Деньги — зло? Христианин не должен стремиться к богатству. Значит ли это, что надо стремиться к бедности? Где кончается естественная забота о благополучии близких и начинается страсть любостяжания? О деньгах и свободе — С одной стороны, всем известно, что нужно зарабатывать, главе семьи нужно прокормить и выучить детей. С другой стороны, есть такое представление, что деньги — это какое-то зло, что в них есть что-то не совсем чистое, что деньги портят людей, а денежные отношения портят дело… — Эта область требует серьезного размышления. Есть даже философские и богословские труды на эти темы, об этом довольно много писал свт. Иоанн Златоуст, есть целая книга «Философия хозяйства» прот. Сергия Булгакова, есть по этим вопросам работы у Бердяева, так что это — серьезная тема. Даже исследовать все, что сказано в Священном Писании о богатстве, не так уж просто. И я здесь могу сказать только очень немногое. Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие...ЕщёДеньги — зло? Христианин не должен стремиться к богатству. Значит ли это, что надо стремиться к бедности? Где кончается естественная забота о благополучии близких и начинается страсть любостяжания? О деньгах и свободе — С одной стороны, всем известно, что нужно зарабатывать, главе семьи нужно прокормить и выучить детей. С другой стороны, есть такое представление, что деньги — это какое-то зло, что в них есть что-то не совсем чистое, что деньги портят людей, а денежные отношения портят дело… — Эта область требует серьезного размышления. Есть даже философские и богословские труды на эти темы, об этом довольно много писал свт. Иоанн Златоуст, есть целая книга «Философия хозяйства» прот. Сергия Булгакова, есть по этим вопросам работы у Бердяева, так что это — серьезная тема. Даже исследовать все, что сказано в Священном Писании о богатстве, не так уж просто. И я здесь могу сказать только очень немногое. Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие» (Мк., 10, 23-24). Ясно, что когда человек поглощен чем-то земным, то он уходит от Царства Небесного. Господь выделил именно страсть к богатству среди других страстей, потому что это одна из самых всепоглощающих, одна из самых злых страстей, действующих в течение всей истории человечества. Эта страсть и является грехом. Если она овладевает сердцем, то в сердце не остается места благодати Божией. А деньги являются просто выражением этой страсти. Не сами по себе бумажки зеленые или какие-то другие несут в себе дьявольский заряд, они просто материализуют эту страсть. Есть замечательный рассказ о том, как некоторый брат вопросил преподобного Нифонта Цареградского, святого шестого века: «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего?» Блаженный сказал: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые по истине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями, потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться к подвигам. Занимающие престолы священства будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложен
Комментарии 2
Христианин не должен стремиться к богатству. Значит ли это, что надо стремиться к бедности? Где кончается естественная забота о благополучии близких и начинается страсть любостяжания?
О деньгах и свободе
— С одной стороны, всем известно, что нужно зарабатывать, главе семьи нужно прокормить и выучить детей. С другой стороны, есть такое представление, что деньги — это какое-то зло, что в них есть что-то не совсем чистое, что деньги портят людей, а денежные отношения портят дело…
— Эта область требует серьезного размышления. Есть даже философские и богословские труды на эти темы, об этом довольно много писал свт. Иоанн Златоуст, есть целая книга «Философия хозяйства» прот. Сергия Булгакова, есть по этим вопросам работы у Бердяева, так что это — серьезная тема. Даже исследовать все, что сказано в Священном Писании о богатстве, не так уж просто. И я здесь могу сказать только очень немногое.
Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие...ЕщёДеньги — зло?
Христианин не должен стремиться к богатству. Значит ли это, что надо стремиться к бедности? Где кончается естественная забота о благополучии близких и начинается страсть любостяжания?
О деньгах и свободе
— С одной стороны, всем известно, что нужно зарабатывать, главе семьи нужно прокормить и выучить детей. С другой стороны, есть такое представление, что деньги — это какое-то зло, что в них есть что-то не совсем чистое, что деньги портят людей, а денежные отношения портят дело…
— Эта область требует серьезного размышления. Есть даже философские и богословские труды на эти темы, об этом довольно много писал свт. Иоанн Златоуст, есть целая книга «Философия хозяйства» прот. Сергия Булгакова, есть по этим вопросам работы у Бердяева, так что это — серьезная тема. Даже исследовать все, что сказано в Священном Писании о богатстве, не так уж просто. И я здесь могу сказать только очень немногое.
Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие» (Мк., 10, 23-24). Ясно, что когда человек поглощен чем-то земным, то он уходит от Царства Небесного. Господь выделил именно страсть к богатству среди других страстей, потому что это одна из самых всепоглощающих, одна из самых злых страстей, действующих в течение всей истории человечества. Эта страсть и является грехом. Если она овладевает сердцем, то в сердце не остается места благодати Божией. А деньги являются просто выражением этой страсти. Не сами по себе бумажки зеленые или какие-то другие несут в себе дьявольский заряд, они просто материализуют эту страсть.
Есть замечательный рассказ о том, как некоторый брат вопросил преподобного Нифонта Цареградского, святого шестого века: «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего?» Блаженный сказал: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые по истине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями, потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться к подвигам. Занимающие престолы священства будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложен