О КОЛДОВСТВЕ
РАС
СМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 102 из суры «Корова».
2. Смысл аята 51 из сур
ы «Женщины».
3. Смысл понятий «джибт» и «тагут» с указанием разницы между ними.
4. Тагут может быть как джинном, так и человеком.
5. Знание семи грехов, особо запрещенных посланником Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует.
6. Колдун является невер
ным.
7. Он должен быть убит, и за это покаяние не приносится.
8. Если такое явление имело место среди мусульман во время правления Умара, да будет доволен
им Аллах, то что же говорить о том, что было позже?
Всевышний Аллах сказал:
«...И они знали, что тому
, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни...»*
(Корова,
102).
Он сказал также:
«...Они веруют в джибта и тагута...»
(Женщины, 51).
*Колдовство
—
это чтение заклинаний, завязывание узлов и прочее из того, что влияет на души и
тела людей, вызывая б
олезни и смерть, разлучая мужа с женой и т. п. Всевышний сказал:
«
Сулейман
не был неверным, а неверными были шайтаны: они обучали людей колдовству и тому, что
было ниспослано двум ангелам в Вавилоне
—
Харуту и Маруту. Но оба они не обучали никого,
не сказа
в ему: '"Мы
—
искушение, не
становись
же неверным!" И те научались от них, чем
разлучать мужа от же
ны
1,
—
хотя они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Ал
лаха.
Они
обучались
тому, что им вредило и не приносило пользы, и
о
ни знали, что тому, кто
приобретал это, не будет дол
и
в Будущей жизни. Как
ничтожно
то, за что продали они свои
души,
—
если бы он
и
это знали!»
(Корова, 102).
Всевышний также сказал:
«Скажи: "Я прибегаю к Господу рассвета... от зла дующих на
узлы..."» (Рассвет, 1, 4).
В этой суре
Аллах повелел прибегать к Его покровительству от зла
колдуний, и если бы колдовство не было истиной, то Всевышний не повелел бы этого. Колдовство
запрещено Аллахом, и на это указывает вышеуказанный аят из суры «Корова» и слова Всевышнего:
«...И не будет и
меть счастья колдун, куда бы ни пришел». (Та Ха, 69).
Умар сказал: «Джибт
—
это колдовство, а тагут
—
это Шайтан».
Джабир сказал: «Тагуты
—
это предсказатели, в которых вселился шайтан, и в каждом из них
—
по одному шайтану».
Абу Хурайра рассказывал, что п
осланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал:
Избегайте семи смертных грехов.
Люди спросили: «А каких именно, о посланник Аллаха?» Он,
да благословит его Аллах и при
ветствует, ответил:
Ширка, колдовства, запрещенного Аллахом
убийства,
иначе как по праву, взимания процентов с долга, присваивания имущества сироты,
бегства с поля боя и опорочивания целомудренных женщин*.
Этот хадис рассказали аль
-
Бухари и
Муслим. (Аль
-
Бухари 5/294 и 12/160, Муслим (89), Абу Дауд (2874), ан
-
Насаи 6/257).
В
хадисе от Джундаба говорится, что посланник Аллаха, да бла
гословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Колдун наказывается ударом меча.
Этот хадис передал ат
-
Тирмизи и сказал,
что этот ха
дис достоверный, ибо это имело место в действительности. (Ат
-
Тирмизи
(1460), аль
-
Хаким
4/360).
В «ас
-
Сахихе» аль
-
Бухари приводится хадис Баджали ибн Абады: «Умар ибн аль
-
Хаттаб издал
указ убивать каждого колдуна и колдунью, и мы убили троих». (Аль
-
Бухари 6/184, 185 (без
упоминания убийства колдуньи), ат
-
Тирмизи (1586), Ахма
д 1/190, 191, Абу Дауд (3043) и др. с
достоверным иснадом).
74
«Рассказывают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее', и та была
убита. То же самое рассказывают и о Джундабе». (Малик 2/872; хадис мункати' (т.е. в иснаде нет
одного расска
зчика).
Ахмад сказал: «О трех сподвижниках Пророка**.
*Ибн Аббас говорил, что смертных грехов
—
семь, однако согласно другим ривайам от него
—
их семь и семь [четырнадцать.
—
Ред.],
семьдесят или семьсот. Многочисленные труды о них были
написаны хафизом
Иб
н
Раджабом, шейх.
-
уль
-
Исламом Ибн Абд аль
-
Ваххабом, хафизом аз
-
Захаби и
др.
Одним из величайших грехов является несправедливое убийство. Все
вышний сказал: «А
если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему будет геенна
—
для вечного
пребывания в ней
...» (Женщины, 93) Жизнь мусульманина становится неприкосновенной при
совершении им трех грехов: убийства другого мусульманина, прелюбодеяния и выхода из
общины Ислама. В этих случаях необходимо покаяние, о чем сказал Ал
лах: «...Те, которые не
взывают к д
ругому божеству наряду с Аллахом, и не убивают душу, запрещенную Аллахом,
иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто совершает это, тот встретит воздаяние:
удвоено будет ему наказание в день Воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным,
кр
оме тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Аллах заменит их злые деяния благими,
ведь Аллах
—
Прошаюший, Милосердный!» (Различение, 68
—
70).
**Это значит: приказ об убийстве колдунов дошел до нас от трех сподвижников: Умара, Хафсы и
Джундаба.
Глава 25
РАЗЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ
КОЛДОВСТВА
РАГСМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Смысл понятий «'ийафа» и «тарк».
2. Гадание по направлению полета птиц, путем черчения линий на земле, а также суеверие
являются джибтом.
3. Астрология является одной из разновидностей ко
лдовства.
4. Завязывание узлов и плевание на них также относится к колдовству.
5. Клевета и сплетни также расцениваются как колдовство.
6. Определенного рода красноречие тоже относится к этому.
Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Дж
амили.
—
Ред.]
от
Хаййана ибн аль
-
Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика.
—
Ред.},
который
слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
'Ийафа, тарк и суеверие являются джибтом.
Ауф сказал: «'Ийафа означает предск
азание по направлению по
лета птиц, а тарк
—
это черчение
л
иний на земле». Аль
-
Хасан [аль
-
Басри.
—
Ред.}
сказал, что джибт
—
это «отголосок Шайтана»*.
Иснад этого хадиса очень хороший. Его передали также Абу Дауд, ан
-
Насаи и Ибн Хиббан.
(Ахмад 3/477 и 5/60
, Абу Дауд (3908), Ибн Хиббан (1426). В иснаде хадиса Абу аль
-
Ала Хаййан ибн
Му
харрик
—
малоизвестный рави, которого считал надежным только Ибн Хиббан. Вместе с тем ан
-
Навави назвал этот хадис хорошим в своем сборнике «Рийад ас
-
Салихин» [1668]).
Ибн Аббас
рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал:
Тот, кто обучился какой
-
либо отрасли астрологии, тот обучился
отрасли колдовства, а кто обу
чился бол
ьш
ему, тот выучил столько же колдовства».
Этот ха
дис
привел Абу Дауд с достоверным иснадом. (Ахмад 1/277, 311, Абу
Дауд (3905), Ибн Маджа (3726) с
сильным иснадом).
Ан
-
Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
75
Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же
колдовство соверш
ил ширк. А тот, кто привязался к чему
-
либо, вверяется этому.
(Передали ан
-
Насаи 7/112, ат
-
Тирмизи (2073), Ахмад 4/310, 311, аль
-
Хаким 4/216. В иснаде хадиса
—
Абдуррахман
ибн Абу Лейла, у которого была слабая память, однако смысл хадиса подтверждается друг
ими
ривайами, что усиливает его).
Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Это
—
клевета и распространение
сплетен.
Этот хадис передал Муслим (2606).
А
ль
-
Бухари и Муслим приводят хадис Ибн Умара, который рас
сказывал, что посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и при
ветствует, сказал:
И в красноречии, есть какая
-
то доля колдовства.**
*Ибн Абу Хатим привел слова Саида ибн Джубейра: «Когда Всевышний Ал
лах проклял Иблиса,
его образ изменился, став отличным от образа ангелов, и он застонал. Все его отголоски пребывают в
этом мире до дня Воскресения».
Баки ибн Махлад в свое"м толковании Корана писал, что Иблис стонал четыре раза: когда он был
проклят, когд
а он был низвергнут, когда родился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, и когда была ниспослана сура «аль
-
Фатиха» (Открывающая Коран).
Саид ибн Джубайр рассказывал, что Ибн Аббас сказал: «Когда послан
ник Аллаха завоевал
Мекку, Иблис
издал такой вопль, на который собралось все его войско».
**Ибн Абд аль
-
Барр сказал о красноречии: «Группа ученых толковала этот хадис как порицание
[красноречия.
—
Ред.],
потому что колдовство
порицается, однако большинство ученых и знатоков
поведения счит
ают, что это одобряется, так как Всевышний одобряет ясность. Как
-
то один человек
попросил Умара ибн Абд аль
-
Азиза о чем
-
то
и сделал это так краси
во, что Умар сказал: "Клянусь
Аллахом, это
—
разрешенное колдовство"».
Красноречие действует, как колдовство, т
ак как может представить истину ложью, и ложь
—
истиной. К этому с
кло
няются сердца невежественных людей, и они начинают принимать ложь и
отрицать истину. Мы же просим у Аллаха стойкости и прямого пути. Однако красноречие, которое
проясняет и выявляет истин
у и уничтожает ложь, одобряется.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ДВАДЦАТЬ
ЧЕТВЕРТОЙ И Д
В
А
ДЦЯТЬ П
ЯТОЙ
Причина включения проблемы колдовства в книгу, посвященную таухиду, заключается в том,
что колдун в большинстве случаев достигает своих целей посредством ширка и в
зывания к шайтанам.
Раб Аллаха может достичь таухида только в том случае, если он полностью откажется от любого
колдовства, будь оно большое или малое.
Именно поэтому Законодатель упоминает колдовство в одном ряду с ширком. Оно считается
таковым в силу дву
х обстоятельств:
1) из
-
за использования шайтанов и связи с ними, а также возможного сближения с ними
посредством того, что им любезно, с целью использования их для достижения собственных желаний;
2) из
-
за претензий на знание сокровенного или на соучастие с
Аллахом в знании этого и
следования путем, ведущим к этому. Все это является разновидностями ширка и неверия.
Кроме того, результатами колдовства являются отвратительные деяния, такие как убийство,
разобщение любящих, возбуждение симпатий и антипатий, стр
емление изменить умонастроение
людей, что абсолютно недопустимо. Все это является проявлением ширка и путем, ведущим к нему.
Поэтому колдунов полагается убивать, поскольку они наносят вред обществу и распространяют
смуту.
Очень распространенной разновиднос
тью колдовства является распространение клеветы,
поскольку ее результатами, как и результатом колдовства, являются разобщение среди людей,
настраивание сердец влюбленных на взаимную вражду и сеяние зла.
Существуют и другие виды колдовства, каждый из которы
х хуже и гнуснее другого.
Глава 26
76
О ПРЕДСКАЗАТЕЛЯХ И ИМ ПОДОБНЫХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вера в предсказания
несовместима
с верой в Коран.
2. Провозглашение этого неверием.
3. О тех, кто слушает предсказания.
4. О тех, кто верит в дурные приметы.
5.
О тех, кто прибегает к помо
щи колдовства.
6. О тех, кто занимается нумерологией.
7. О разнице между предсказателем и прорицателем.
Муслим приводит слова некоторых жен Пророка о том, что однажды он, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал:
Если человек придет к прорицателю, с
просит его о чем
-
нибудь и поверит сказанному им, то его
Намаз не будет принят в течение сорока дней.
(Передали Муслим (2230), Ахмад 5/380 и 4/68. Фраза
«...и поверит сказанному им» отсутствует у Муслима.
Что же касается слов Пророка, да благословит его Алл
ах и при
ветствует,
...молитва не будет
принята в течение сорока дней,
то ан
-
Навави сказал, что «это значит, что он не получит за них
вознаграждения». Ученые единогласны в том, что молитву за эти сорок дней повторять не надо).
Абу Хурайра передал следующее
высказывание Пророка, да бла
гословит его Аллах и
приветствует:
Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то,
что было ниспослано Мухаммаду.
Этот хадис передал Абу Дауд. (Ахмад 2/408, 429 и 476, Абу Дауд
(3903),
ат
-
Тирмизи (135), Ибн Маджа).
Аль
-
Хаким приводит следующий достоверный согласно требованиям аль
-
Бухари и Муслима
хадис Абу Хурайры от Пророка, да бла
гословит его Аллах и приветствует:
Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и пове
рил в сказанное
им, тем самым
проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду.
(Ахмад 2/429, аль
-
Хаким, аль
-
Байхаки;
достоверный хадис).
Абу Йа'ла приводит аналогичный хадис с очень хорошим иснадом от Ибн Масуда*.
Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророк
а, да благословит его Аллах и
приветствует:
Не из нас тот, кто считает что
-
либо дурной приметой или верит в них, тот, кто
занимается предсказаниями или слушает их, и тот, кто колдует или прибегает к помощи
колдовства, Пришедший же к предсказателю и поверив
ший в сказанное им, проявил тем самым
неверие в то, что было ниспослано Мухам
маду.
Этот хадис передал аль
-
Баззар с хорошим
иснадом**.
Такой же хадис приведен и ат
-
Табарани в «аль
-
Аусате» с хоро
шим иснадом от Ибн Аббаса, но
без заключительной ча
сти, начи
н
ающейся со слов
«Пришедший же к...».
(Аль
-
Мунзири в «ат
-
Таргиб
ва
-
т
-
Тархиб» 4/52 сказал, что иснад обоих хадисов хороший. Аль
-
Хейсами 5/117 сказал, что это
—
достоверный хадис).
Аль
-
Багви сказал: «Прорицатель
—
это человек, который заявляет, что по определ
енным
признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.»
Говорят также: «Это
—
предсказатель». Предсказателем называется тот, кто возвещает то, что
произойдет в будущем. Говорят так
же: «Это тот, кто сообщает,
что у человека на уме из тайных
помыслов».
Абу аль
-
Аббас ибн Теймийа сказал: «Прорицатель
—
это обобщающее понятие, которым
называют предсказателя, астролога, гадателя на песке и т.д., то есть каждого, кто таким образом
претендует на знания о судьбах»***.
Ибн Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звездам: «Я не
думаю, что хоть один из тех, кто занимает
ся этим, обретет добро у Аллаха».
77
*Абу Йа’ла и аль
-
Баззар аль
-
Мунзири в своем труде «ат
-
Таргиб ва
-
т
-
Тархиб» сказали, что иснад
э
того хадиса хороший. Хафиз аль
-
Хейсами привел его в «Маджму' аз
-
3аваид» 5/118 и сказал: «Его
передал аль
-
Баззар и его рассказы достоверны, кроме Хубейры ибн Марйам, который является
надежным.» Он также сказал, что его привели ат
-
Табарани в «аль
-
Кабире» и «
аль
-
Аусате».
Рассказчики «аль
-
Кабира» ат
-
Табарани и аль
-
Баззара на
де
жны.
**Этот хадис указывает на неверие колдунов и предсказателей, поскольку они заявляют о, якобы,
знании ими сокровенного, а это является неверием. Всевышний сказал:
«У Аллаха знание о Ча
се. Он
низводит сильный дождь и знает то, что в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретет
себе завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле умрет. Поистине, Аллах
—
Знающий,
Ведающий! (Лукман, 14).
Он так же ска
зал:
«У Него ключи совершенного; н
е знает их никто,
кроме Него». (Скот, 59).
Всевышний также сказал:
«...Ведающий сокровенное, Он не
открывает
сокровенное никому, кроме того, кто угоден ему из посланников...»
(Джинны, 26
—
27).
Поэтому
поверивший предсказателю отрицает истинность этих аятов,
а это
—
неверие.
Те, кто считал, что подобное неверие не выводит из общины Ислама, опирались на слова
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
...Его молитва не будет принята в течение
сорока дней.
Имам Ахмад
не
дал точного ответа, является ли по
добное неверие великим и выводит ли
оно из общины Ислама, что является наиболее известным рассказом от него.
В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Не из нас...
содержится суровое
предупреждение людям, занимающимся подобными делами, буд
ь то ширк, что представляет собой
суеверие, или неверие, чем являются предсказания и колдовство.
***Тот, кто заявляет о своей приближенности к Аллаху и ссылается на знание им сокровенного,
является клевретом Шайтана, а не приближенным Милосердного. Всевышн
ий одаряет Своих
богобоязненных рабов, однако этот дар отличается от того, о котором заявляют люди, говорящие:
«Слушайте! Я знаю сокровенное». Уже само подобное заявление является указанием на его ложность.
Всевышний сказал:
«Потому не восхваляйте сами себ
я: Он лучше знает тех, кто богобоязнен»
(Звезда, 32).
Он также сказал:
«Поистине, приближенным Аллаха не будет ни страха, ни печали
—
тем, которые уверовали и были богобоязненны».
(Йунус, 62
—
63).
Как подобные верующие,
трепещущие от страха пред их Господом
, могут сказать: «3найте, что мы
—
приближенные Аллаха и
ведаем сокровенное?». Говорящий это стремится возвыситься в глазах людей и добиться этим
прибыли в мирских делах.
Достаточно взглянуть на сподвижников Пророка, да благословит Аллах и приветствует Про
рока
и да будет доволен его сподвижниками, и их последователей, которые были лучшими из святых
Аллаха:
Абу Бакр не мог удержаться от слез при чтении Корана. Умар, слыша плач с задних рядов, также
плакал в Намазе. Они всю ночь напролет повторяли один аят Ко
рана, трепеща от страха. Тамим ад
-
Дари ворочался в постели, не смыкая глаз от страха перед Огнем, и вставал на Намаз...
Всевышний так охарактеризовал Своих приближенных:
«Только рассудительные внемлют
этому
—
те, которые верны в исполнении обязанностей пре
д Аллахом и не нарушают завета».
(Гром, 19
—
20).
Он
также
сказал:
«Поистине, те, которые благоговеют в страхе пред Госпо
дом
своим, которые веруют в знамения Господа своего, которые не придают равных Господу
своему, и которые подают в милостыню то, что подаю
т, в то время как сердца их трепещут от
того, что они к Гос
поду своему возвратятся,
—
это они стремятся к благам и опередят других на
пути к ним».
(Верующие, 57
—
61).
Вот характеристика чистей
ших святых, и они далеки от того,
чтобы посягать на права Всевы
шнего Аллаха на высокомерие, возвеличивание и знание
сокровенного.
ЗД
РАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАД
Ц
АТЬ ШЕСТОЙ
К прорицателям и им подобным относятся все, кто объявляет, что
знает сокровенное. Знание
сокровенного является прерогативой,
присущей лишь Одному Аллах
у. Те же, кто претендует на
соучастие
с Аллахом в этом
п
утем предсказаний или прорицаний, а также те,
кто верит им,
п
риобщают к
Аллаху сотоварищей в обладании
Божественными качествами, присущими только Ему,
и тем самым
отвергают Аллаха и Его посланника, да
благословит его Аллах и
приветствует.
Многие предсказания, связанные с шайтанами, представляют со
бой разновидность ширка и
являются приобщением к средствам, с помощью которых прорицатели притязают на знание
сокровенного. Это является ширком в связи притя
заниями на соучастие с Аллахом в знании,
доступном только Ему, а также в связи не с Аллахом.
Из изложенного в этих двух главах материала
становится ясно, что Законодатель удаляет людей от всяческих небылиц, вредящих вере и разуму.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев