О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ
Р
АСС
МАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов из сур «Скот», 51, «Толпы», 44, «Корова», 255, «3вез
-
да», 26 и «Саба», 22
—
23.
2. Характеристика отвергаемого за
ступничества.
3. Характеристика утвержденного заступничества.
4. Упоминание великого заступничества пророка Ислама, мир над ним, удостоенного
«восхваляемого места» у Аллаха.
5. Описание действий Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
который
сам
не
начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.
6. Характеристика счастливейших из людей, заслуживших ходатайство Пророка, да благословит
его Аллах и приветствует.
7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которы
е приобщают равных к Аллаху.
8. Разъяснение истинной сущности заступничества.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо
Него покровителя и заступника,
—
может быть, они будут бо
гобоязненны!» (Скот, 51).
Он сказал также:
«Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью"» (Толпы, 44).
Всевышний Аллах сказал:
«Кто может ходатайствовать пред Ним, кроме как с позволения Его?» (Корова, 255).
57
Он сказал также:
«Сколько ангелов в небе
сах, заступничество которых ни от чего не избавит, пока не
дозволит Аллах тем, кому Он пожелает
и
соблаговолит!» (Звезда, 26).
Всевышний сказал:
«Скажи: "Призовите тех, кого вы в
ыд
умали вместо
Ал
лаха!" Они не владеют даже весом
пылинки
—
ни на небесах, ни
на
земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них
по
мощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит«.»
*
(Саба,
22
—
23).
*Ибн аль
-
Каййим сказал: «В данном аяте Аллах полностью отрезал те обстоятельства, на
которые надеютс
я мушрики.
Мушрик воздвигает себе объект поклонения, чтобы получить от него пользу. Однако не будет
пользы от того, кто не обладает хотя бы одним из следующих четырех качеств:
а) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся;
б) если он не
является хозяином, он должен быть его совладельцем;
в) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником;
г) если же он не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем перед ним.
Аллах, Свят Он и Велик, последовательно
опроверг все эти четыре степени, переходя от высшей
к низшей. Он отверг обладание, совладение, помощь и заступничество, которые ищут мушрики, и
утвердил заступничест
во, в котором для них нет удела: это
—
заступничество с Его разрешения».
Аллах призвал люд
ей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав:
«Кто же лучше по
религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовал религии
Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!»
(Женщины, 125)
Абу аль
-
Аббас И
бн Теймийа* сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются мушрики. Он отверг
владение собственностью или до
-
лей ее кем
-
либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким
образом, остается только заступничество, однако оно возможно только для того, кому О
н это
дозволит. Господь сказал:
«...И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он
благоволит...»
(Пророки, 28).
Подобное заступничество, на которое уповают мушрики, будет абсолютно недействительно в
день Воскресения, так как его отверг Коран. Прор
ок, да благословит его Аллах и приветствует,
рассказывал, что [в день Суда.
—
Ред.]
он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая
хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними
голову и говори, и ты будешь
услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое
заступничество будет принято»**
(Аль
-
Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194); это
—
часть
хадиса, получившего название «хадиса о заступничестве»).
Как
-
то Абу Хурайра спросил Пророка, да благословит его Алл
ах и приветствует: «Кто те
счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил:
Это те, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» от чистого сердца.
(Передали аль
-
Бухари
1/173, 174, ан
-
Насаи 11/385 и Ахмад 2/373). Такое заступничество, с
позволения Аллаха,
предоставляется людям, преданным Аллаху, и недоступно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.
Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам,
прощая им грехи их через посредство Намазов того, кому
Он дозволил заступничество, то есть
Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказывая ему тем самым почесть и
удостаивая его «восхваляемого места».
Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в ко
тором замешан ширк, и именно
поэтому Аллах определил случаи, когда оно допускается. Пророк, да благословит его Аллах и привет
-
ствует, разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов и преданных
религии Аллаха людей***.
*Шейх
-
уль
-
Ислам Таки ад
-
Дин Ибн Теймийа
—
Аб
у аль
-
Аббас Ахмад ибн Шихаб ад
-
Дин Абд
аль
-
Халим ибн Абд ас
-
Салам, имам, муджахид, на котором закончился имамат в знании и деяниях, в
аскетизме и богобоязни, смелости и благородстве, кротости и терпеливости, повелении праведного и
запрещении прегрешений. И
бн Теймийа возродил дорогу сподвижников и их последователей,
58
которые познали чистый и незагрязненный Ислам от своего Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует. Он прошел долгий путь до глубин знаний, участвовал в войнах и сражениях. Ибн
Теймийа
—
эт
о гений времени, в нем объединились все достоинства и блага. Ибн Теймийа
—
это
высочайшая вершина и морская пучина.
Он родился в Харране (Северная Сирия) в 661 г. х. (1263 г.). Его отец переехал со своей семьей в
аш
-
Шаме (Дамаск), когда татаро
-
монголы впер
вые напали на мусульманский мир. Он изучил грамоту
и арифметику в школе, выучил наизусть Коран, изучал «аль
-
Муснад» имама Ахмада, а также
сборники хадисов аль
-
Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан
-
Насаи, ат
-
Тирмизи и Ибн Маджи. Он собрал
хадисы от более чем 200 у
ченых. И всего этого он достиг, когда ему еще не исполнилось и
шестнадцати лет. Его ум и память поражали жителей Дамаска. В девятнадцать лег он стал муфтием.
После смерти своего отца он стал вместо него преподавать толкование Корана и мазхаб имама
Ахмада,
и на его уроках присутствовали даже ровесники его отца. Когда он вступал в дискуссию, он
всегда убеждал своих оппонентов. Никто на протяжении всей истории Ислама не смог оста
вить такой
след, какой оставили труды Ибн Теймийи в областях расхождений между маз
хабами, в критике
различных течений в Исламе и в критике анти
исламских философских идеологий. Количество
написанных им трудов невозможно перечесть, никто из его предшественников и ученых
последующих поколений не написал такого количества сочинений, несмот
ря на то, что многие из них
он писал по памяти и даже находясь в заключении. Одни только его фетвы собраны в 37 томах.
Ибн Дакик аль
-
Ид сказал: «Когда мы встретились с Ибн Теймийей, я увидел человека, у которого
все науки собраны перед глазами. Он берет от
туда, что хочет, и оставляет, что хочет». Да
смилостивится над ним Аллах и простит его грехи!
**Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал.
У
каждого пророка была мольба, которую Аллах не оставлял без отв
ета. Все пророки
поспешили со своими мольбами, а я приобрел свою для заступничества за свою общину в день
Воскресения, и заслужит его
[ответ Аллаха.
—
Ред.],
если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не
приобщая к Аллаху равных
(Муслим [199]).
***Ибн аль
-
Ка
ййим указал на шесть видов заступничества:
Первое
—
это великое заступничество Пророка Мухаммада, да благо
словит его Аллах и
приветствует, когда верующие [в день Воскресения.
—
Ред.]
будут обращаться к пророкам за
ходатайством пред Аллахом, пока, наконец,
не дойдут до посланника Аллаха, и тогда он скажет: «Я
—
для этого» (аль
-
Бухари 13/396, Муслим (193), [326]). Его удостоится только пророк Мухаммад, да
благословит его Аллах и приветствует.
Второе
—
заступничество за обитателей Рая, чтобы ускорить их вход
туда.
Третье
—
заступничество за мусульман из общины Пророка, да благо
словит его Аллах и
приветствует, у которых были грехи, за которые они заслужили наказание в Аду, однако после
заступничества Пророка, да благо
словит его Аллах и приветствует, они не во
йдут в него.
Четвертое
—
заступничество за грешников, попавших в Огонь, но не приобщавших к Аллаху
сотоварищей.
Пятое
—
ходатайство за обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждение и поднять их
степень.
И, наконец, шестое
—
ходатайство за некоторых нев
ерных для облегче
ния их наказания в Аду.
Это относится к Абу Талибу.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕМНАД
Ц
АТОЙ
Автор включил главу «О заступничестве» в число глав этой книги, поскольку мушрики пытаются
оправдать свой ширк, а также обращение с мольбой к ангелам, п
ророкам и святым, говоря: «Да,
мы
взываем к ним с мольбой, хотя и знаем, что они являются творениями и подданными Аллаха. Однако
учитывая то, что они занимают
высокое и знатное положений у Аллаха, мы обращаемся к ним с
мольбой, чтобы они приблизили нас к Н
ему и походатайствовали за нас пред Ним». Это подобно
тому, как люди ищут сближения с людьми из окружения царей и султанов, чтобы сделать их
средством удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей.
Нет ничего более лживого и неверного,
поскольку это является ничем иным, как уподоблением
Великого Аллаха, Царя всех царей, Которого боится любой человек и
которому подчиняются все
творе
ния, жалким правителям, которые нуждаются в знатных людях и министрах, чтобы укрепить
свою власть и обрести
силу.
59
Аллах опроверг эту ложь, разъяснив, что любое заступничество и власть принадлежат только
Ему. Ходатайствовать пред Ним может только тот, кому Он дает на то свое позволение. А получает
это позволенье только тот, чьи слова и действия угодны Ему, а угод
ны Ему только Его таухид и
искреннее деяние во имя Него.
Четко указано, что мушрик не достоин ходатайства даже в малейшей степени, ибо
заступничества заслуживают только преданные Аллаху люди. Оно является всего лишь милостью Его
и оказанием почести ходатай
ствующему. Это есть милосердие Аллаха и прощение тому, за которого
ходатайствуют. Ходатайство является высокой честью для ходатайствующего, и это дозволено
Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, удостоенному «восхваляемого места» у
Аллаха. Име
нно об этом свидетельствуют Книга Ал
лаха и Сунна Его пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, разъясняя понятие заступничества.
По этому поводу автор, да смилостивится над ним Аллах, приводит удовлетворяющие и
убедительные слова праведного шейха
Таки ад
-
Дина.
Целью этой главы является изложение священных текстов, свидетельствующих о
несостоятельности любого довода и аргумента мушриков, цепляющихся за свои божества. Эти
божества не имеют никакой власти, самостоятельности, соучастия, помощи или проя
вления
божественности, им не дано право на какое
-
либо заступниче
ство. Это есть право Одного Аллаха, и
только Ему Одному принадлежит все поклонение.
Глава 18
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята
«Поистине, ты не наставишь на
правильный путь тех, кого возлюбил...»
(Рассказ, 56).
2. Смысл высказывания Всевышнего:
«Не подобает пророку...»
(По
каяние, 113).
3. Важным вопросом является смысл его слов
«Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха"..»
в
противоположность тем, кто заявляет о зн
ании этого*.
4. Абу Джахль и те, кто были с ним, прекрасно знали, чего хотел Про
рок, да благословит его
Аллах и приветствует, который, войдя, сказал уми
рающему: «Скажи: "Нет божества, кроме
Аллаха".... Да обезобразит Аллах Абу Джахля! Кто лучше него знал
об основе Ислама?! И да не
благословит Аллах того, кто знает это сейчас хуже Абу Джахля!
5. Усердие и рвение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его воззвании к своему
умирающему дяде, чтобы он хотя бы перед смертью произнес формулу таухид
а.
6. Ответ тем, кто утверждает принятие Ислама Абу Талибом и его предками.
7. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал про
щения для него, однако
прощение не было дано, а самому Пророку, да бла
гословит его Аллах и приветствует, было
за
прещено делать это.
8. Вред дурных друзей для человека.
9. Вред возвеличивания предков и знатных людей.
10. Этим руководствуются невежественные люди**.
11. Свидетельство того, что деяния оцениваются по заключительным делам. Если бы Абу Талиб
сказал то, к ч
ему его призывали, то это принесло бы ему благо.
12. Размышление о глубине этого сомнения в сердцах заблуждающихся, так как в упомянутом
хадисе они спорят с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который усиливал и
повторял свой призыв именно с
этой позиции. Учитывая силу и отчетливость этого сомнения, они
ограничились им.
*Многие из тех, которые полагают, что они осведомлены о смысле сви
детельства «нет божества,
кроме Аллаха», в действительности не ведают о нем, и основываются только на его пр
оизнесении
языком, не обращая внимания даже на явное неверие, поклонение могилам, разрешение запрещенного
60
Аллахом и запрещение разрешенного Им, отказ от следования руководству Аллаха и т. п. Святой
Пророк, да благословит его Аллах и привет
ствует, сообщил
о хариджитах, которые совершали Намаз,
держали пост и читали Коран, но вместе с тем он раскрыл их неверие, приказав убивать их
так же, как
было убито племя 'Ад (аль
-
Бухари (4094), Муслим (1064)). По
-
этому одного только произнесения
свидетельства недостаточ
но, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
враждовал с мушриками, которые поняли это лучше, чем многие в наши дни.
**Абу Джахль, как и другие мушрики Мекки, понял, что принятие Ислама заставит его
отказаться от религии своих предков.
Именно это и заставляет большинство людей сомневаться и
мешает им принять таухид Ал
лаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет
на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идет прямо
»
(Рассказ, 56).
В «ас
-
Сахихе» аль
-
Бухари приводится рассказ Ибн аль
-
Мусаййаба от его отца: «Когда Абу Талиб
[Абу Талиб ибн Абд аль
-
Мутталиб
—
дядя посланника Аллаха.
—
Ред.]
был при смерти, к нему
пришел посланник Аллаха. Рядом с умирающим в то время были
Абдулла ибн Абу Умаййа и Абу
Джахль. Пророк, да благосло
вит его Аллах и приветствует, обратился к дяде:
"О дядя, скажи: «Нет
божества, кроме Аллаха»,
—
и я приведу эти слова как свидетельство твоей веры пред
Аллахом".
Двое присутствующих при этом спросил
и Абу Талиба: "Неужели ты откажешься от веры
Абд аль
-
Мутталиба?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал обращаться к
умирающему, а присутствующие опять задавали свой вопрос. В конце концов он сказал, что остается
в вере Абд аль
-
Мутталиб
а, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха*. Тогда
Пророк сказал: "Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне
запрещено". Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему:
«Не подобает пророку и тем, которые уверовали, исп
раши
вать прощения для мушриков,
даже если они были им близкими родственниками после того, как им стало ясно, что они
—
обитатели Огня...»
(Покаяние, 113).
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал Пророку, да благо
словит его Аллах и приветствует,
следующи
й аят:
«Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет
на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идет прямо»
(Рассказ, 56).
(Передали аль
-
Бухари
3/176 и 177, 7/149, 8/258, 389 и 390, Муслим [24]).
*Вот еще" одна пр
ичина неверия большинства людей, как сказал об этом Всевышний: «Мы
не посылали до тебя в поселения ни одного увещевателя, чтобы не говорили им
благоденствующие там: "Мы нашли наших отцов держащимися такого ,,исповедания, и мы
следуем по их стопам"» (Украше
ния, 23).
Однако в день Воскресения не будет оправдания у
проявивших неверие пред Аллахом, так как Он, создавая потомство Адама, взял с них зарок, сказав:
«Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..." Это
—
чтобы вы не сказали
в день Вос
кресения: "Поистине, мы были небрежны к этому",
—
или не сказали бы: "Ведь еще
раньше отцы наши выдумали сотоварищей Аллаху, а мы были потомством после них. Неужели
Ты погубишь нас за то, что делали следующие лжи?"» (Преграды, 172
-
173).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛА
ВЕ ВОСЕМНАД
Ц
АТОЙ
Данная глава также является логическим продолжением предыдущей. Если посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, будучи наилучшим среди абсолютно всех творений Аллаха,
избранным среди них, наиболее уважаемым Аллахом и ближай
шим к Нему, был не в состоянии
наставить на прямой путь тех, кого он возлюбил, поскольку любое наставление на правильный путь
принадлежит Аллаху, Который является Единственным Наставляющим сердца, как и Единственным
Сотворившим все сущее, то это все подтве
рждает, что именно Он есть Истинный Бог
—
Единственный, Достойный поклонения.
А что касается высказывания Всевышнего:
«...И, поистине, ты наставляешь на прямой путь»
(Совет, 52), то здесь наставление на правильный путь означает указание Пророком, да благос
ловит
его Аллах и приветствует, на этот путь, ибо он доводил до людей и джиннов откровение Аллаха,
посредством которого Он наставлял на него все Свои творения.
61
Глава 19
ПРИЧИНА НЕВЕРИЯ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКАЗА
ОТ СВОЕЙ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
ВОЗВЕЛИЧИВАНИИ ПРАВЕ
ДНИКОВ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Для того, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным искажение
истинной сущности Ислама в наши дни, а также могущество Аллаха, которым Он отклоняет сердца
восхищающихся.
2. Знание того, что первым
ширком на Земле стало приобщение к Алла
ху праведников.
3. Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, при
-
чины этого и знание того, что Аллах
направил посланников для очищения Его религии.
4. Знание причины принятия ереси людьми, хотя закон
оположения Ал
лаха и природа человека отвергают это.
5. Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую
очередь этому способствовала любовь
к праведникам. Во
-
вторых, деятели науки и религии делали то, что, по их мнению, принесет добро,
однако
по
следующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.
6. Смысл аята 23 из суры «Нух».
7. Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что
истина уменьшается в сердце его, а
ложь возрастает.
8. В этом есть подтверждение того, что с
казали некоторые салафы о
том, что нововведение (бид'а) является
причиной неверия. Ересь любезнее для Иблиса, чем неповиновение, поскольку в неповиновении
можно покаяться, а ересь покаянию не подлежит.
9. Знание того, что ересь ведет к Шайтану, даже если д
елающий это и
преследует самую добрую цель.
10. Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвели
чивание творений и знание того, к чему
это ведет.
11. Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью соверше
ния праведного деяния.
12. Знание за
прета на сооружение памятников и необходимость их
уничтожения.
13. Знание огромного значения истории о праведных людях из народа
Нуха и ее крайняя необходимость,
наряду с тем, что неверные не знают о ней, либо не обращают на нее внимания.
14. Самым удивите
льным является то, что сторонники нововведений
читали эту историю в толкованиях
Корана и хадисах, но они поняли ее смысл таким образом, что убедились в том, что действия народа
Нуха представляют собой наилучшее поклонение. Однако наряду с этим они убеждены
и в том, что
запрещенное Аллахом и Его посланником, да благо
словит его Аллах и приветствует, является
неверием, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
15. Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
16. Их предположение о том, что ученые, нарисовавшие изображения
праведников, также хотели именно
этого.
17. Великое разъяснение в словах Пророка:
Не возвеличивайте меня
так, как возвеличивают христиане сына
Марйам...
Да благословит Ал
лах и ниспошлет мир
нашему Пророку, передавшему нам ясное
возвещение!
18. Наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предупредившего нас о
гибели излишествующих.
19. Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится
ясной польза знания и опасность его потери.
20. Великие знания уходят со смертью великих ученых.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите об Аллахе
ничего, кроме истины!.» (Женщины,171).
В
«ас
-
Сахихе» аль
-
Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания
Всевышнего Аллаха:
«И сказали они: "Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не
отступайтесь ни от Вадда, ни Сува', ни Йагуса, ни Йа'ука, ни Насра!.."» (Нух, 23).
Он ска
зал:
62
«Это
—
имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то Шайтан внушил их народу,
чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Сна
-
чала им не
поклонялись, однако когда воздвигшие их люди умерли, и знания были забыт
ы, им начали
поклоняться»*. (Передал аль
-
Бухари 8/511 и512).
Ибн аль
-
Каййим** сказал: «Некоторые салафы поведали: "Когда они умерли, люди усердно
молились на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени
—
стали поклоняться
им"».
Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я
—
раб.
Говорите
[обо мне.
—
Ред.]:
раб Алла
ха и Его посланник
***.
(Этот хадис передал
и аль
-
Бухари 6/355
и 12/131 и Ахмад 1/23, 24, 47 и 55).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас.
(Этот
хадис передали Ахмад 1/215 и 347, ан
-
Насаи
5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный
хадис).
Муслим приводит хадис Ибн Масуда о том, что посланник Алла
ха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Сгинули излишествующие!
Он повторил это трижды.****. (Передали Муслим
(2670), Ахмад 1
/386, Абу Дауд [4608]).
*Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания
праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в
Господа вытесняется из
душ людей верой в умершего пр
аведника. Поэтому эти люди враждебно
относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и
запрещает его, д
аже если
это
—
Слово Всевышнего
Аллаха. О них
сказал Аллах, Всемогущ Он и
Велик:
«Когда вспоминают
Аллаха Единого, ужасаются сердца
тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда
вспоминают тех, кто помимо Него,
—
то вот, они радуются» (Толпы, 45).
**Ибн Каййим аль
-
Джаузиййа
—
Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб ад
-
Димашки (691
—
751 г.
х.), ученый
-
мухаддис, автор более семидесяти трудов,
составивших более 200 томов: «3ад аль
-
Ма'ад»
(7 томов), «И'лам аль
-
Муваккиин» (4 тома), различные толкования Корана, хадисов, «ас
-
Сунана» Абу
Дауда, поэмы о вероубеждениях приверженцев Сунны в 2 то
-
мах и др. Он получил знания по
Шариату более чем у 300 кр
упных ученых, в том числе и у шейх
-
уль
-
Ислама Ибн Теймийи. Из его
учеников многие стали крупными учеными, среди них
—
Ибн Касир и Ибн Раджаб. Он умер в 751 г.
х., и на его похоронах присутствовало очень много мусульман.
Ибн Хаджар сказал: «Это был человек
с бесстрашным сердцем, занимавшийся разными науками,
знавший расхождения между мазхабами. Он был преисполнен любви к Ибн Теймийи». Ибн Раджаб
сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, много поклонялся, долго совершал Намаз, часто
восхвалял Аллаха. Он си
льно любил Аллаха, каялся Ему и просил прощения. Я не видел никого,
подобного ему в этом, и не видел ученых, знающих Коран и Сунну лучше него» (из книги «3айль
Табакат аль
-
Ханабила» Ибн Раджаба).
***Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из пр
ичин, погубивших обладателей
Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе, сыну Марйам, христиане сочли
недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров,
возвеличив до уровня сына Бога и даже Самого Бога.
Аллах сказал:
«Поистине, Мессия Иса, сын
Марйам,
—
только посланник Аллаха, и Его Сло
во, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте
же в Аллаха и Его посланников и не говорите
—
троица! Удержитесь, это
—
лучше для вас.
Поистине, Аллах
—
Единый Бог. Святост
ь Его выше того, чтобы был У Него ребенок. Ему
принадлежит все", что в Небесах и на Земле...» (Женщины, 171).
Аллах также сказал:
«И сказали
иудеи: "Узейр
—
сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия
—
сын Аллаха". Эти слова в
устах похожи на слова тех, кот
орые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они
отвращены!» (Покаяние, 30).
****Аль
-
Хаттаби сказал: «Излишествующие
—
это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в
обсуждение философскими методами, внедряясь в
то, что его не касается, и вдаваясь
в то, что не
сможет постичь разумом». К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных
деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это
относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал,
что это
—
невежественные, заблудшие
люди.
63
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДЕВЯТНАД
Ц
АТОЙ
Суть возвеличивания заключается в том, что в отношении праведников преступаются
допустимые границы, и им приписываются права, присущие только Аллаху. Из таких прав Аллаха, в
кот
орых у Него нет сотоварища,
—
обладание абсолютным совершенством, абсолютной
независимостью и абсолютной свободой действовать, как Ему угодно, а также то, что никто, кроме
Него Одного, не заслуживает поклонения и обожествления. Тот же, кто возвеличил какое
-
либо из Его
творений до такой степени, что придал ему какое
-
либо из этих качеств, тем самым приравнял его к
Господу всех ми
-
ров, что представляет собой величайший ширк.
Знай же, о мой брат в Исламе, что существует три права:
—
право Аллаха, в котором у Не
го нет сотоварища, состоящее в том, что обожествляться может
только Он и поклонение принадлежит только Ему Одному, без всякого соучастника. К Нему должно
быть обращено любое желание, а также к Нему следует устремляться со всей любовью, страхом и
надеждой;
—
право посланников на их почитание, уважение, а также соблюдение их личных прав;
—
совместное право, выражаемое в вере как в Аллаха, так и в Его посланников, покорности как
Аллаху, так и Его посланникам, любви к Аллаху и любви к Его посланникам. Однако вс
е это в основе
своей принадлежит Аллаху, а обращение всего этого к посланникам является второстепенным по
отношению к праву Аллаха.
Приверженцы истины знают разницу между этими тремя правами и поклоняются Аллаху,
искренне посвящая Ему всю веру. Они соблюда
ют также права Его посланников и Его приближенных
в соответствии с их положением и рангом. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев