А вот «представители окраин СССР», под каковыми нацисты подразумевали в первую очередь жителей Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, были у них в фаворе. Тамошние националисты вообще представляли из себя настоящую находку для оккупантов, поскольку рвались служить не только из шкурных соображений, но и «за идею». Также в обязательном порядке предпринимались вербовочные подходы к военнопленным, в первую очередь к попавшим в руки захватчиков партизанам. Тут уж платой за «сотрудничество» была жизнь их самих и их близких, а также прекращение пыток и издевательств.
Впрочем, вопрос материального стимулирования предателей немцами был проработан со всеми присущими им обстоятельностью и педантичностью. Вот прекрасный пример: приказ по 28-й пехотной дивизии Вермахта, в котором оговаривается величина вознаграждения, которое может быть выплачено представителям местного населения за борьбу с партизанами либо за сведения о них: до 100 рублей. При этом, правда, сделанные доносы непременно должны были быть «основательными». Нельзя не упомянуть еще и о том, что в случае, когда речь шла о местном населении, подавляющее большинство объектов вербовки составляли женщины. И дело тут было даже не столько в изощренности и беспринципности гитлеровцев, сколько в том, что мужчин на оккупированных территориях оставалось крайне мало.
Особую опасность представляли агенты и провокаторы, не просто наспех завербованные из представителей местного населения путем угроз и примитивного подкупа, а лица, прошедшие тщательную подготовку в специальных школах, находившихся, как правило, в ведении абвера или гестапо. Достоверно известно о подготовке групп антипартизанских провокаторов в ряде подобных «учебных заведений», находившихся на территории оккупированной Прибалтики. Существовали они, впрочем, и во многих других местах. Органы советской контрразведки, СМЕРШ и НКВД, уделяли повышенное внимание выявлению и уничтожению таких «змеиных гнезд». Зачастую путем засылки в них собственных агентов, в том числе и из перевербованных выпускников.
Каким образом действовала агентура оккупантов? Идеальным вариантом было проникновение ее представителей в партизанские отряды с целью передачи гитлеровцам максимально точных сведений об их составе, численности, вооруженности, а также местах дислокации партизанских баз и системах их охраны и обороны. Также перед вступившими на путь предательства могли ставиться задачи уничтожения партизанских складов, устранения командиров и комиссаров, а то и поголовного отравления бойцов. Иногда, впрочем, игра велась более тонкими методами: засланные агенты должны были разлагать дисциплину среди народных мстителей, склонять их к пьянству, мародерству, неподчинению приказам, сеять панические слухи, деморализовать партизан.
Нет комментариев