USS WEST VIRGINIA (ВВ-48)
Во время японской атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года «Вест Виржиния» (командир - кэптен Мер-вин Беннион) получила попадания 2 бомб и 6-7 торпед, которые превратили корабль в пылающий остов, осевший на дно гавани с большим креном. При этом погибло 105 членов экипажа (из них 2 офицера), 52 получили ранения, но впоследствии вернулись в строй. Всего на линкоре по данным инспекторской проверки 1 декабря 1941 года числилось 87 офицеров и 1454 прочих чинов.
Первые торпеды попали в корабль в 0756. Шесть из них имели глубину хода 3,3 м, а одна шла глубже (около 5,8 м) и, попав в корму, практически уничтожила рулевой привод. То, что японцы, боясь зарывания торпед при сбросе в ил мелководной гавани, ставили их на небольшую глубину хода, отчасти спасло корабль - торпеды попадали в броневой пояс, что существенно ограничивало наносимые ими повреждения. Вторым счастливым для «Вест Виржинии» обстоятельством оказалась прекрасная дисциплина и распорядительность его офицеров. Молодые лейтенанты Риккеттс, Старк, Уайт и Бихэм всегда считали воздушную атаку флота в Перл-Харборе очень вероятной и часто дискутировали относительно своих возможных действий. Поэтому после взрыва первой же японской бомбы в ангаре на острове Форд они прекрасно знали, что им делать. Еще до попадания в корабль торпед пожарные и аварийные партии были вызваны наверх, объявлена боевая тревога. Это спасло многие жизни.
Первые же попавшиеся торпеды вывели из строя всю энергию, связь, освещение и зенитные орудия левого борта. Корабль кренился так быстро, что к зениткам правого борта, открывшим огонь в течение пары минут после боевой тревоги, пришлось организовывать двойные цепочки ручной подачи боезапаса - одни матросы передавали снаряды, другие поддерживали этих матросов от падения. Находившийся в центральном посту лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга) Харпер быстро отдал приказ о контрзатоплении отсеков правого борта, но из-за выхода из строя телефонной связи его никто не услышал. Лейтенант Риккеттс, хотя и находился на больничном, начал контрзатопление по своей инициативе, в чем ему помогал боцманмат Биллиннгсли, знавший как управлять соответствующими приводами. Эти меры, а также швартовые канаты, которыми «Вест Виржиния» был связан с «Теннеси», уменьшили 28-градусный крен до 15°. Корабль погружался более-менее на ровном киле, пока его левый буль не достиг дна. И это несмотря на то, что две последние торпеды, попав уже над броневым поясом, вызвали огромные затопления отсеков на 2-й и 3-й палубах. Одна из бомб пробила главную, 2-ю и 3-ю палубы.
Младшие офицеры продолжали распоряжаться по кораблю, поскольку поднявшийся на мостик командир - кэптен Беннион - получил смертельное ранение в живот осколком бомбы, взорвавшейся на соседнем «Теннеси». Они организовали подачу снарядов к зениткам из погребов (готовый боезапас закончился уже через несколько минут после открытия огня), борьбу с пожарами и эвакуацию раненых. За полтора часа борьбы с пожарами линкор покинули только раненые и те, кого взрывы сбросили за борт. Работа велась под градом летевших отовсюду осколков (рядом рванули погреба на «Аризоне»), японские самолеты продолжали сбрасывать на линкор бомбы и обстреливать его бортовым оружием. Зенитчики вели огонь, несмотря на большой крен.
К 0940 пламя охватило корабль с носа до башни №1, вокруг корабля горела растекшаяся по воде нефть. Барахтавшихся там людей спасали шлюпки с других кораблей и катер с ремонтного судна «Ригел». В 1005, когда все электроэнергия была потеряна, «Вест Виржиния» погрузился на дно гавани, а его надстройки полыхали огнем, командовавший борьбой за живучесть офицер отдал приказ покинуть корабль. Моряки стали бросаться за борт, пытаясь доплыть до острова Форд. Наиболее везучим удалось найти места в шлюпках или перебраться на «Теннеси», где они тут же стали помогать его зенитным расчетам. Днем из экипажа «Виви» были организованы несколько аварийных партий, которые вернулись на корабль для борьбы с пожарами. Большую помощь оказал старший боцманмат Янсен, командир баржи YG-17, который подвел ее к борту линкора и оставался там до тех пор, пока последний пожар не был потушен. Затем Янсен увел свою баржу к горящему остову «Аризоны».
Однако оставалось множество очагов пожаров внутри корпуса. Жара становилась нестерпимой, и в 17 часам аварийным партиям пришлось оставить корабль. Но глубоко под палубами осевшего на грунт линкора оставались еще люди, отрезанные огнем и водой. По одной из легенд, трое матросов, блокированных в насосном отделении, продолжали бороться за жизнь еще целых две недели, пока до них не добрались спасатели.
После обследования корпуса водолазами было установлено, что размеры торпедных пробоин достигают до 36 м в длину и 4,5 м в высоту, одна из броневых плит пояса сорвана взрывом и лежит на дне, практически не поврежденная. Одно из 127-мм орудий довольно быстро сняли для передачи на «Пенсильванию», на котором единственное попадание 250-кг бомбы разрушило такую установку. Несмотря на то, что корпус покоился на дне практически на ровном киле, огромные пробоины не давали возможности откачать воду из корабля. Поэтому было построено несколько больших кессонов, которые затем водолазы с помощью кранов прикрепили к корпусу линкора. В тех местах, где стенки кессонов неплотно прилегали к рваным краям пробоин, а также в районе днища, все зазоры герметизировали специальным цементом, который затвердевал в воде. Затем воду из корпуса откачали, линкор всплыл. Работы по очистке внутренних помещений проводились, в основном, усилиями экипажа, которому помогали гражданские рабочие. 17 мая 1942 года «Виви» ввели в сухой док военной верфи Перл-Харбора для временного ремонта, чтобы корабль смог перейти в Бремертон.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
-водолаз,посланный на обследование затонувшего линкора,доложил,что вода мутная,видимость плохая и он корабля НЕ ВИДИТ !!! С борта водолазного бота водолазу сообщают,что по следам пузырьков воздуха на поверхности воды от его костюма он уже ВНУТРИ линкора.
Тогда ещё не определили размер пробоины,но уже стало ясно,что пробоина ОГРОМНОГО размера.