В очередной рейс «Обь» вышла из Владивостока 28 июня 1944 года. В трюмах судна было 2600 тонн угля, предназначенного для Петропавловска-Камчатского. Экипаж состоял из 40 человек, возглавлял его опытный капитан Степан Панфилов.
В конце суток 5 июня, завершая пересекать Охотское море, по радиомаякам Большерецка и мыса Лопатки определили свое местонахождение. Пароход приближался к Первому Курильскому проливу, чтобы выйти в Тихий океан между мысом Лопатка и островом Шумшу.
Стояла теплая, тихая, почти штилевая погода с видимостью не более двух кабельтовых. Вскоре после очередной смены вахт, в 0 часов 10 минут, в точке с координатами 51 град. 27 мин. с. ш., 154 град. 58 мин. в. д. пароход содрогнулся от оглушительного взрыва. «Обь» была торпедирована в среднюю часть правого борта, прямо под кают-компанией. Судно стало стремительно крениться на правый борт, затем перевернулось и ушло под воду. Все это произошло в течение двух-трех минут. В момент взрыва погибла часть экипажа, в том числе и капитан Панфилов, который за 15 минут до трагедии спустился в свою каюту.
Старший помощник капитана Максимихин в это время тоже находился у себя в каюте. Взрывом заклинило дверь, однако он сумел выбраться через иллюминатор. Пока моряки после трагедии спасали себя и отыскивали в ночном море своих товарищей, неизвестная подводная лодка дважды подходила к тонущим. И каждый раз вновь скрывалась в ночном тумане.
На рассвете моряки обнаружили полузатопленную шлюпку. Подойдя к ней на плотах, они вычерпали из нее воду и обнаружили в целости и сохранности все снаряжение и неприкосновенный запас продовольствия. В носовой части шлюпки отгородили брезентом место для раненых. Проведенная перекличка показала, что погибли 14 членов экипажа.
Через сутки, 7 июля, около 16 часов моряки подошли под парусами в район поста Большерецк, пройдя от места трагедии почти 60 миль. Здесь их встретил советский пограничный катер, отбуксировавший шлюпку к причалу рыбокомбината. Вскоре моряки были доставлены в Петропавловск-Камчатский, а оттуда на пароходе «Ковда» 9 августа возвратились во Владивосток.
В течение длительного времени считалось, что «Обь» стала жертвой атаки японской подводной лодки. Однако, согласно последним исследованиям российских и зарубежных историков, подтвердились данные о том, что советский пароход был потоплен американский подводной лодкой SS-281 Sunfish, командир которой «ошибочно» принял его за японское судно. К этому стоит добавить, что «Обь» несла специальные опознавательные знаки: по обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован Государственный флаг СССР, который в ночное время освещался специальными люстрами; кроме того, на мачтах зажигались еще дополнительные, так называемые «нейтральные» огни…
Комментарии 28
"Хуже нет для подводника напасти, чем минер дорвавшийся до власти!" J.S. Прощай...