⠀
В том аду, когда горели не только город, но и Волга, 27 августа 1942г. в районе Акатовки, после выхода немецкого танкового корпуса на правый берег, пассажирские суда «Парижская коммуна» во главе с капитаном Л.Д. Галашиным, «Михаил Калинин» во главе с капитаном Н.М. Богатовым, «Иосиф Сталин» под руководством капитана И.С. Рачкова остались закупоренными в низовьях Волги.
⠀
Сталинград пылал.
Грозное небо зловеще освещало небо.
Темная вода реки вспыхивала багрянцем.
Дым от пожарищ расстилался над Волгой.
Капитаны судов получили задание в ночное время прорваться вверх по реке через участок, простреливавшийся противником.
⠀
27 августа в 11-ом часу вечера 2 судна – «Парижская коммуна» и «Михаил Калинин» под непрерывным огнем из орудий и минометов снялись с якоря.
План прорыва судов через захваченный немцами участок был продуман капитанами детально.
Дерзость этих судов удивила даже врагов.
Суда на полной скорости прорывались через сплошную завесу вражеского огня, только 7 раз загоралась надстройка теплохода «Парижская коммуна», корпус судна был пробит в девяти местах.
Несмотря ни на что суда стали победителями в этом огненном рейсе.
⠀
Капитан т/х «Парижская коммуна» Л.Д.Галашин пользовался большим авторитетом на Волге.
На теплоходе во время обороны Сталинграда было перевезено более 20 тыс. местных жителей.
Галашин Л.Д. был отмечен наградами - орденом Красного Знамени, медалями «За доблестный труд», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией».
⠀
Команда парохода «Михаил Калинин» под руководством капитана Н.М.Богатова в 30-е годы неоднократно занимала первые места в стахановском движении.
В годы войны «Михаил Калинин» обеспечивал в Сталинграде военные перевозки.
Н.М.Богатов был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Сталинграда», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», в 1953г. – орденом Ленина.
⠀
В более сложном положении оказался пароход «Иосиф Сталин» в виду задержки отправления судна. Противник обрушил на пароход шквал артиллерийского и минометного огня.
Капитан Рачков погиб на своем посту.
Пароход продолжал вести первый штурман И.С. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову.
«Иосиф Сталин» получил повреждение рулевого привода, противопожарных систем, в корпус через пробоины хлестала вода.
На судне начался пожар.
В это время один из снарядов попал в машинное отделение, и оно было выведено из строя. Прекратилась подача воды, и очаги пожара тушить было нечем.
Осколками снаряда был убит помощник механика Пантелеев и масленщик Андронов.
Пароход горел.
Началась паника.
Некоторые пассажиры стали бросаться в Волгу, чтобы спастись вплавь, остальные спасались на лодках.
⠀
Судно было обречено на гибель.
Пароход, освободившись от пассажиров, снесенный с мели течением реки, дрейфовал вниз по Волге.
Вскоре его понесло на Ахтубинский осередок, где он и сгорел.
От прекрасного пассажирского парохода остался лишь почерневший остов.
Из 1200 пассажиров спаслось лишь немногим более 200 человек с помощью небольшого служебного баркаса «Наблюдатель».
Из команды судна остались живы несколько человек.
⠀
Капитан парохода И.С.Рачков (1898-1942), потомственный речник, воспитанник Нижегородского речного училища, в 34 года стал первым штурманом на судне «А.С.Пушкин», в 36 лет – капитан на пароходах «Гончаров», «Иосиф Сталин». 27 августа 1942г. при выполнении боевого задания капитан Рачков погиб.
Награжден орденом «Знак Почета», посмертно орденом Ленина.
Похоронен в Волгограде на площади Павших борцов.
С 1966г. по 2002г. по Волге ходил 3-х палубный пассажирский теплоход «Капитан Рачков».
На родине волжского капитана, в г.Кстово Нижегородской области, открыт проспект им.И.С. Рачкова
#К8
#СталинградВОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев