В тезисах доклада Министра обороны Российской Федерации на учебно-методическом сборе руководящего состава военных академий (университетов) Министерства обороны РФ 26 марта 1998 г. было указано, что в среднем на обучение одного офицера расходуется в год около 50 тыс. рублей. Затраты на подготовку офицеров также возрастают в результате значительных отчислений курсантов в процессе учебы. За последние десять лет их масштабы за цикл обучения увеличились более чем в 3 раза и в выпуске 1997 г. составили около 33% от числа поступивших на первые курсы. В результате четвертая часть вузов Министерства обороны работает «вхолостую», расходуя при этом значительные финансовые, материальные и технические средства. Это при том, что стоимость содержания одного вуза примерно равна стоимости содержания дивизии полного состава.
Анализ состояния подготовки показал, что около 38% курсантов неспособны в полном объеме успешно освоить учебный материал. Более 50% выпускников в течение первых лет службы увольняются из Вооруженных Сил.
В настоящее время из-за резко возросших масштабов досрочного увольнения курсантов и роста их отчислений из военно-учебных заведений вузы способны выполнить задачу комплектования войск (сил) офицерами лишь на одну треть от реальной потребности.
С начала 2000 г. для обеспечения потребностей в подготовке офицеров для Вооруженных Сил и других войск, а также для иностранных армий на договорной основе в системе военного образования Министерства обороны действует 55 вузов.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и в своей деятельности руководствуются Законом “Об образовании” (в ред. федеральных законов от 13 января 1996 № 12-ФЗ, от 16 ноября1997 № 144 - ФЗ), Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, Положением о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны РФ 1994 г. № 110, уставами военно-учебных заведений и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.
Общие права и обязанности слушателей, адъюнктов и курсантов определяются нормативными актами Российской Федерации, указанными и другими.
В данной статье речь пойдет о действующем законодательстве, регулирующем порядок отчисления и восстановления в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее – вузы) курсантов, адъюнктов, слушателей, иностранных военнослужащих (далее – военнослужащих) – переменного состава этих вузов. Военнослужащие обучающиеся в вузах, именуются: не имеющие офицерских воинских званий – курсантами, а имеющие воинские звания офицеров – слушателями. Слушателями могут быть военнослужащие, не имеющие офицерских воинских званий, принятые на учебу после окончания трех или четырех курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующего профиля. Адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее профессиональное образование и обучающиеся в адъюнктуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Слушатели и курсанты иностранных государств – это военнослужащие иностранных государств, проходящие обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации на основе двух и многосторонних соглашений между государствами (Указ Президента Российской Федерации “О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” от 20 августа 1997 г. № 907 (Собрание законодательства Российской Федерации.–1997.–№ 34.–Ст. 3955). Кроме перечисленных категорий военнослужащих можно выделить такую категорию обучаемых, как военнослужащие женского пола.
Отчисление из вузов военнослужащих и их восстановление можно представить как процесс возникновения, прекращения военно-служебных отношений в связи с реализацией права на образование в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
При отчислении из вузов и восстановлении в правовом положении военнослужащих происходят коренные изменения: они прекращают в некоторой степени исполнение общих, должностных и специальных обязанностей и утрачивают права, вытекающие из их статуса как военнослужащих, обучающихся в соответствующем вузе.
Отчисление из вузов военнослужащих как особенное правоотношение в сфере военно-служебных отношений условно можно представить как меру дисциплинарного воздействия, применяемую к определенной категории – обучаемым в вузе военнослужащим (хотя соответствующая мера воздействия или санкция отсутствует в Дисциплинарном уставе ВС РФ), и как процесс, состоящий из объективных и субъективных факторов:
объективные, независящие от воли сторон, но с учетом специфики правового положения военнослужащих;
субъективные, отражающие внутреннее состояние военнослужащих и начальника вуза, при наличии конкретных условий, необходимых для увольнения и закрепленных в нормативных правовых актах1 .
Восстановление в вузе ранее обучавшихся военнослужащих возможно также при наличии обоих факторов.
Особое положение лиц, обучающихся в вузе, связано с тем, что они обучаясь, одновременно проходят военную службу: до второго курса – по призыву, а после заключения контракта – по контракту. Особые условия военной службы, особенности военной организации соответственно обусловливают и специфику отчисления и восстановления военнослужащих в вузе. Установление специального порядка отчисления и восстановления военнослужащих в вузе объясняется тем, что в условиях военной службы имеются существенные особенности2 в содержании и порядке реализации права граждан, военнослужащих на получение высшего образования, которые связаны с особым характером задач, выполняемых Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, со спецификой возникающих при этом военно-служебных отношений, потребностями в “военных специалистах”.
Данные особенности распространяются только на военнослужащих и вытекают из самой природы военной организации, предназначенной для ведения вооруженной борьбы, требующей от личного состава исключительно высоких моральных боевых качеств: дисциплинированности, беспрекословного повиновения начальникам, постоянной готовности к самопожертвованию во имя выполнения своего воинского долга.
Теоретико-методологический анализ проблем, связанных с отчислением из вузов и восстановлением в них военнослужащих по своей правовой природе имеет общие черты с институтом увольнения военнослужащих. Так, например, можно выделить основные закономерности данного явления;
1) законность, т.е. отчисление из вузов и восстановление в них производится по основаниям, указанным в законе, и порядке, установленном законодательством по каждому основанию;
2) соответствие основания отчисления из вуза и восстановления фактическим обстоятельствам, сложившимся между сторонами;
3) письменная форма при отчислении и восстановлении в виде приказа (юридического акта), служащего основанием для возникновения, изменения военно-служебных отношений и последующего их прекращения;
4) строго определенный круг лиц (начальник вуза), которым предоставлено право производить отчисление из вуза или восстановление;
5) последовательный характер при отчислении из вуза и восстановлении в вузе (подготовка документов к отчислению, восстановлению, рассмотрение на ученом совете, издание приказа об отчислении из вуза и восстановлении, исключение из списков личного состава вуза, постановка на воинский учет или отправка для дальнейшего прохождения военной службы в соответствующую воинскую часть и др.;
6) гарантированность восстановления в вузе, необоснованно отчисленных и возмещения ущерба;
7) ответственность должностных лиц за нарушения законодательства по вопросу реализации права на образование и др.
Таким образом, отчисление из военных образовательных учреждений профессионального образования и восстановление в них является юридическим фактом изменения и в последующем возникновения служебно-правового положения военнослужащего, связанного с обучением, с утратой и восстановлением статуса “обучающегося” военнослужащего.
Отчисление военнослужащих из вуза производится:
1) в случае когда они отказываются заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” (абз. 4 п. 2 ст. 35);
2) за невыполнение учебных планов;
3) за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка;
4) по неуспеваемости;
5) по нежеланию учиться;
6) по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии);
7) в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам;
8) по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности) в отношении курсантов авиационных вузов.
Перечисленные основания (2 – 8) изложены в п. 43 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Военнослужащие, находящиеся на обучении в военном учебном заведении, кроме перечисленных выше оснований отчисляются также при наличии следующих оснований: согласно подп. “г” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”– в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, т.е. курсанта до заключения контракта о прохождении военной службы; подп. “д” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с лишением воинского звания; подп. “е” п. 1 ст. 51 Закона – в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. Могут быть отчислены при наличии оснований, предусмотренных подп. ”г”, “д” п. 2, “б”, “в” п. 3 ст. 51 Закона.
Так, военным судом Московского гарнизона была рассмотрена жалоба отчисленных курсантов М. и Н. на действия начальника Военного университета, связанные с их отчислением из вуза по недисциплинированности (употребление наркотических средств) и увольнением их с военной службы за несоблюдение условий контракта, т.е. по подп. “в” п. 2 ст. 51 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением ими условий контракта. Но ввиду недоказанности факта употребления наркотиков военнослужащими, т.е. основания, послужившего для принятия решения командованием вуза об отчислении по недисциплинированности и увольнении по невыполнению условий контракта, данные военнослужащие были восстановлены в данном вузе.
В отношении иностранных военнослужащих действуют соответствующие правила, изложенные в Положении об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 521 и обьявленным приказом МО РФ 1998 г. № 309. Так, в соответствии с пп. 28, 33 130 указанного нормативного правового акта иностранные военнослужащие, признанные непригодными к дальнейшему обучению по неуспеваемости, недисциплинированности, болезни, нежеланию учиться или по другим причинам (не выполняющие установленные в вузе правила внутреннего порядка, проживания и передвижения, нарушающие общественный порядок), подлежат отчислению из вузов (решением ГУ МВС МО РФ ) и откомандированию в распоряжение национального командования.
По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации.
Правом на отчисление и восстановление в вузе военнослужащих обладает соответствующий начальник вуза. Полномочия начальника вуза как должностного лица по отчислению и восстановлению в вузе представляют собой часть его компетенции и являются совокупностью персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций в процессе своей деятельности.
Непосредственное закрепление полномочий при отчислении и восстановлении в вузе военнослужащих отражено в Положении о высших военно-учебных заведениях МО РФ, Положении о высшем военно-учебном заведении ФПС РФ (приказ директора ФПС РФ от 18 октября 1996 г. № 699).
Так, согласно п. 43 Положения о вузе (МО РФ) дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление производится приказом начальника вуза. Кроме того, в качестве гарантий от незаконных решений командования вузов в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба ВС РФ (телеграмма 1997 г. № 173/1/694) право на отчисление из военно-учебных заведений после заключения военнослужащими контракта о прохождении военной службы предоставлено только начальникам, которым соответствующие вузы подчинены.
Некоторые особенности сохраняются при отчислении курсантов, заключивших контракт, слушателей первого и второго курсов очного обучения, слушателей первого – третьего курсов заочного обучения вузов ФПС РФ, где отчисление производится с санкции заместителя директора ФПС России. Отчисление курсантов и слушателей выпускных курсов производится с санкции директора ФПС России (пп. 60 – 62 Положения о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации).
В связи с преобразованием военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, осуществленным на основе постановления Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009, многие вузы приобрели статус филиалов и структурных подразделений военных академий, университетов, институтов. Начальники этих структурных подразделений, филиалов наделяются правами начальников вузов по доверенности.
В действующих законодательных актах отсутствует норма, определяющая основания отчисления из вузов военнослужащих, за исключением положения, изложенного в абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы), тогда как, например, в п. 9 ст. 17 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” есть специальная норма (в отношении студентов): “ За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам”.
Учитывая положения п. 3 ст. 2 ГК РФ, можно сделать заключение, что указанные нормы по регулированию вопроса по поводу отчисления военнослужащих из вуза, несмотря на однородность отношений, не могут регулироваться гражданским законодательством.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев