Многие люди, услышав такое название, возмущаются: привыкли делить. Опять какие-то особые дети. Тут требуется небольшое разъяснение. Особыми называют детей-инвалидов: особые дети или дети с особыми потребностями. Это не юридический термин, а социальный и педагогический. В юридических документах они так и остаются детьми-инвалидами.
Термин «особые дети» пришёл в нашу страну с Запада. Он предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортно. Это немногое западное, чему нашему обществу надо бы поучиться.
К сожалению, наши собственные традиции милосердия и принятия людей такими, как они есть, за годы советской власти оказались разрушенными до основания.
Особых детей я делю на две большие группы.
1. Во-первых, это дети с физиологическими и физическими проблемами.
2. Во-вторых, инвалиды детства. Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности. Дети с ДЦП, аутисты на самом деле особые дети. Каждый малыш из них, «индивидум». Например, программа обучения должна создаваться на каждого индивидуально, потому как это тот случай, когда нельзя спрогнозировать надолго и наверняка. Педагоги говорят: «индивидуальный образовательный маршрут».
Эта классификация из практики. На научность не претендует, но помогает спланировать работу с особыми детьми так, чтобы не потерять, не занизить их возможностей.
В отношении реабилитации второй группы особых детей обычно сталкиваешься с крайними позициями:
1. Особые дети – такие как все уже сейчас или должны стать «нормальными» после нашего воздействия.
2. Особые дети – на что они способны. Будем любить их, ухаживать за ними.
Обе позиции ущербны и приносят детям вред.Они могут, как и другие, реализовать себя там, где способны, и приносить пользу себе и людям. Только это «где способны» особым детям надо помочь найти.
Опасен такой подход тем, что требования беспредельно завышаются, приводя к нервному срыву. Хороша здесь вера в ребёнка. Именно вера поднимает нас с колен.
В случае я всегда привожу историю из книги Гленна Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».
В свободном пересказе звучит так.
Однажды мальчик-инвалид спросил у матери, почему он родился таким. Мать ответила следующее. Перед рождением особого ребёнка Бог собирает своих ангелов и спрашивает, есть ли где-нибудь на земле достаточно хорошая семья, которую можно ещё улучшить рождением ребёнка-инвалида.
Вот в чём увидела смысл женщина. Чувствуете, как меняются акценты? Не «я такая несчастная», а «мы – семья – должны стать крепче, сплочённей, лучше». Насколько легче жить во втором случае с одним и тем же горем!
Главное, чтобы семьи особых детей не распадались, чтобы у них были братья и сёстры. Чтобы здоровые дети соседей не показывали на них пальцем, потому что жизнь непредсказуема. И дай Бог всем нам остаться людьми, если жизнь нас сведет с особыми детьми.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев