ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ وَ مَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيم وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنْ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех,
кто обладает великой долей. А если коснется тебя наваждение от сатаны,
то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» (Разъяснены-34-36).
Это три аята, и нет четвертого, подобного им по смыслу. Всевышний Аллах велел
обходительно и хорошо относиться к врагу из числа людей, чтобы отвергнуть его характер,
который в своей основе является благоприятным по отношению к дружбе и искренним взаимоотношениям. И Аллах велел просить у Него защиты от врага из числа шайтанов,
ибо нет другого выхода, поскольку он не принимает ни обходительности, ни хорошего отношения. И (враг из числа шайтанов) не желает ничего, кроме гибели потомка Адама
из-за его сильной вражды к его праотцу Адаму, как сказал Всевышний Аллах:
يَابَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمْ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُمْ مِنْ الْجَنَّةِ
«О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому,
как он вывел из Рая ваших родителей» (Ограды-27).
Всевышний также сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ
«Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу.
Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Творец-6).
Аллах сказал:
أَفَتَتَّخِذُونَهُ وَذُرِّيَّتَهُ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِي وَهُمْ لَكُمْ عَدُوٌّ بِئْسَ لِلظَّالِمِينَ بَدَلًا
«Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами?
Плохая это замена для беззаконников!» (Пещера-50.)
Воистину, сатана поклялся отцу людей Адаму, мир ему, что он является искренним по отношению к нему, и обманул его, так каково же его обращение с нами?
Аллах поведал в Коране что поистине,
قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمْ الْمُخْلَصِينَ
«он (иблис) сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех,
кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (Сад-82-83).
Всевышний Аллах сказал:
فَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ مِنْ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُمْ بِهِ مُشْرِكُونَ
«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (16:98-100).
Большинство ученых считает, что прошение защиты у Аллаха осуществляется перед чтением Корана для того, чтобы оттолкнуть наваждение сатаны. Они считают, что смысл аята (Пчелы-98) «когда ты прочтешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха» следующий: «Если ты собираешься прочесть Коран». Это подобно словам Аллаха: «Если вы встанете на молитву, то вымойте лица
и руки…», то есть «если вы желаете встать на молитву».
Доказательством этому служат хадисы на эту тему от посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует.
Имам Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, передал («Муснад» 3/50) от Абу Са‘ида аль-Худри,
что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
начинал молитву ночью, он возвеличивал Аллаха, произносил:
«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе; благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет божества, кроме Тебя», затем: «Нет божества, кроме Аллаха» трижды.
“Я ищу защиты у Всеслышащего и Всеведущего Аллаха
от побиваемого камнями сатаны и его козней: гибели, высокомерия и стихов”
(Аъуузу биЛляяхис-Самииъиль ‘Алиими минаш-шайтаанир-раджиими
мин хамзихи ва нафхихи ва нафсихи).
Его передали четыре автора «Сунанов»: Абу Давуд (№775), Тирмизи (№242), Насаи (1/132), Ибн Маджа (№804), и Тирмизи сказал, что это самое известное (предание) на эту тему. В хадисе Абу Давуда (№764)
и Ибн Маджи (№807) от Джубайра ибн Мут‘ыма также передано:
«О Аллах, я ищу защиты у Тебя от побиваемого камнями сатаны
и его козней: гибели, высокомерия и стихов»
(Аллахумма иннии а‘уузу бика минаш-шайтаанир-раджиими
ва хамзихи ва нафхихи ва нафсихи).
Последние слова в этом хадисе: «хамз, нафх и нафс»
‘Амр прокомментировал, как: «гибель, высокомерие и стихи».
Такое же прошение защиты у Аллаха было передано от пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
в хадисе Ибн Мас‘уда у Ибн Маджи (№808) с таким же объяснением последних слов.
Имам Ахмад (5/253) передал от Абу Умамы аль-Бахили,
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в молитве после мольбы,
открывающей молитву, читал: «Аъуузу биЛляяхис-Самииъиль ‘Алиими минаш-шайтаанир-раджиими мин хамзихи ва нафхихи ва нафсихи».
Хафиз Абу Йа‘ла Ахмад ибн ‘Али ибн аль-Мусанна аль-Маусули
в своем «Муснаде» передал от Убаййа ибн Ка‘ба,
что двое мужчин подрались в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нос у одного покраснел из-за гнева. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю кое-что, и если он произнесет это, тот (гнев), который у него обнаруживается, пройдет:
«А‘уузу биЛляхи минаш-шайтаанир-раджиим».
Таким же образом его передал Насаи в «аль-Йавм вал-ляйля» (№391) другой цепочкой от Убаййа ибн Ка‘ба. Этот хадис также передали Ахмад (5/240), Абу Давуд (№4780), Тирмизи (№3452), Насаи в «Аль-йавм вал-ляйля» (№389, 390) от Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах с выражением:
«Аллахумма иннии а‘уузу бика минаш-шайтаанир-раджиим».
Данный текст принадлежит Абу Давуду. Тирмизи сказал, что это сообщение является отосланным, ибо ‘Абдуррахман ибн Абу Лайла не слышал хадисов от Му‘аза ибн Джабаля. Я (Ибну Касир) говорю: ‘Абдуррахман ибн Абу Лайла слышал сообщение от Убаййа ибн Ка‘ба в предыдущем хадисе («Муснад» Абу Йа‘лы),
и этот хадис достиг его от Му‘аза ибн Джабаля. Ибо этому событию свидетелем был не один сподвижник.
Бухари (№6115) передал это событие от Сулеймана ибн Сарода с текстом:
«А‘уузу биЛляхи минаш-шайтаанир-раджиим». Его передал также Муслим (№2610),
Абу Давуд (№4781), Насаи («‘Амаль» №392), различными путями через аль-‘Амаша от Сулеймана ибн Сарода.
Поистине, о прошении защиты у Аллаха от сатаны приведено много хадисов,
упоминание которых здесь будет очень долгим,
и место им – в книгах о поминаниях и достоинствах деяний.
Ибн Джарир передал от Ибн ‘Аббаса, что первым было ниспослано веление просить защиты у Аллаха, затем «басмала», а затем первый аят суры «Сгусток». Однако это - малоизвестное сообщение. Мы упомянули его для того, чтобы ознакомить с ним,
ибо в его цепочке передатчиков есть слабость и оборванность.
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Большинство ученых считало прошение защиты у Аллаха от сатаны (перед чтением Корана) не обязательным действием, (оставивший которое становился бы грешником),
а желательным. Ар-Рази передал, что ‘Ата ибн Абу Рабах считал это действие обязательным в молитве и вне ее перед чтением Корана. (Ар-Рази) сказал: «Ибн Сийрин сказал: «Если человек совершит прошение один раз в жизни, этого достаточно для выполнения этого обязательства». Ар-Рази привел в доказательство словам ‘Аты явный смысл аята: «Проси защиты», а это – веление, из которого вытекает его обязательность. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно выполнял это действие. Помимо того, это действие отражает зло сатаны. То, без чего обязательное действие не будет полным, также является обязательным. Кроме того, прошение защиты является более осторожным действием и одним из путей, ведущих к обязательному действию. Кое-кто сказал, что это было обязательно для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в отличие от его общины. От Малика было передано, что он не совершал это действие в обязательных молитвах, но совершал его для ночной молитвы Рамадана в первую ее ночь.
От Шафии имеется два мнения о желательности произношения прошения защиты
перед чтением Корана и в других рак‘атах, кроме первого. И более верным было принято мнение о том, что это не является желательным. Существует вопрос, произносится ли прошение защиты лишь для чтения Корана, и это мнение Абу Ханифы и (и его ученика) Мухаммада, или же, как считал Абу Йусуф – оно для молитвы.
Согласно второму мнению, стоящий позади имама тоже произносит это прошение, даже если и не читает Коран. (Согласно этому мнению) он также произносит это прошение после вступительного возвеличивания в праздничной молитве («такбир аль-ихрам») до дополнительных «такбиров». Большинство же ученых считало, что прошение защиты у Аллаха
от шайтана произносится после этих «такбиров», перед чтением Корана.
Слово (الشَّيْطَان) «шайтан»
в арабском языке произошло от глагола «шатона», то есть «удалился».
Сатана далек своим характером от характера человекаи далек своим распутством («фиск») от всякого блага.Другие сказали, что это слово произошло от слова «шат», ибо он сотворен из огня. Кто-то сказал, что оба мнения верны. Однако первое мнение более верно, чему свидетельствует речь арабов. Слово «раджиим» имеет шаблон «фа‘иил» в значении «маф‘уул», то есть причастие страдательного залога:«побиваемый камнями, изгоняемый от всякого блага». Арабы говорят такой-то осатанело человеке,который совершает действия сатаны. О том же кто показывает свою строптивость из джинов и людей говорят(شَيْطَاَنَا)
Всевышний Аллах сказал:
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов- дьяволов из числа людей и джинов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. (Скот 112)
Толкование «Тасмийя»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
«БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм» («басмала»)
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Сподвижники начали написание Корана этими словами, и ученые единодушны в том,
что «басмала» является одним из аятов суры «Муравьи». Однако ученые среди предшественников и последующих поколений разногласили в том, является ли она самостоятельным аятом в начале каждой суры, или же она является таковой в суре «Фатиха», но не в других сурах, или же она пишется только для различения (сур), но не является аятом.
Этот вопрос подробно освещен в другом месте.
В «Сунане» Абу Давуда (№788) с достоверной цепочкой передатчиков от Ибн ‘Аббаса передано,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
не знал разделения сур, пока не было ниспослано:
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».
Его передал также Хаким Абу ‘Абдуллах ан-Нийсабури в своем «Мустадраке» (1/231).
Еще он передан в отосланном виде со слов Са‘ида ибн Джубайра.
В «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493) передано от Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
читал «Тасмийя» «басмалу» в начале суры «Фатиха» в молитве и вне ее в качестве аята, однако это сообщение передано от ‘Умара ибн Харуна аль-Балхи, в сообщениях которого со слов Ибн Джурайджа со слов Ибн Абу Муляйки от Умму Саламы имеется слабость.
Подтверждение этому передал Даракутни (302/3071) от Абу Хурайры со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобное же передано (1/302) от ‘Али, Ибн ‘Аббаса и других.
Среди тех, кто сказал, что «басмала» является аятом каждой суры, кроме «Отречения (покояние)» – Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, ‘Али, среди последователей – ‘Ата, Тавус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, Зухри. Это мнение также
‘Абдуллаха ибн Мубарака, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля в одном из сообщений от него,
Исхака ибн Рохавайха, Абу ‘Убайда аль-Касыма ибн Саляма, да смилуется над ними Аллах.
Малик, Абу Ханифа и его сподвижники сказали, что «басмала» не является аятом ни «Фатихи», ни других сур. Шафии в одном из сообщений сказал, что она является аятом «Фатихи», но не является аятом других сур. И от него есть сообщение, что «басмала» является частью аята в начале каждой суры. Однако эти два сообщения являются малоизвестными, странными сообщениями. Давуд сказал, что это самостоятельный аят в начале каждой суры, но не входящий в нее. Это также является одним из сообщений от Имама Ахмада ибн Ханбаля. Абу Бакр ар-Рази передал это мнение от Абу аль-Хасана аль-Кархи.
А это – два крупных сподвижника Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах.
Что касается произношения «басмалы» вслух, то разделение мнений в этом вопросе основано на предыдущем разделении мнений о том, относится она к суре «Фатиха» или нет. Те, кто считал, что «басмала» не относится к суре «Фатиха», сказали,
что она не произносится вслух. Так же и те, кто считал, что она является аятом
в начале «Фатихи», тоже придерживались подобного мнения.
Те, кто считал, что она относится к началу всех сур, разошлись во мнениях.
Шафии, да смилуется над ним Аллах, считал, что она произносится вслух вместе с «Фатихой» и другой сурой. Это мнение групп сподвижников и последователей, имамов мусульман предшествующих и последующих поколений.Среди сподвижников вслух произносили: Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Му‘авия. Ибн ‘Абдульбарр привел это от ‘Умара и ‘Али. Аль-Хатыб привел это от четырех халифов: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, но это малоизвестное, странное сообщение. Среди последователей этого придерживались Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Тавус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Ваиль, Мухаммад ибн Сийрин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит, Абу аш-Ша‘саа, Макхуль, ‘Абдуллах ибн Мугаффаль ибн Мукрин. Байхаки добавил сюда: ‘Абдуллах ибн Сафван, Мухаммад ибн аль-Ханафи. Ибн ‘Абдульбарр добавил сюда: ‘Амр ибн Динар. Доказательством этому является то, что она является частью «Фатихи»,
и произносится вслух, как и остальные ее части.
Насаи передал в своем «Сунане»(2/134), Ибн Хузайма (№499) и Ибн Хиббан (№1797)
в своих «Сахихах», Хаким в «Мустадраке» (1/232) от Абу Хурайры,
что он помолился и произнес (вслух) «басмалу». После окончания молитвы он сказал:
«Моя молитва больше всех из вас походит на молитву посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует».
Даракутни (1/306), аль-Хатыб, Байхаки (2/46) и другие назвали его достоверным.
Абу Давуд (№6537), Тирмизи (№245) передали от Ибн ‘Аббаса,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
начинал молитву с «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».
Затем Тирмизи сказал: «Цепочка передатчиков его не такая (как требовалось)».
Хаким передал в «Мустадраке» (1/208) со слов Ибн ‘Аббаса,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил вслух «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», а затем сказал, что это достоверный хадис.
В «Сахихе» Бухари (№5045) от Анаса ибн Малика передано,
что он был спрошен о чтении Корана пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Его чтение было удлиненным».
Затем он прочел «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», удлиняя «бисмиЛлях»,
удлиняя «ар-Рохман», удлиняя «ар-Рохийм».
В «Муснаде» Имама Ахмада (6/302), «Сунане» Абу Давуда (№4001), «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493), «Мустадраке» (1/232) Хакима со слов Умму Саламы,
да будет доволен ею Аллах, передано, что она сказала:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделял свое чтение Корана: «БисмиЛляхир - Рохманир-Рохийм. Аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн.
Ар-Рохманир-Рохийм. Малики йаумид-дийн».
Даракутни (1/313) сказал, что цепочка передатчиков достоверна.
Имам Абу ‘Абдуллах Шафии (1/80), Хаким в «Мустадраке» (1/233) передали со слов Анаса, что Му‘авия, помолившись в Медине, оставил «басмалу», и присутствовавщие там мухаджиры отвергли это действие. Когда же он помолился во второй раз, он прочел «басмалу».
Этих хадисов и сообщений достаточно и удовлетворительно для аргументирования данного мнения. Однако что касается их опровержения, малоизвестных сообщений, их разъяснения, утверждения их слабости и достоверности, то им следует уделить другое место.
Другие считали, что «басмала» в молитве не произносится вслух, и это утверждено от четырех халифов, ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля, групп предшественников-последователей и ученых последующих поколений. Это мнение Абу Ханифы, Саври, Ахмада ибн Ханбаля. Имам Малик же считал, что «басмала» вообще не читается ни вслух, ни про себя. Они привели в доказательство сообщение в «Сахихе» Муслима (№498) от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал молитву с возвеличивания Аллаха и чтения «аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн».Также в двух «Сахихах» (Бухари №743, Муслим №399) передано от Анаса, что он сказал: «Я молился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра, ‘Умара, и (‘Усмана), и они начинали молитву с «аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн». Вверсии Муслима сказано: «Они не произносили «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»
ни в начале «Фатихи», ни в ее конце». Подобное же передано в «Сунанах» (Тирмизи №244, Насаи 2/135, Ибн Маджа №815) от ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля, да будет доволен им Аллах.
Это источники имамов, да смилуется над ними Аллах, в этом вопросе,
и эти мнения близки друг к другу, ибо они единогласны в том, что молитва действительна с произношением «басмалы» вслух и с произношением ее про себя.
И Аллаху принадлежит хвала и благодарность.
Достоинства «Тасмийя»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
«БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»
Имам, знаток сообщений Абу Мухаммад ‘Абдуррахман ибн Абу Хатим, да смилуется над ним Аллах, передал в своем «Тафсире» сообщение о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «бисмиЛляхир -Рохманир-Рохийм»,
Именем Аллаха Милостивого и Милосердного,
и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ответил:
«Это одно из имен Аллаха. И оно так же близко к самым великим именам Аллаха,
как близок зрачок глаза к белку».
Похожим образом его передал Абу Бакр ибн Мардавайх от ‘Усмана.
Хафиз Ибн Мардавайх передал двумя путями от Абу Са‘ида,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мать ‘Исы ибн Марйама передала его (учителю) для обучения его письму. Учитель сказал ему: «Пиши». ‘Иса, мир ему, спросил: «Что мне писать?» (Учитель) ответил: «БисмиЛлях». ‘Иса спросил у него: «Что такое «бисмиЛлях»? Учитель ответил:
«Не знаю». Тогда ‘Иса сказал ему: «Б» – это великолепие Аллаха («аль-бахаа»).
«Син» – это величие Аллаха («санаа»). «Мим» - это Его царство. «Аллах» – это Бог.
«Ар-Рохман» - это милостивый в ближнем и вечном мирах.
«Ар-Рохийм» – это милосердный в вечном мире».
Его передал также Ибн Джарир со слов Ибн Мас‘уда и Абу Са‘ида,
однако это очень малоизвестное и странное сообщение. Оно достоверно от других людей, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и является «исраилиййат» – сообщением сынов Исраила, но не принадлежит к числу сообщений от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а лучше всего об этом известно Аллаху.
Джувайриб передал похожее сообщение от Даххака.Ибн Мардавайх передал от Сулеймана ибн Бурайды,
а в другом сообщении от Абу Бурайды со слов его отца,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне был ниспослан аят, который не был ниспослан никому из пророков,
кроме Сулеймана ибн Давуда. Это – (بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ)
«БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»».
Через него было передано также сообщение, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал:
«Когда было ниспослано: «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»,
тучи уплыли на восток, ветры утихли, море взволновалось, а уши животных вняли, шайтаны были побиты с неба, а Всевышний Аллах поклялся Своим Всемогуществом
и Величием: над чем бы ни было упомянуто Его имя, тому будет дана благодать».
Ваки‘ сказал со слов аль-‘Амаша, со слов Абу Ваиля, со слов Ибн Мас‘уда, что тот сказал:
«Кто желает, чтобы Аллах спас его от девятнадцати страж ада, пусть прочтет
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».
Аллах воздаст ему за каждую ее букву по одному саду».
Это упомянули Ибн ‘Атыййа и Куртуби.
Ибн ‘Атыййа придал ему значение и поддержал его хадисом:
«Поистине, я видел тридцать с лишним ангелов, которые торопились из-за слова мужчины, который произнес: «О, наш Господь, Тебе принадлежит хвала премногая, прекрасная, благословенная в ней»». Ибо в этих словах имеется тридцать с лишним слов, и другое.
Имам Ахмад передал в «Муснаде» (5/59) от Абу Тамимы (аль-Хаджими) со слов того,
кто сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Осел под пророком, да благословит его Аллах и приветствует, споткнулся, и я сказал: «Несчастный сатана!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говори: «Несчастный сатана». Ибо если ты скажешь «Несчастный сатана»,
то сатана самовознесется и скажет: «Его быстрота – от моей силы». А если ты скажешь: بِسْمِ اللَّهِ «Бисмиллях», то он унизится, так что он станет наподобие мухи».
Так передано у Ахмада.
Насаи в «аль-Йавм валь-ляйля» (№555) и Ибн Мардавайх в своем «Тафсире» передали от Абу Тамимы
аль-Хаджими со слов Абу аль-Малиха ибн Усамы ибн ‘Умайра со слов его отца, что он сказал:
«Я был верхом позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует»
и упомянул хадис, в котором сказано: «Не говори так, ибо (сатана) будет самовозноситься, и станет наподобие дома. Однако скажи: بِسْمِ اللَّهِ«БисмиЛлях»,
ибо это уменьшит его, так что он станет наподобие мухи».
Это влияние благословения بِسْمِ اللَّهِ «бисмиЛлях».
Поэтому желательно перед каждым делом и словом, а также проповедью произносить это.
«Басмала» желательна также перед входом в уборную, согласно хадису на эту тему. Желательно также произносить «басмалу» перед омовением согласно хадису
Абу Хурайры в «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» (Абу Давуд №101, Ибн Маджа №399)
и хадису Са‘ида ибн Зайда (Тирмизи №25, Ибн Маджа №398),
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нет омовения для того, кто не произнес при этом имени Аллаха».
Это хороший («хасан») хадис, и среди ученых есть те, кто сказал, что обязательно произносить это при произнесении поминаний в это время, а также те,кто сказал, что обязательно «басмалу» произносить абсолютно(то есть не ограничивая ее рамками поминаний при омовении).Также желательно произносить «басмалу» при убое скота, чего придерживался Шафии и группа ученых, а другие считали это обязательным при поминаниях в это время и абсолютно. Если на то будет воля Аллаха, скоро будет приведено объяснение этого вопроса на своем месте.Ар-Рази привел в своем «Тафсире» о достоинствах «басмалы» хадисы, среди которых есть хадис от Абу Хурайры, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты совершаешь близость со своей супругой, то помяни Аллаха, ибо если у тебя появится ребенок, то тебе будет записаны блага, равные числу его дыхания и дыхания его потомков». Однако у этого хадиса нет основы. И я не видел его ни в авторитетных книгах, ни в других. Также желательно произносить «басмалу»
перед едой, как это приведено в «Сахихе» Муслима (№2022) и Бухари (№5376),
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал своему воспитаннику ‘Умару ибн Абу Саламе:
«Скажи بِسْمِ اللَّهِ «бисмЛллях», ешь правой рукой, и ешь то, что ближе к тебе».
Среди ученых были те, кто считал это обязательным.
Также желательно произносить ее перед близостью согласно хадису в двух «Сахихах»
(№141 Бухари, №1434 Муслим) от Ибн ‘Аббаса,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-либо из вас желает совершить близость со своей супругой, пусть скажет: “Во имя Аллаха! О Аллах, удали нас от сатаны и удали сатану от того, кем Ты наделил нас” (БисмиЛляяхи Алаахумма джаннибнаш-шайтаана ва джаннибиш-шайтаана маа разактана). И если в результате этого между ними суждено родиться ребенку,
то сатана никогда не сумеет причинить ему вред».
Значение «Басмалы»
Среди ученых грамматики есть два мнения относительно слова
«бисмиллях» بِسْمِ اللَّهِ– это имя («исм») اِسْمили глагол («фи‘л»).
Оба мнения верны. Это и имя, при котором подразумевается:
«Мое начинание – с именем Аллаха». Это и глагол, при котором подразумевается:
«Я начинаю или начал именем Аллаха».
Что касается вопроса, является ли имя, название («исм») самим называемым предметом или существом («мусаммаа») или же это процесс называния, именования («тасмийа»)
или же это ни то, ни другое, то мы выбрали мнение, что имя (название) не является ни называемым предметом (существом), ни процессом называния (именования).
Ибо может существовать имя, но называемый этим именем предмет может отсутствовать. Или же для одного и того же называемого предмета (существа) может существовать несколько имен, как синонимы. Так же могут быть омонимы, когда для нескольких
называемых предметов (существ) существует одно и то же имя (название).
Имя является произносимым словом, а называемый предмет (существо) – это объект,
который может или должен существовать.
Под именем اللَّه«Аллах» подразумевается Всеблагой и Всевышний Господь,
и было сказано, что это самое великое Его имя, которое было описано
всеми (присущими Ему) качествами. Всевышний Аллах сказал:
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُالْقُدُّوسُ
السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُالْمُصَوِّرُ
لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровен -ное и явное.
Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.
Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик.
У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле.
Он – Могущественный, Мудрый» (Сбор-22-24).
Он также сказал: (وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا)
«У Аллаха – самые прекрасные имена.
Посему взывайте к Нему посредством их» (Ограды-180)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев