КС-19, БС-19
История корабля
Государство флага
СССР
Порт приписки Полярный
Спуск на воду 11 октября 1959
Выведен из состава флота 1990
Современный статус утилизирована. Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен на отстой в Сайда Губе, рубка установлена как памятник перед СРЗ «Нерпа»
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРБ 1 поколения
Обозначение проекта проект 658, 658М, 658С
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО
«Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II»
Скорость (надводная) 18 узлов
Скорость (подводная) 26 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания
50 суток,
15 тыс. миль надводным ходом,
30 тыс. миль под водой
Экипаж 104 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 4030 т
Водоизмещение подводное 5300 т
Длина наибольшая (по КВЛ)
114,0 м
Ширина корпуса наиб. 9,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,5 м
Силовая установка
2 ядерных реактора типа ВМ-А
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61. Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.
Ракетное вооружение Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.
К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».
Содержание
[убрать]
• 1 История строительства
• 2 История службы
• 3 Экипаж
o 3.1 Командиры
• 4 Авария реактора 4 июля 1961 года
o 4.1 Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 4 июля 1961 года
• 5 Столкновение с «Гэтоу» 15 ноября 1969 года
• 6 Пожар 24 февраля 1972 года
o 6.1 Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года
• 7 Список аварий и катастроф на К-19
• 8 Фильмы
• 9 См. также
• 10 Примечания
• 11 Литература
• 12 Ссылки
История строительства
Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний.
История службы
В 1968 году К-19 переделали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21. В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате она так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.)перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
Экипаж
Командиры
1. Н. В. Затеев (1957—1961)
2. В. А. Ваганов (1961 — сентябрь 1965)
3. Э. А. Ковалев (сентябрь 1965—1967)
4. Ю. Ф. Бекетов (1967—1969)
5. (но поход 1969 года, в котором лодка столкнулась с SSN-615 "Gato" осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием кап. 2р. Шабанова В.А.)
6. В. М. Тяпкин (1969—1970)
7. Ю. С. Пивнев (26 октября 1970 — сентябрь 1973)
8. (но в печально известный поход 1972 года также ходил сменный 345-й экипаж под командованием кап. 1р. Кулибабы В. П. А вышла в него лодка ещё в декабре 1971.)
9. Г. А. Никитин (сентябрь 1973—1974)
10. В. Ф. Мусатов (3 июня 1974—1977)
11. Н. С. Елисеев (28 мая 1977 — 4 ноября 1978)
12. В. А. Дмитров (30 октября 1978—1987)
13. О. Е. Адамов (15 августа 1987 — 22 сентября 1997)
14. А. А. Горюнов (24 февраля 1998—2001) командир экипажа
15. И. С. Панасюк (2001—2003) командир экипажа.
Авария реактора 4 июля 1961 года
Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 4 июля 1961 года
Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант
5400 бэр[1]
10 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина
720 рентген
25 июля 1961 похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Ордочкин старшина 1-й статьи
около 3000 бэр 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Евгений Кошенков старшина 2-й статьи
845 рентген 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Семён Пеньков матрос
890 рентген 18 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Николай Савкин матрос 930 рентген 13 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Валерий Харитонов матрос 935 рентген 15 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Юрий Повстьев капитан-лейтенант,
командир дивизиона движения 629 рентген 22 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года. Лечение включало в себя пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови. Эта методика была предложена профессором З. Волынским и спасла в том числе получивших смертельные дозы облучения старшего лейтенанта Михаила Красичкова и капитана 3-го ранга Владимира Енина. В целях секретности официальный диагноз был не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром»[2], в связи с чем подводники впоследствии имели сложности при приёме на работу.
Столкновение с «Гэтоу» 15 ноября 1969 года
Лодки столкнулись в результате манёвра К-19, которая снижала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.
Пожар 24 февраля 1972 года
Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года
• старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
• матрос Бабич А. Н.
• мичман Борисов Ф. К.
• главный старшина Васильев А. П.
• старший матрос Волошин Х. А.
• старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
• старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
• матрос Гринько В. В.
• старший матрос Губарев В. Ф.
• матрос Ефимов Н. А.
• старший матрос Захаров А. Н.
• старший матрос Кильдюшкин В. А.
• матрос Кондратенков М. И.
• старшина 2-й статьи Марач К. П.
• матрос Мисько И. П.
• старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
• старший матрос Муслимов Р. Ю.
• мичман Николаенко В. Г.
• мичман Новичков А. И.
• старший матрос Расюк В. В.
• старший матрос Сербин И. А.
• старший матрос Сидоров Л. Н.
• матрос Ситников С. А.
• лейтенант Хрычиков В. В.
• матрос Худяков Б. Е.
• капитан 3-го ранга Цыганков Л. Г.
• матрос Шевчик М. В.
• старший лейтенант Ярчук С. Г.
Список аварий и катастроф на К-19
• По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
• при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло;
• после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
• В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
• 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus» SSN-571, но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.[источник?]
• 3 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками[3]. В результате, приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
• 15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS Gato при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
• 24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Прибуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 24 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями). Все остались живы.
• 15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа в госпитале скончался.
Фильмы
История аварии 4 июля 1961 года на советском атомном подводном ракетоносце К-19 легла в основу фильма «К-19: Оставляющая вдов».
• Оригинальное название: K-19: The Widowmaker;
• Студия: First Light Production (2002);
• Режиссёр: Кэтрин Бигелоу;
• В ролях: Харрисон Форд, Лиам Нисон, Питер Сарсгаард.
См. также
• Архипов, Василий Александрович — во время аварии 4 июля 1961 года занимал должность дублёра командира.
• Аварии на подводных лодках (с 1945 года)
Примечания
1. ↑ Труд: СУБМАРИНА, СБЕРЕГШАЯ МИР
2. ↑ Черкашин, Николай Андреевич. Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008. — С. 31, 62—63. — 480 с. — ISBN 978-5-9533-2942-2
3. ↑ К-19, КС-19 Проект 658, 658М, 658С
Литература
• Костин Ким Павлович. Записки штурмана К-19. — Северодвинск: самиздат. «Северодвинская типография», 2003. — 159 с.
Ссылки
• Фильм кинорежиссера Рэма Юстинова о жизни Валерия Харитонова и о его бессмертном подвиге на подводной лодке К-19
• К-19, КС-19, БС-19. Историческая справка на сайте «Русский Подплав»
• К-19 — достойная награда спустя 45 лет Лента.ру
• Литовский бизнесмен направит в Москву ядерный ракетоносец Лента.ру, 24 августа 2006
• Невезучая «К-19»
• Своя правда «К-19»
• Книга памяти. «К-19»
• О лодке «К-19»
• Субмарина К-19: уроки истории
• Историческая справка
• «Развитие военного атомного флота», bellona.ru • Тайна подлодки К-19 Челнинская газета № 12 (67), 21 марта 2008 — современное интервью с участниками событий
• www.k19.ru — Официальный сайт о подводной лодке К-19
• Аварийность подводной лодки «К-19»
• Плавучая «Хиросима» капитана Затеева «Известия»
• Выдержки из интервью с Олегом Евстахиевичем Адамовым, капитаном 1 ранга — последним командиром атомной подлодки «К-19»
• http://k19.ru/ • Статья написанная о К-19 Вагановым В.А. - вторым капитаном К-19, старпомом Затеева
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев