Все чаще смотрю в интернете группу/сообщество "Яшкуль - мини энкр hазр": публикую свои заметки, которые, судя по всему, интересны землякам, смотрю информацию о различных мероприятиях, в частности сейчас - о фестивале тюльпанов, апрель - благословенное время в Калмыкии.
Просматривая информацию, увидел заметку о Владимире Мукаеве, на фото - моложавый мужчина, с умудренным уже взглядом, за рулем. Краем сознания думаю про себя - не Чомба ли это, просматриваю все фото, вот его фото в полный рост - вроде он. Все - таки достаточно долго живу вне Калмыкии, да и в Яшкуле только наездами, уже не узнаю иногда своих ровесников, особенно на фотографиях, - с возрастом мы меняемся. По изложенной биографии - шоферил в ЭПОГа, с 2000 года, - я как раз уехал в Москву, - в "Кировском". Пишу Галине Горяевне Яшкуловой, она в "Кировском" с незапамятных времен - "Мукаев Владимир, Чомбой в детстве/ юности звали , не он ли на фото", - спрашиваю, - прошу извинить, "еще у него старший брат Толик". Через какое - то время ответ от нее - "видела его на мероприятии", - передала, - "он". Звоню на следующий день - "Володя, мендют, это Юра Сенглеев,"..собеседник привыкает, вспоминает, все - таки лет наверное 30, если не более не общались - "это же ты на фото", - продолжаю, - "рад был увидеть!" Поболтали немного: "пишу заметки небольшие в яшкульскую сообщество/группу", - говорю -"вспоминаю наше детство".
Звонил ему, находясь на улице Маросейка, в центре Москвы, как раз общался с земляком из Яшкуля, с улицы Свердлова, но только более молодого поколения и он связал меня чуть позже с Владимиром Манджиевым, он сейчас на побывке в Яшкуле, ему вручили общественную награду "Отец солдата", - увидел сообщение об этом и в яшкульском ресурсе и в ресурсе Общественной палаты Калмыкии. Тоже узнавали эмоционально друг друга в нашем телефонном разговоре: Владимир с 2000 года серьезно задействован в военных делах, орденоносец, героический человек, йосн хальмг залу. Вспомнил свой, сохранившийся в памяти визуальный образ Владимира: большеглазый симпатичный, легкий в движении паренек, мы с ним были в старшей группе нашего детского сада "Малыш", младше меня - переспросил его - "1965 или 1966 года рождения", оказывается он 1964 года, уточнил, - "да, в группе детсада были, ходили". Отец его, Борис Аджаевич, возглавлял АТП, - точнее создал его практически с нуля как серьезное автотранспортное предприятие, - с моим отцом тезки, ровесники, хорошо общались, по - мужски, помню его, такой добрый, спокойный дядька, бывал у нас дома, на Свердлова/ Лиджиева, мужские такие посиделки у них были - дети Сибири, как я их называю, подранки, было о чем им поговорить. Слышал, что Володя стал водителем - дальнобойщиком, где - то в то время его и стали звать Галоген, а отца его, - детские воспоминания, иногда проскакивало, среди взрослых, хотя тогда им было тогда чуть более за 30, - звали иногда шутя, по - доброму Макнамара. Слово звучное, иноязычное запомнилось, зашло в мою детскую память.
Такая вот произошла, можно сказать, эмоциональная точка сборки на Маросейке благодаря цифровому миру/воцапу: один из нас, 1962 года рождения, Володя/ Владимир Мукаев живет, достойно работает, что называется, на своей земле, кроме армии, все это время - в Яшкуле, несмотря на все перипетии 90/ нулевых годов, воспитывает детей и внуков; - другой, 1964 года рождения, тоже Володя/ Владимир Манджиев служил и служит в непростых частях и в непростые времена, он настоящий профессионал в ратных делах, на таких и армия держится, в Яшкуле его семья, его семейный очаг, достойный сын, кажется, 6 внуков. Ну и я, вроде москвич, 1963 года рождения, с непонятной для большинства земляков мегаполисной профессией: риск - менеджер, специалист по регуляторным рискам и взаимодействию с государственными органами. Мы - из некогда многочисленного поколения детей 60х годов рождения 20 века, времени больших надежд и ожиданий.
Еще ранее увидел сюжет про семью Калабуховых, глава которой Сергей Петрович, где рассказывалось о Наташе Качуевской, о старших в семье, воевавших в Великую Отечественную. Увидев его на видеозаписи, вспомнилось: Зоя Михайловна, его мама, статная, серьезная женщина, с прямой осанкой, они жили по улице Наташи Качуевской, соседи, задними дворами, если память не подводит, с Сангаджиевыми и .. Косяпа, - не знаю почему, всплыло в голове, - прозвище Сергея, надеюсь не путаю; он старше меня, на 4 года, его ровесники Слава Утнасунов, Сява по нашему, Дохлаев тоже Слава, они с улицы Качуевской, Толик Мукаев, для нас Хартин, брат Чомбы.
После таких флешбеков/активных эмоциональных воспоминаний/ как - будто ныряешь в прошлое, в детство, там внутри себя, в душе становится теплее: Чомба, Хартин, Косяпа, Сява, Яна, Чипа, Пеня, Макс - ничего не обозначающие детские прозвища для большинства, особенно молодых, - и многое, - для нас, кто с тех 60/70 х годов прошлого века, с того Яшкуля. Для меня и, надеюсь, не только для меня это своего рода позывные детства, юности нашей, вспоминая/упоминая их, как - будто возвращаешься в 70/80 года прошлого века. Поэтому я упоминаю их без отрицательного смысла и употреблялись они тогда в большинстве своем не в отрицательном контексте.
Когда мы семьей переехали из Гашунского в Яшкуль меня стали звать "Сеня - двойная голова", - это не означало мой ум, интеллект - дети, народ такой, цепкий, востроглазый, стали так звать из - за особенности строения черепа, - прически тогда были либо совсем наголо либо почти наголо, только куцый чубчик оставляли, - которая бросалась в глаза.
Когда стал стричься под "канадку" - это уже был этап, событие в тот детский период, ну и социальная адаптация моя, видно, в Яшкуле прошла - постепенно стал зваться Сеня, производное от фамилии.
Вообще, прозвища в Яшкуле могут стать предметом изучения, основой для серьёзной социологической работы. Уже у старших поколений они были, использовались: мне сказали, что Чомба нашего поколения это клон от их Чомбы, постарше. Оно из истории 60 годов прошлого века: был такой лидер сепаратистов в Конго Моизу Чомбе, на фото улыбчивый, естественно, негроидной расы мужчина, его имя связано с трагической гибелью Патриса Лумумбы, сторонника СССР, именем которого назвали московский серьезный вуз. Полагаю, что пацанов с, так сказать, хорошим загаром, чернявых даже по яшкульским меркам, шустрых, активных стали так звать. Употребление же прозвища "Макнамара" единичное, уникальное: наверное, молодежь даже не знает кто это - Роберт Макнамара, была такая знаковая фигура администрации президентов Кеннеди и Джонсона, министр обороны США, пришел в политику из большого американского бизнеса, с поста президента автомобильной компании Форд. Наверное, таким образом яшкуляне подчеркнули управленческий талант, заслуги Бориса Аджаевича в становлении автотранспортного предприятия в районе. Руководитель Общественной палаты Калмыкии Баатр Иванович Мучаев, тот, кто вручал Владимиру Манджиеву общественную награду от имени российской Общественной палаты, - я идентифицировал ему кратко генеалогическое древо Манджиевых, - удивился необычности прозвища - "интересный у вас поселок," - уровень начитанности и любознательности контекстом подчеркнул сказанным. Не сказал ему, что - с интересом сам чуть позже узнал - помимо Макнамары в эти времена в Яшкуле был и свой Хаммаршельд, эту личность - Даг Хаммаршельд - вообще не помнят, был одно время генеральным секретарём ООН, погиб, в первой половине 60х годов, летя как раз на встречу с Моизу Чомбе. Продвинутый все - таки народ жил в то время в Яшкуле, - даже по прозвищам это ощущается, - земляки руку на пульсе, что называется, мировой политики держали, обсуждали.
Владимир/Володя Мукаев в первой школе учился классом постарше, тоже "Б"- шник. В этом классе были активные ребята, в футболе им не было равных, мы "Б" - шники годом моложе в 9 классе выигрывали иногда и "А" - шников и "В"- шников постарше, не говоря о ровесниках, но старшие "Б" - шники были недосягаемые. Одни только Гана и Макс у них, что стоили, мы хоть и бились с ними, но они нас побеждали, сказать, что делали это не напрягаясь, нельзя было, по крайней мере в 1979 году, мы были в 9 классе, все - таки наша команда была боевитая - Валера Богаев, Зурган Чудеев, Антон Онгулданов, мы с Цебиком Мучкаевым в полузащите, Можана/Санджи Мучкаев, Киштон/ Сергей Басангов без дела на поле не оставались, другие наши одноклассники бились как могли, - а характер в поселке всегда ценился, - но так и не смогли их победить.
В "Б" классе 1979 года выпуска в дружеском общении была четверка, образно, мушкетеров - товарищей/одноклассников - Гана/ Гангаев Виктор с улицы Ленина, Чипа/ Манкиров Константин и Шоля/ Шольшиков Бадма с улицы Качуевской, Чомба/ Мукаев Владимир с улицы Канукова. Максом же - упомянул его ранее - звали свердловчанина Василия/Васю Бюрчиева.
Когда смотрел заметку и видео про Калабуховых узнал новое, интересное для меня: "Носков ерик", место поблизости от Улан Эрге, полагаю, связано с родственниками Сергея по материнской линии, ведь Зоя Михайловна оказывается Носкова. Моя ээжа Кука Дорджиевна Насунова родом как раз с этих мест, рядом с Улан - Эрге. Такое вот пересечение судеб.
Я разговаривал с одним из героев одной из предыдущей моей заметки, Сергеем Киржановым, материнская родня которого, по его словам, это пол - "села"- территория современной Дружбы в Элисте и в Приютному у него их немало, подсказываю ему, что можно нам заняться историей славянской Калмыкии: в том же Яшкуле это Субботины, Спиридоновы, Рвачевы, Филимоновы, Смирновы, Потаповы, Клыкановы, Медведевы, Кабановы и многие другие. Это же коренные, в буквальном смысле, яшкуляне. Недавно Геннадий Коченков, муж Ларисы Сопельняк - она с параллельного класса - написал и опубликовал хорошую заметку, с атмосферными фото, про своих дедов, Спиридоновых и Кабановых, участников ВОВ.
Насчёт детского прозвища Сергея - Косяпа - не знаю этимологию, но в памяти врезалось, осталось, вот оно и всплыло, когда стал вспоминать и писать заметку. Как мне помнится, Сергей был вратарем в школьных футбольных баталиях, в памяти моей чёткая ассоциация - он, у него вратарские перчатки, настоящие спортивные перчатки, и в памяти чье - то восклицание - похоже Вани Котенова - после сильного удара по воротам - "Косяпа, держи, держи!"..
Когда был на выставке "Россия", в нашем павильоне, ответственными были Яшкульский район и Минсельхоз Калмыкии, увидел молодых уже земляков, в частности познакомился с дочкой Виталия Баркобенова, - для нашего возраста Бара, - с Цаганой. Дядя ее, наш ровесник, Сергей Баркобенов, для многих в памяти остался и лично для меня как Сергей, Баркас.
Был еще паренек, пластичный, хорошо, достойно танцующий именно по - яшкульски, с хорошей выразительной работой рук, обозначающих степного орла, спрашиваю у женщины постарше, Байрту Манджиевну, на домбре играла, местная, про него - говорит - "Дорджи Омгоров, младший сын Ооны". "Оона" - это Александр Омгоров, а Юра Омгоров, мой одноклассник, его младший братишка, получается дядя этого симпатичного паренька. Так через яшкульское прозвище землячка, признав меня своим, обозначила чей это паренек.
В одном из культовых, как сейчас говорят, фильмов режиссера Вонга Карвая, - люблю арт - хаусное кино, - говорится, что увидеть мысленным образом прошлое можно, но коснуться нельзя. Когда всплывают в памяти детские прозвища, с ними вспоминаются наши закаты, когда за Элистинской улицей, на фоне уходящего за горизонт солнца величаво возвращаются своим ходом коровы, когда навстречу им идут возрастные наши соседки, приложив ладонь к глазам, чтобы разглядеть сквозь лучи заходящего солнца свою Ночку или Зорьку, когда вскапываешь свой палисадник и обнаруживаешь стрелянные, заржавевшие гильзы, когда вспоминаешь игру "штандар", - велосипеды ПВЗ, мячи со шнуровкой, действительно мысленно видишь прошлое, но благодаря своего рода позывным детства нашего/нашим прозвищам прикосновение, пусть не надолго, может подсознательно, все - таки происходит. Сейчас, в серьезные времена, когда историческое время на изломе, наверное это нужно, это - в помощь!
Юрий Сенглеев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1