Что происходит с человеком в первые 20 минут после смерти? Многие тысячелетия это оставалось загадкой. Но сейчас есть люди, утверждающие, что знают об этом из собственного опыта.
Неужели? Пожалуйста. Обратимся к фактам.
«Я умер в 10 часов 52 минуты», — говорит 56-летний кинорежиссер.
Это случилось 23 марта 1974 года. Виктор Солов только что закончил утреннюю пробежку и сел в машину. Подъехал к очередному светофору, он вынужден был опуститься на руль: внезапно начался сердечный приступ. К счастью, поблизости оказался офицер полиции на потрульной машине, который бросился ему на помощь со специальным аппаратом, поджерживающим работу сердца. Затем подъехала еще одна полицейская машина с кислородной маской.
Говорят, что в 10 часов 52 минуты он скончался. Однако спустя 23 минуты под действием электротока сердце Солова забилось снова. Что же происходило в течение этих 23-х минут? Он помнит, как чувствовал, что выходит из тела и поднимается в область чудесного света. Ему не хотелось возвращаться назад, но его вернули к жизни, и он вынужден был это сделать. По словам Солова, ему потребовалось восемь дней, чтобы снова освоиться в собственном теле. Эта история опубликована в журнале «Ридерс Дайджест».
Рассказ реанимированного в основном согласуется с выводами доктора Елизабет Кублер-Росс, на протяжении восьми лет исследовавшей пациентов, которые побывали в состоянии клинической смерти. Еженедельник «Ньюсуик» отвел целую полосу статье, посвященной работе доктора Кублер-Росс и другим медицинским исследованиям.
А затем появилась нашумевшая книга доктора Раймонда Моуди, озаглавленная «Жизнь после жизни». Книга составлена из рассказов людей, которые утверждают, что побывали в состоянии клинической смерти.
Пожалуй, не обязательно читать книгу доктора Моуди полностью, чтобы понять ее содержание, так как во второй главе автор дает общую картину случае, которые затем описывает более подробно.
Приблизительно это выглядит так: человек умирает. Он слышит, как врач объявляет его мертвым. Он слышит неприятный шум, чувствует, как несется по длинному, темному тоннелю. Затем обнаруживает, что находится вне тела и наблюдает за ним на расстоянии, как бы находясь в состоянии эмоционального замешательства... Он видит, как его пытаются реанимировать. Спустя некоторое время он привыкает к непривычному состоянию. У него все еще есть тело, но совершенно иной природы, обладающее особыми возможностями. Потом его встречают и приходят ему на помощь. Он видит души умерших родственников и друзей. Затем появляется сияющее существо, которое задает ему какой-то вопрос и разворачивает перед ним панораму главных событий его жизни. Он приближается к некоему барьеру, но оказывается, что должен вернуться на землю, так как час его смерти еще не наступил. Он противится и не желает возвращаться, потому что к этому моменту уже захвачен пребыванием в ином состоянии. Но, вопреки всему, он как-то соединяется со своим физическим телом и продолжает жить.
Так в кратце доктор Моуди обобщает опыты, которые описывает в своей книге.
В предисловии доктор Моуди отмечает, что книга, естественно, отражает его субъективные мнения.
Он пишет, что «не очень хорошо знаком с обширной литературой по паранормальным и оккультным явлениям».
Но ему не пришлось бы слишком утруждать себя чтением литературы по оккультизму, чтобы обнаружить, сколь много общего имеют с оккультной областью описываемые им явления: выход из тела, сияющее существо, духи умерших, посторонняя помощь при трудном переходе к иной жизни, телепатия (общение без слов), астральная проекция и многое другое.
Все эти совпадения наводят на подозрение, что здесь прямая связь с оккультизмом.
Об одном следует упомянуть особо. В книге доктора Моуди, как и во всей спиритической литературе, праведные и грешные оказываются в одном месте. Там и атеисты, и самоубийцы, и грешные, и праведные. Вывод ясен: как вы живете — не имеет значения, всех ожидает одна и та же участь.
Но суть вопроса в том, действительно ли эти люди были мертвы? Или были всего лишь при смерти? Происходило ли это с ними после их смерти или еще при жизни?
Как известно, все еще остается спорным вопрос о том, когда же считать человека мертвым: когда прекращается дыхание или когда останавливается сердце, или смерть определяется состоянием мозга?
Американская Медицинская Ассоциация пытается сформировать универсальное определение смерти. Но доктор Кублер-Росс, чью работу мы упомянули выше, утверждает, что медицина не сможет найти такого определения, так как человек, по ее мнению, не умирает. И миллионы людей согласны с ней.
Если это исследование доказывает, что в момент смерти люди на самом деле не умирают, тогда это компроментирует Библию и Самого Бога.
В нашей памяти еще свежи слова Писания: «Мертвые ничего не знают», «любовь их и ненависть их уже исчезли», «в могиле нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», «в тот день исчезают все помышления его», «в чести ли дети его, он не знает».
Итак, согласно Библии, которая уверяет в том, что она богодухновенное Слово Божье, умерший ничего не знает. Он не может любить, завидовать или ревновать. Он не может мыслить, наблюдать за оставшимися в живых дорогими ему людьми, печалиться о невозможности с нами общаться. Умерший человек о них ничего не знает.
Итак, либо Библия говорит правду, либо ложь. Третьего не дано. Если предположить, что она сообщает нам неправду, то она — книга лжи. Большинство из нас, — независимо от того, христиане мы или нет, — считает Библию хорошей книгой. Но лживая книга не может быть хорошей. Она опасна. Так, если верить всем этим исследованиям, доказывающим, что, умирая, люди на самом деле не умирают, придется отвергнуть Библию как опасную книгу и всячески избегать ее!
Но я не думаю, что вопрос стоит именно таким образом. Полагаю, что исследования ничего убедительного не говорят о том, что происходит после смерти.
Видите ли, если принять наиболее разумное определение смерти, как состояние, из которого уже нет возврата, то люди, опрошенные доктором Моуди, вовсе не были мертвыми, так как их реанимировали. Это значит, что они просто вспоминают то, что они пережили, будучи живыми.
Самый продолжительный из опытов, описанных в книге доктора Моуди, длился всего лишь 20 минут. Если бы это длилось, скажем, четыре дня, как в случае с воскресением Лазаря, то опыты были бы гораздо убедительнее. Но, как видите, такого нет. Итак, мы можем сделать вывод, что имеем дело с проявлениями деятельности мозга, то есть с нарушением этой деятельности в критический момент, когда жизнь висела на волоске, но человек находился в предсмертном, но не мертвом состоянии.
Мозг — это удивительный и очень сложный орган, и никто не осмелится утверждать, что полностью разгадал механизм его деятельности. По оценкам специалистов, человеческий мозг состоит примерно из десяти миллиардов нервных клеток, которые играют очень важную роль в наших эмоциях и ощущениях. В любой момент через эти нервные клетки проходят миллиарды электрических импульсов. Мы постоянно воспринимаем впечатления из окружающего мира.
Как нам известно, нормальная работа мозга может быть нарушена по самым разным причинам. На функции мозга могут влиять наркотики, особенно те, которые вызывают галлюцинации. Опыты, о которых сообщает доктор Моуди, фактически напоминают явления, описанные в литературе о наркотиках.
Поразительное сходство. Ведь никому и в голову не придет, что наркоманы были мертвы!
Например, те, кто употребляет галлюциногены (наркотики, вызывающие галлюцинации), часто сообщают об ощущении отдельности от тела и о способности наблюдать себя со стороны.
Это, конечно, не значит, что пациенты, которые рассказывали доктору Моуди о своих переживаниях, употребляли галлюциногены. Это говорит лишь о том, что в обоих случаях имело место нарушение работы мозга.
Искусственно вызванные электрические импульсы также приводят к искажениям восприятия действительности. Теоретически возможно создать почти любые ощущения, надо лишь пропустить через мозг соответствующие импульсы.
Гипноз — еще один пример того, как можно влиять на мозг, чтобы вызвать ложные ощущения. Гипнотизер может убедить человека, сидящего в своем любимом кресле, что тот взбирается на гору Эверест.
Подумайте сами: когда наше сознание бездействует, что мешает сатане или одному из его помощников взять, подобно гипнотизеру, контроль над нами, чтобы обмануть нас?
Бесспорно, мозгом можно управлять. Если в сложной электрической цепи вызвать короткое замыкание — появятся самые неожиданные ощущения. Вмешательство может быть электрическим, химическим или каким-то иным, природы которого мы не понимаем. В конце концов, мы даже не понимаем механизм нашего сна и сновидений!
Даже от простого недостатка кислорода совершенно здоровый человек может давать абсурдные ответы на вопросы. Высокая температура — сделает его буйным. Приняв дозу наркотиков с ЛСД, он отправится в фантастическое путешествие. А обезболивающий препарат заставит его думать, что он мертв.
Я не берусь судить, что испытывали люди, опрошенные доктором Моуди, находясь при смерти. Возможно, у них были галлюцинации. Или же фантазии и образы, механизм возникновения которых нам непонятен. Возможно, что все происходившее с ними связано с их убеждениями. Не исключено также, что в их уме происходили какие-то процессы, вызванные страхом смерти и стремлением к ее отрицанию.
Я знаю одно: есть все основания верить тому, что говорит о смерти Библия. У меня нет причин сомневаться в этом. Не допущу ли я трагической ошибки, приняв свидетельство ненормально работающего мозга в критической ситуации, когда смерть почти полностью овладела своей жертвой, не допущу ли я ошибки, приняв во внимание такое свидетельство вместо Слова Божьего?
Есть специалисты, которые могут отличать фальшивые деньги от настоящих. Как же они делают это? Изучают ли они всевозможные подделки? Нет, они изучают настоящие деньги и стараются знать их настолько хорошо, чтобы быть в состоянии выявить фальшивые.
Нигде в Библии я не находил свидетельства о том, что человек в настоящее время бессмертен, что он не может умереть и что у него есть бессмертная душа, способная жить отдельно от тела. Авторы Библии постоянно говорят о воскресении, как о славной нашей надежде. Именно тогда мы и получим бессмертие, если докажем, что нам можно даровать вечную жизнь.
Доктор Моуди не без удовлетворения отмечает, что описанные в его книге опыты напоминают некоторые места из трудов Платона в тибетской «Книги мертвых». Но вряд ли это говорит в пользу работы доктора Моуди. И не удивительно, ибо во всем этом мы находим признаки философии змея: «Нет, не умрете».
К чему эти глупые заигрывания с философией змея, если мы можем отдать свою жизнь и будущее Тому, Кто победил смерть? Тому, Кто сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Тому, Кто говорит: «Я ... живый, и был мертв, и се, жив во веки веков... и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
Он, наш чудный Спаситель, уже доказал истинность Своих слов.
Доктор Моуди с удовлетворением замечаем, что никто из опрошенных им людей не описывал библейского неба. Похоже, он считает библейское описание некой фантазией.
Но небеса, описанные в богодухновенном Слове Божьем, — это не фантазия, не плод воображения, не результат нарушенной работы мозга.
Небо, описанное в Библии, реально, столь же реально, как и земля, по которой мы с вами ходим. И город, описанный в Библии, также реален. У него есть стены и основания, врата и улицы, и размеры. Реальна также и земля, которую описывает Библия, с реальными людьми, строящими дома и насаждающими виноградники. Все это освещено чудным светом. Там счастье и пение. Но самое важное в Библии: в вечности будет Иисус!
Или, может, вам больше нравятся длинные темные тоннели, замешательство, духи, похожие на тени, пытающиеся помочь вам совершить переход, и таинственное сияющее существо, приглашающее вас в царство смерти?
Не удивительно, что люди, опрошенные доктором Моуди, не описывали библейское небо. Они там не были. Они нигде не были.
Но библейские описания будущей земли реальны. В Божьей стране не будет ни замешательства, ни тьмы, ни неопределенности. И боль и смерть исчезнут. Дорогие нам люди будут с нами. Господь отрет всякую слезу с наших глаз и пригласит нас не в царство смерти, а в царство жизни — жизни не поддающихся представлению возможностей, жизни, в которой есть все, чего бы мы ни пожелали, жизни, которой нет конца.
Чтобы сделать это явью, умер Спаситель. И мы будем иметь вечную жизнь, если захотим.
Но пока что разъяренный змей продолжает предлагать свою ложную философию, зная, что его время коротко. В его обольстительных сетях — миллионы людей. И всякий неосторожный человек неразумен.
Нет комментариев