появилась статья «О турецких дидойцах»,
где бывший главный врач Цунтинской
районной больницы 3. Магомедов
описывает жизнь и быт своих
соотечественников в Турции. Ему
довелось коротать долгие ночи в беседе с
ними во время поездки в Турцию. Статья
вызвала большой интерес. Национально-
культурная автономия «Дидойцы»
получила огромное количество писем от
дидойцев, проживающих не только в
районе, но и в переселенческих селах и
городах Низменного Дагестана, с
просьбой через республиканское
печатное издание дать более полное
разъяснение о том, как, когда, зачем
попали дидойцы в эту страну, каковы их
быт, культура.
В поисках ответов на эти вопросы
нам пришлось еще раз перелистать
ранее собранные в Турции нашими
работниками материалы, долго
работать в библиотеках и госархивах
Дагестана, беседовать с людьми,
которые встречались в Турции с
нашими соотечественниками. Многое
удалось выяснить. Мы посчитали
своим долгом предложить вниманию
дагестанских читателей обобщенный
нами материал.
Прежде всего наш интерес к
дидойской диаспоре, проживающей в
Турции, предполагал сбор
информации о том, как они попали
туда, как живут на чужбине,
насколько им удалось сохранить свой
язык, свои этнические и
этнографические особенности в
сравнении с нами Нам было
интересно также узнать, каковы роль
исторического прошлого в адаптации
и интеграции этнической группы в
новой среде, возможности сохранения
и воспроизводства этнической
самобытности и идентификации в
условиях резко изменившейся
турецкой социально-культурной
среды. Мы надеемся, что эта
информация будет способствовать
установлению и упрочению чисто
человеческих и родственных
отношений, расширению культурных
связей, ибо судьба наших
соотечественников в Турции - это
часть нашей национальной истории.
Согласно архивным данным, массовое
переселение наших горцев в Турцию
приходится на 1859, 1878, 1899, 1904 и
1912 годы. По грубым подсчетам,
около половины дидойцев в эти годы
оказались беженцами и покидали
Родину не от хорошей жизни. После
пленения Имама Шамиля большая
часть дагестанского общества была
охвачена апатией. Все чаще в
проповедях и личном общении
духовные авторитеты стали
указывать на то, что в Дагестане
распространяется «купру» (безбожие).
Это вынуждало их искать и находить
духовное освобождение, спасать и
сохранять свою мораль, свою веру,
национальность. Среди первых
переселенцев на Восток были ученые
– алимы, имевшие в мусульманском
мире высокую репутацию, прекрасно
знавшие классический арабский язык
и занимавшие в иерархии
духовенства весьма достойные
позиции. Это переселение нанесло
огромный и непоправимый ущерб
генофонду, интеллектуальному
потенциалу дагестанцев.
Вокруг вопроса о переселении в
Турцию, оказывается, были
откровенные провокации и
авантюры, к которым прибегали лица
нечестивые, с неудовлетворенными
политическими амбициями и
корыстными намерениями.
Горцам обещали райскую жизнь
среди правоверных в Турции,
говорили, как обеспокоен их судьбой
глава мусульман - турецкий султан.
Впоследствии для многих
переселенцев иллюзии о
благополучной жизни в стране
единоверцев обернулись
разочарованиями и тоской по Родине.
Вместо обещанных райских кущ
многие нашли в Турции лишь
последнее пристанище.
В переселенческой политике и
турецкие власти преследовали свои
цели, стараясь поселить
воинственных горцев поближе к
границам с Российской империей с
учетом наличия пустующих или
слабозаселенных, пригодных для
сельского хозяйства земель, а также с
целью решения внутренних
этнических проблем. Оказывается,
для Османской империи они нужны
были не как этнополитический
элемент, а как воины и пахари. А в
случае возвращения их обратно
царская Россия им предъявляла иск в
преступлении «перехода в подданство
иностранной державы». Тех, кто
«несмотря на означенное
воспрещение, найдет случай
возвратиться на родину», князь А.
Барятинский, тогдашний наместник
царя на Кавказе приказывал
арестовывать и «немедленно ссылать
их внутрь России на поселение
навсегда».
На начальном этапе царская Россия
не только поддерживала переселение,
но и подстегивала его, обрабатывая
шейхов, мулл, распространяя
воззвания турецких и дагестанских
эмиссаров, призывающих к
переселению в Турцию. В рапорте
главнокомандующего Кавказской
армией г. Министру иностранных дел
России от 19 ноября 1859 года за № 78
написано: «Видя..., что многолетняя
религиозная борьба на Кавказе
приняла решительный оборот в
пользу русского господства, считая
священной обязанностью всякого
истинного мусульманина
воспользоваться случаем для
перехода в подданство правоверного
государя, сотни семей из Северного
Кавказа устремились на юг».
Главной причиной переселения
дагестанцев в Турцию стала
колонизаторская, антиисламская
политика царизма. Царские власти
на Кавказе предписывали «увольнять
желающих беспрепятственно».
Выселение «кавказских мусульман» с
«их родины и заселение кавказского
края русскими переселенцами»
рассматривалось как «важная
государственная мера».
Следовательно, переселившиеся в
Турцию дагестанцы стали жертвами
имперской политики царской России
на Кавказе того периода.
Порядок переселения был следующий.
Желающий переселиться подавал
прошение на имя начальника округа.
В этом прошении он указывал имена,
возраст и родственные отношения
тех, кто намерен отправиться в
Турцию вместе с ним. Далее
начальник округа переправлял это
прошение с визой о своем согласии
начальнику Дагестанской области.
Последний, в свою очередь, давал
письменный указ – разрешение на
выдачу «заграничных паспортов»,
представляющих собой лист гербовой
бумаги с печатью и, что интересно,
без фотографии.
Вначале очень многие успели
отправиться в Турцию на жительство
под предлогом паломничества в
Мекку в более упрощенной форме.
Турецкие власти неохотно шли на
разрешение горцам своих отдельных
поселений. Если и получали горцы
такого рода разрешения, то хорошие
места для создания сел уже были
заняты местным населением. В
основном наши горцы вначале
расселялись в Карее и Карской
области.
Чувство Родины - категория и
нравственная, и историческая.
Формируется оно веками. При всей
универсальности любви к своей
Родине у каждого народа и
содержание и формы выражения
этого природного, сопряженного с
историей и культурой народа чувства
- особенны и своеобразны.
До Октябрьской революции дидойцы
Турции и Дагестана имели хоть
какую-то возможность для
поддержания связей со своими
родственниками. В советский период
не только прекратилась миграция в
Турцию, но и напрочь были закрыты
малейшие возможности
установления связей с
соотечественниками за рубежом.
Среди покинувших Родину дидойцев
было много алимов, одаренных
людей. Для относительно небольшого
по численности народа, понесшего
огромные людские, социально-
экономические потери, переселение
на чужбину каждой семьи, каждого
человека было значимым. Ведь
переселялись наиболее деятельные,
активные во всех отношениях,
элитные представители народа,
которые в Турции практически
исчезли бесследно, а оставшаяся
часть ассимилировалась с турками.
Следовательно, генофонду дидойского
народа был нанесен существенный
урон.
Вопросы межэтнического отношения
в Турции однозначно
регламентируются Конституцией
страны: «Ст. 66. Каждый, кто связан
узами гражданства с турецким
государством, - турок. Ст. 120.
Никакой иной язык, кроме турецкого,
не может преподаваться турецким,
гражданам в общеобразовательных
учебных заведениях: в качестве
родного языка».
Это привело к тому, что в Турции
сегодня турком считается любой
гражданин этой страны суннитского
вероисповедания независимо от
этнического происхождения.
Прямых свидетельств о
насильственной туркизации
дагестанской диаспоры в Османской
империи нет. Из религиозных
соображений их по идее и не могло
быть. Тем не менее, турецкая
статистика не содержит точных
сведений о распределении населения
по этнической принадлежности и
языку. Процесс ассимиляции нашей
диаспоры в Турции интенсивно
продолжается.
Стремление к самосохранению,
сильно развило в дагестанцах,
живущих в Турции, чувства
сплоченности, солидарности между
собой. В Турции, как и в
Азербайджане, нередко всех
дагестанцев именуют лезгинами,
правда, со следующими уточнениями.
Аварцы, например, известны там под
названием «кара-лезги» лакцы - как
«бейаз-лезги», дидойцы (цезы) - как
«эсас-лезги». Собирательным для всех
представителей дагестанской
диаспоры, наиболее
употребительным как среди
дагестанцев так и среди других
жителей Турции является понятие
«дагьистан-лилер».
Дидойцы в основном живут в
селениях Къазува, Замар-кой,
Оважик, Решадие, Дереагъзи (все в
Токате) и Читесхъала (в Сивасе).
Утрата этнических свойств, в
особенности родного языка, его почти
полное вытеснение из бытовой речи
становится существенной
этнопсихологической
характеристикой дагестанцев,
живущих в Турции. Поэтому самая
большая проблема нашей диаспоры -
это проблема утраты языка. Кстати,
по не совсем точным данным, в
Турции проживает около 9,5 тыс.
дидойцев. В средневековом
государственном образовании -
конфедеративном суперсоюзе
вольных сельских обществ «Дидо»
числилось 80 тыс. дидойцев.
В разные годы Кавказской войны
более половины были уничтожены,
вторая половина переселена, а в
Дагестане, по переписи России 1886 г.,
осталось всего 5 тыс. чел. В сельских
поселениях Турции, где компактно
проживают дидойцы, можно
встретить людей, озабоченных
сохранением и возрождением
культурного наследия своего народа.
В с. Читесхъала несколько
энтузиастов создали маленький
музей дидойского народа. Они просят
нас из Дидоэтии направить
различные экспонаты,
фотоиллюстрации и другие элементы
материальной культуры своих
предков. Многие из них изъявляют
желание учиться дидойской
письменности и подписаться на
дидойские национальные печатные
издания России, если таковые на
родине имеются.
Дидойцы там также соблюдают дух
цезского союза вольных обществ,
управляемых старейшинами
джамаата. Дома строят с
художественной кладкой камней,
применяя арочные конструкции. У
многих имеются традиционные
дагестанские адеисды -
разновидности овчинных шуб,
узорные носки, чухту, серебряные
украшения, большие платки с
бахромой. В рационе питания мясо,
курдюк, сыр, травы, хинкал, ягоды,
чуду, курзе. Они обязательно
празднуют те праздники, которые
отмечались их предками: дни
встречи зимы, весны, увеселительные
собрания, сопровождающиеся
песнями, притчами, загадками,
спортивными играми, иногда даже
языческими обрядами. Все это
говорит о том, что люди веками
сохраняют любовь к своей земле,
культуре, традициям, передают их из
поколения в поколение.
Понимая этнокультурные
потребности наших
соотечественников в Турции и в
целях расширения культурных связей
с ними, национально-культурная
автономия «Дидойцы» намерена
оказать им посильную помощь.
Это очень важно, так как сегодня
определяющими социально-
культурный облик нашей диаспоры в
Турции свойствами и показателями
являются не этнографические
особенности, а ориентация на
зажиточную и комфортную жизнь. В
Турции исторически сложилась
тенденция притупления
национального самосознания, и
социальное самочувствие
представителей любого народа здесь
определяете гражданской, а не
этнической принадлежностью.
Д. Магомедов, президент национально-
культурной автономии, журнал "Народы
Дагестана",
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7