Мекку-Медину и построила вторые по величине после Гранд базара торговые ряды Хан Великой Валиде (Бююк Валиде Хан) в Чакмакчылар на три внутренних дворика и караван-сарай. Когда открыли запертые на ключ покои в этом Хане после смерти Махпейкер Кёсем, были обнаружены сундуки, набитые драгоценностями, ценными вещами, шалями и тканями. Земельные участки и караван-сарай она передала вакфу кюллие Чинили и другим вакфам, известном как вакфы Махпейкер Султан.
ВАЛИДЕ ХАТИДЖЕ ТУРХАН СУЛТАН
«Паша! Седая борода ума не прибавляет!»
Настоящее имя: надя
Происхождение: русинка
Рождение: 1627
Смерть: 5 июля 1683
Башхасеки Султана Ибрагима, мать Мурада IV.
Существуют различные версии о её происхождении и пленении. Бертран Тавернье, побывавший в Стамбуле в 1668, говорит, что она была черкесских корней. После попытки захвата дворца 2 сентября 1651 года, которая закончилась убийством самой могущественной женщины за всю историю гарема Кёсем Султан, для Турхан Султан начался период 32-летнего правления. Долгие годы она была регентом своего сына Мехмеда IV, взошедшего на трон в 7-летнем возрасте, а после достижения им совершеннолетия оставалась ему советником. Документы, которые она подписывала печатью «Валиде Султана Мехмеда», имели статус закона. На одной из встреч Великий Визирь Гюрджю Мехмед Паша заявил, что «его борода поседела на алтаре государственной службы» и намекнул, что она «женщина недалёкого ума», на что Турхан Султан сказала фразу, вошедшую в историю: «Паша! Седая борода ума не прибавляет!».
В Тарих-и Рашид её смерть указана в сообщении под заголовком «Кончина Хазрети Валиде Султан» как 10 реджеба 1094 по Хиджре (5 июля 1683). Автор подчеркнул, что «здоровье Валиде Султан пошатнулось, и лечение невозможно». В то время Мехмед IV был в Белграде. Она завещала быть похороненной в Стамбуле, поэтому после намаза в Эдирне тело перевезли каретами в Стамбуле. Гроб, размещённый среди ледяных пластин, привезли на пристань Емиш (Эминёню) и захоронили в усыпальнице во дворике Новой мечети, которую назвали Хаватин (женская) тюрбе. Историк Рашид называет Турхан Султан «такой же кроткой, чистой и благотворительной, как Мерьем, Асие и Зехра» и говорит, что, когда новость о её смерти достигла фронта, армия погрузилась в печаль.
Эта тюрбе – усыпальница, которая стала последним пристанищем для многих представителей Династии. Здесь похоронен сын Турхан Султан Мехмед IV, внуки Мустафа II, Ахмед III, Махмуд I, Осман III, и последний Мурад IV. Некоторых задушенных шехзаде, многих султанских дочерей и их мужей провожали в последний путь в тюрбе Турхан Валиде.
Первой инициативой за время 32-летнего правления была постройка на средства из собственной казны оборонительных сооружений по оба берега пролива Чанаккале-Гелиболу (Дарданеллы) – крепости Седдюльбахир и Кумкале. Поездка Турхан Султан весной 1661 года вместе с сыном Мехмедом IV и садразамом Кёпрюлю в Чанаккале для осмотра крепостей, внутренних мечетей, школ, хамамов, казарм и лавок, совершение пожертвований строителям и разрабам – удивительные события для гаремной дамы. Ещё она начала строительство мечети в Чанаккале, после чего мать с сыном отправились в Эдирне.
Вернувшись в Стамбул осенью, Турхан Султан привела в божеский вид заброшенные развалины мечети, строительство которой начала, но так и не смогла завершить Сафие Султан. Еврейский квартал, окружавший едва начатую мечеть, она национализировала и 23 июля 1661 года на заложенном фундаменте начала возводить мечеть, равную Султанской, которую в последующие столетия будут связывать с её именем, с «двойной тюрбе, дарюлкурой, школой и Султанским особняком с видом на море и питьевыми фонтанами у обоих входов». Зодчим комплекса стал Касым Ага.
Мечеть Валиде Султан с тремя балкончиками, двумя минаретами, широкими сводами и Султанским особняком, которая в наши дни является на стамбульских берегах самый роскошным архитектурным творением, возведённым по приказу женщины, открыла свои двери правоверным в пятницу 31 октября 1665 года.
На церемонии присутствовали Падишах, Валиде Султан, Хасеки Гюльнуш и государственные служащие. В Истории Силяхдара говорится:
После пятничного намаза, на который с церемониальным шествием пожаловали Падишах хазретлери, Валиде Султан и Хасеки Султан (Гюльнуш), Валиде Султан презентовала венценосному сыну золотой кинжал, инкрустированный цельным изумрудом, пояс, усыпанный чистыми алмазами, гази соргуч с чистым алмазом и десять чистокровных арабских скакунов со сбруей.
Помимо этого, Фазыл Ахмету Паше и Мерзифонлу Кара Мустафе Паше, визирям и богословам, ваизу мечети Вани Эфенди и многим другим раздала меха, награды и деньги. В тот день в дворике мечети было рассыпано несметное количество монет.
Главное наследие, оставленное Турхан Султан, — это мечеть Валиде Султан (Новая мечеть) и её комплекс. Табличка на входе мечети со стороны киблы гласит:
Мечеть Валиде Султан была завершена,
Каждый её уголок стал кровом для лучшего из шейхов
Я пожелал узнатть дату ей строительства.
Кто-то встал и произнёс: «Кааба, достойная защиты Аллаха».
(что скрывает дату 1084 год по Хиджре)
По приказу Турхан Султан были построены: дворец в Эдирне, особняки Гюльхане и Шикяр, мечети в Ресмо и Кандие, колодцы на пути в Хиджаз, по библиотеке в Чанаккале и Стамбуле, фонтан в Бешикташе. Французский путешественник Тавернье описал прибытие Турхан Султан их Эдирне в Стамбул 2 июля 1668:
По обе стороны кареты Валиде Султан, запряжённой белой лошадью, виднелись 6 привратников, у которых в руках были копья с красными лошадиными хвостами. Эти туги символизировали 6 пашей, сопровождавших Валиде Султан. Впереди и позади ехали другие кареты. У каждой кареты в двери были окошки с решёткой, чтобы женщины Султана могли смотреть наружу, но их самих никто разглядеть не мог. У дверей шагало по чёрному евнуху.
Во время приезда Валиде Султан из Эдирне в Стамбул 15 апреля 1677 года, Турхан Султан в Кючюкчекмедже встречали Падишах, садразам и шейхульислам. Мехмед IV иногда брал с собой мать Турхан Султан на Балканы, в Теселью, охоту в Румынии и походы на Австро-Венгрию, в которые выходил с Фазыл Ахметом Пашой. Благодаря этому Турзан Султан и другие женщины гарема, сопровождавшие ей, имели возможность повидать мир.
ВАЛИДЕ ЭМЕТУЛЛАХ ГЮЛЬНУШ СУЛТАН
Была в первых рядах на протяжении 20 лет во время правления двоих сыновей
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: критский ретимнонский род Верцицци
Рождение: 1642
Смерть: 6 ноября 1715
Хасеки Мехмеда IV, мать Мустафы II и Ахмеда III.
Она происходит из критского ретимнонского рода Верцицци. Была одной из пленных во время завоевания Ретимнона. В юном возрасте была передана Турхан Султан. Она была старше Мехмеда IV, чьей хасеки была, но была красавицей. Родила Шехзаде Мустафу (II) в 1664 и Шехзаде Ахмеда (III) в 1673. По мнению некоторых историков, последняя представительница «Женского султаната», начавшегося с Нурбану.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев