Адольф Гитлер, не собиравшийся соблюдать Договор с СССР о ненападении, наблюдает за войсками во время вторжения Германии в Польшу 1 сентября 1939 года. 22 июня 1941 года эти войска перейдут все границы.
Можно ли считать 1 сентября 1939 года началом Второй мировой?
Нацистская Германия, руководствуясь исключительно своими военными планами, после провокации, используемой в качестве повода для агрессии, вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года.
С нелёгкой руки Польши эту дату в советское время стали трактовать как дату начала Второй мировой войны. Но, во-первых, война уже велась и самым жестоким образом в Азии, да и в Европе уже была в 1938 году сначала разделена Германией Чехословакия с оккупацией её Судетского региона, а затем в 1939 году оккупирована полностью и вся Чехия.
На момент вторжения немцев и поляков в 1938 году чехословацкая армия всё-таки была способна оказать сопротивление, но Чехословакию «кинули» Великобритания и Франция. Кроме того, в Словакию вторглась ещё и Венгрия.
Во-вторых, военное противоборство Польши германским войскам не подпадает под определение полномасштабной тотальной войны, точнее, речь может идти об ограниченных боях и об оккупации территории.
Лишь поспешное бегство (возможно, с «подачи» западных союзников) правительства Польши и провалы её военного руководства привели к абсолютному успеху Гитлера. Вполне возможно, что начальные планы Германии относительно Польши были несколько «скромнее», так как не ясна была активность её военных союзников - Франции и Великобритании.
Таким образом, трактовать именно 01.09.1939 года как начало Второй мировой войны в Европе можно с тем же основанием, что и оккупацию части территории Чехословакии в 1938 году Германией и Польшей или окончательную оккупацию Чехии в марте 1939 года Германией.
Ещё корректней в качестве даты начала войны в Европе считать 3 сентября 1939 года - дату объявления сначала Великобританией, а затем Францией войны Германии.
В общем, использование Договора между Германией и СССР, событий сентября 1939 года для клеветы на Советский Союз, а также использование фактов истории тенденциозно в интересах современной политической конъюнктуры не повышает силу аргументации политиков в странах Балтии, Польше и в иных политических кругах, заинтересованных в разжигании русофобии и в проведении антироссийской политики.
Прибалтика между Германией и СССР
Конечно, для Литвы исторические грани событий 1939 года были намного ярче, чем у Латвии и Эстонии. Так, в марте 1939 года Литве под угрозой применения Германией силы пришлось вернуть Клайпедский (Мемельский) край. Президент Антанас Сметана был вынужден от лица Литвы сразу и подписать, и ратифицировать договор об этом с Германией 22 марта 1939 года. Именно по этой причине в протоколе между Германией и СССР (23 августа 1939 года) особо отражена позиция Германии по признанию новой северной границы Литвы.
Комментарии 1