Что подкупает в электродвигателях, так это исключительная простота в
использовании. Самое сложное, это при сборке правильно соединить все
элементы электрической цепи и далее аккуратно обращаться с
аккумуляторами. Никаких проблем со стартом, все работает по команде с
пульта управления, нет проблем с топливом, никакого выхлопа и запаха. Не
нужно кропотливо настраивать карбюратор в зависимости от многих внешних
факторов. Кроме того, электродвигатели обеспечивают модели отличную
приемистость. Вся настройка электромотора заключается в правильном
выборе передаточного отношения. Да и замена электромоторов обойдется
намного дешевле, чем ДВС. Многим новичкам стоит обратить внимание на эти
особенности электромонстров.
Как и в авиамоделизме, электрическая силовая установка наиболее
эффективна для небольших и легких моделей. Мини-монстры оснащаются одним
двигателем, размер которого зависит от масштаба модели – от 160-го до
550-го типа. Для питания моделей используются различные наборы
аккумуляторов от 4 до 6 элементов.
Мини-монстр «Пилотаж» с электродвигателем 370-го типа.
С ростом размеров модели сложнее обеспечить необходимую мощность при
помощи электричества. Поэтому, большие электромонстры в стандартной
комплектации оснащаются двумя коллекторными электромоторами 550-го
класса. Возможна установка и одного мощного мотора 700-800-го размера
вместо двух 550-х. Для питания модели, как правило, требуются две
стандартных батареи аккумуляторов (по 6 элементов SC).
Два E-Maxx-а с различными вариантами двигателей.
Обычно в больших моделях применяются «высоковольтные» - 12-вольтовые
высокомоментные двигатели, подключаемые параллельно. В случае применения
таких моторов, КПД силовой установки и выходная мощность на валу
оказываются большими, чем в случае применения двух высокооборотных
7.2-вольтовых двигателей такого же типоразмера, включенных
последовательно. Потому что при меньших токах снижаются потери в
электродвигателях. В случае моделей монстров обороты двигателю не
очень-то и нужны, гораздо важнее крутящий момент.
Установленный на Е-Максе мотор от аккумуляторной дрели.
Применение 12-вольтовых моторов требует особого регулятора оборотов,
рассчитанного на подключение батареи из 12-14 элементов (или двух
последовательно по 6-7 элементов). Причем, в регуляторе желательна
возможность реверса электродвигателей для организации заднего хода.
Вопрос о повышении мощности силовой установки можно решить путем
увеличения напряжения батареи, применяя все большее число «банок».
Платить за это приходится увеличением веса модели.
E-Maxx с повышенным напряжением батареи.
Стоит отметить, что появившиеся в последнее время бесколлекторные
электродвигатели и элементы питания на основе лития, могут кардинально
изменить ситуацию в споре с моделями, оснащенными ДВС. Применение
подобного мотора значительно повышает и мощность, и эффективность
электрической силовой установки. Отметим и то, что сам бесколлекторный
мотор практически вечный, потому что не содержит движущихся контактов,
хотя с электроникой по-прежнему нужно обращаться аккуратно. А применение
для питания моделей литий-полимерных аккумуляторов решает проблемы
мощности силовой установки и необходимой длительности работы при
сохранении приемлемого веса модели (т.е. на уровне аналогов с ДВС). Но
цена на все это пока остается очень высокой. Как только она упадет –
можно ожидать очередного «электрического бума», как и в авиамоделизме.
Так что пока будем считать, что электромонстры больших масштабов на
некоторое время берут тайм-аут.
Шасси самодельной конверсии GS SUT под бесколлекторный электродвигатель.
Электроконверсия GS SUT с установленными LiPo аккумуляторами.
Серийно выпускаемых монстров восьмого масштаба с электродвигателями не
так много. Широко известны Tamiya TXT-1 и Kyosho Twin Force с зависимой
подвеской, Traxxas E-Maxx с независимой подвеской. Hot Bodies – E-Zilla,
тоже с независимой подвеской, в базовой комплектации немного уступает
по размеру требованиям класса МТ-8. Но после установки колес большего
размера, эту модель тоже можно причислить к монстрам восьмого масштаба.
Несмотря на то, что выбор готовых больших электрических монстров в
настоящий момент относительно мал, существует множество различных
конверсий популярных моделей с ДВС под электродвигатели. Это и
самостоятельные разработки отдельных моделистов, и выпускаемые
некоторыми фирмами специальные наборы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев