Решить проблему дорожных пробок мешает радиально-кольцевое строение города, которое сложилось исторически. Борются с аналогичной проблемой и другие современные города, которые были основаны в эпоху Средневековья и когда-то прирастали крепостями.
Самая катастрофическая пробка в Москве случилась 6 января 1931 года. В тот день не ходили ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Город был полностью парализован. Тогда власти вынуждены были начать строить метро. В ноябре 1931 года по адресу улица Русаковская, 13, недалеко от «Сокольников», семь рабочих с выделенной им одной повозкой и лошадью «вгрызли» первые лопаты в мерзлую землю.
Число личных авто резко начало расти в 90-х годах, и тогда наша «нерезиновая» начала постоянно застревать в непрекращающихся пробках. Активная борьба с загруженностью дорог началась после смены руководства города. Большие силы были брошены на дорожное строительство, развитие общественного транспорта, корректировку схемы организации дорожного движения, открытие платных парковок, борьбу с нарушениями на дорогах. И результаты уже видны.
В 2015 году средний уровень пробок в Москве снизился на 6%. Улучшение дорожной ситуации в столице зафиксировал мировой рейтинг TomTom. Информацию подтвердил заместитель мэра Максим Ликсутов, который в ходе заседания президиума Москвы отметил, что в 2014 году столица «перестала быть городом с самыми большими пробками в мире».
По данным организации INRIX, москвичи стали проводить в пробках меньше времени, чем, например, жители Лондона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка и Брюсселя. Эксперты подсчитали, что в прошлом году москвичи провели в пробках 57 часов.
Просто мистика
Иногда кажется, что пробки появляются в городе без видимой причины – в местах, где ни аварий не происходит, ни дорожных работ нет, ни уменьшения количества полос не случалось. Мы опросили столичных водителей и выяснили, где же всё-таки в Москве образуются самые аномальные на их взгляд заторы. В список попали:
Улица Нижняя Масловка и Савёловская эстакада
ТТК в районе от Волгоградского до Рязанского проспектов
Внутренняя сторона МКАД от Липецкой улицы в сторону Варшавского шоссе
Никулинская улица
Внешняя сторона МКАД около Крокус-Сити
Тимирязевская улица
Щукинская и Пехотная улицы
Внешняя сторона МКАД от Щёлковского шоссе
Проспект Мира около Северянинского путепровода
2-я и 3-я Владимирские улицы
«Разобраться, из-за чего в том или ином месте возник затор, можно всегда. Другой вопрос, что причины замедления движения, как и решение этого вопроса, могут быть неочевидными и находиться не рядом с самой пробкой, а через несколько километров от неё», — говорит советник руководителя ЦОДД Андрей Мухортиков.
Всему есть причина
Классическая ситуация, когда возникает пробка — уменьшение количества полос. Это приводит к образованию так называемого «бутылочного горлышка», чаще всего оно возникает на выездах из столицы. Дорожная инфраструктура за Кольцевой не развита настолько, чтобы принимать сразу большое количество автомобилей.
Например, в дачный сезон выезд из Москвы особенно затруднён по Ленинградскому, Щёлковскому, Волоколамскому шоссе и шоссе Энтузиастов. В частности, на Ленинградке пять полос в пределах города переходят в три полосы за МКАД. И ежедневно в вечерние часы пик образуется затор длиной около 5 км, а водители теряют в этом месте до 25 минут. На Щёлковском шоссе четыре полосы в Москве переходят в две полосы в области: длина пробки составляет около 3,2 км, время проезда – 20 минут. А на шоссе Энтузиастов и Волоколамском заторы растягиваются на 2 км.
Почти всегда именно по этой причине заторы возникают на радиальных магистралях – на проспекте Мира перед Северянинским путепроводом, на Бутырской улице и на Дмитровском шоссе перед станцией метро «Дмитровская» (причём здесь есть ещё и съезды на улицу Руставели, которые отягощают ситуацию), на Ленинградском шоссе перед «Войковской». По той же причине собираются и пробки в «заколдованном месте» в районе Нижней Масловки, Бутырской улицы и Савеловской эстакады.
Если съехать с магистрали невозможно из-за узкого съезда или затора, «хвост» пробки быстро «запирает» движение. Из-за этого постоянно стоит внутренняя сторона ТТК до съезда на проспект Мира. Вместо предусмотренной одной полосы водители часто занимают сразу две. В результате вместо трёх полос прямо едут лишь две. Получается тот же эффект «бутылочного горлышка», только не из-за сужения дороги, а из-за «отъёма» полосы стоящими, так как машинам приходится замедляться за 3-4 километра до узкого места.
На некоторых сложных перекрёстках работа светофоров настроена так, что какое-то из направлений имеет приоритет и едет, например, 70% времени работы светофора, а другие направления оказываются «зажаты», и на них отводится всего по 10-15% (в каждую сторону). Как правило в приоритете – радиальные, вылетные магистрали. Именно по этой причине страдают те, кто регулярно проезжает в районе 2-й и 3-й Владимирской улиц. Такая же проблема и на Никулинской улице, на которую обратили внимание автолюбители. Она прилегает к Мичуринскому проспекту, который протягивают светофорами, а на долю Никулинской остаются «крохи» светофорного цикла.
Часто на участок дороги с прилегающих улиц выезжает так много машин, что для свободного движения необходимы дополнительные полосы и «карманы». От этого как раз страдают те, кто ездит по внутренней стороне МКАД от Липецкой улицы в сторону Варшавки.
Ну и, конечно, нельзя забывать про дураков на дорогах. Одни при повороте или съезде занимают вторым рядом полосу, которая должна ехать прямо, другие пытаются резко перестроиться из крайнего левого ряда в крайний правый. Из-за таких «торопыг» затор может образоваться даже там, где пропускная способность дороги выше некуда.
Нет комментариев