Брюллов "Последний день Помпеи". 1833 Полотно 465*651см
К. Брюллов, "Последний день Помпеи". 1833 Полотно 465*651см Русский музей 14 зал
24 августа 79 года произошло мощное извержение вулкана Везувий, которое продолжалось около суток. Цветущий римский мегаполис Помпеи в один день оказался под пеплом, а более 12 тыс. жителей было уничтожено. После извержения пошёл сильнейший дождь, который "законсервировал" пепел под шестиметровой толщей. Впервые часть городской стены увидели в 1592 году, но не придали значение. Раскопки древнего города начали в конце 18 века.
Археологические раскопки Помпеи
Карлу Брюлло(1899-1852), как одному из лучших студентов академии, было предложено поехать попрактиковаться в Италию. Поехал он туда со своим старшим братом Александром. Братья, для того чтобы представлять именно русскую культуру за рубежом, обращаются к Александру I с просьбой русифицировать фамилию. Так с 1822 года они становятся Брюлловыми. Карл не раз подчеркивал, что он русский художник. Биография Карла Брюллова очень интересна, мальчик-вундеркинд, дерзкий, и наивный, главным для него было творчество. Естественно Карл побывал на раскопках, вид некогда процветавшего города, исчезнувшего в считанные минуты, произвел на художника неизгладимое впечатление.
Карл был так впечатлен, что перечитал всё, что можно было о Помпеях: работы современных историков и археологов, а также письма Плиния Младшего — очевидца трагедии. 5 лет он создавал эскизы А потом, словно женщина, вынашивающая ребёнка, 9 месяцев писал картину Писал картину исступленно, часто забывал есть и пить. Неизвестно увидели бы мы его другие творения, если бы не брат и сердечная подруга Юлия Самойлова, которые буквально за руки и ноги выносили тело художника-фанатика в обморочном состоянии из мастерской. Впервые в истории живописи была написана монументальная картина на реальный исторический сюжет. На его картине изображены найденные археологами предметы.
Юлия Самойлова(1803-1875) многолетняя покровительница и модель живописца
Юлия Самойлова - представительница знатных родов была богата, молода и красива, но её супруг любил другую. После разрыва с мужем она уехала в Италию, где и познакомилась с Карлом Брюлловым. Брюллов Юлю рисует много, на картине "Последний день Помпеи" она в нескольких образах
Юлия Самойлова в роли богатой горожанки, уронившей богатые украшения
В центре высвечена и привлекает наибольшее внимание мёртвая, красивая богатая горожанка и ребёнок. Брюллов написал образ ребёнка в память о Плинии Младшем, который спасся во время извержения Везувия. Сын просит мать подняться, но она уже мертва, рядом с ней лежат никому не нужные драгоценности. (В ходе раскопок была найдена помпеянка лежавшая среди драгоценностей) . Обычно, образ гибели прекрасной помпеянки трактуют, как гибель Античного мира.
На переднем плане справа мать с двумя дочерьми на коленях. Брюллов видел скелеты трёх женщин, застывших в таком положении. В эскизах мать с дочерьми была в глубине картины, но потом художник вывел на передний план мать, пытающуюся защитить до последнего самое для неё важное - своих детей.
Тема важности, как сейчас бы сказали "семейных ценностей", прописывается художником несколько раз
Вот сыновья выносят старика-отца
А эта дружная семья пытается спастись, укрывшись одним плащом. Юная красавица жена - так же рисовалась с Юлии. За их спинами в белых одеждах языческий жрец, для него важным оказались золотые предметы культа
Образ художника, которому важны его кисти и краски, он написал с себя, а рядом молодая девушка в розовом - это снова Юля
Справа пара молодожёнов. В Древнем Риме головы новобрачных украшали цветочными венками. Несмотря на боль на лице парня, лицо его прекрасно.
А этот с взбугренной веной на противной залысине пытается поднять чьи-то упавшие монеты.
В целом за века исследований археологами было найдено не так много ценностей — драгоценных металлов, украшений, денег. Это говорит о том, что жители успели унести многое с собой
Картон с выпуклым рисунком "Последний день Помпеи". Русский музей
Впервые картина была показана на выставке в Милане (1833), в марте 1834 выставлялась в Лувре, где Брюллов получил первую золотую медаль; в 1834 экспонировалась в Эрмитаже. За эту картину художник получил бриллиантовый перстень, был удостоен ордена св. Анны 3-й степени и избран профессором 2-й степени Академии художеств. Официальный заказчик картины – промышленник и меценат А. Н. Демидов. Демидов в 1834 году преподнёс её императору Николаю I. Внук Николая I - Александр III поместил её в 1897 году в свою коллекцию Русского музея #последний_день_помпеи
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев