С той поры в первое воскресенье августа у Блоковского валуна на поляне проходят поэтические праздники, на которых за честь считал присутствовать весь цвет российской поэзии.
Говорят, что писатель дарит своим произведениям то, что он видит в реальной жизни. Природа вокруг Шахматова удивительно узнаваема в блоковских строчках.
Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор,
— пишет поэт.
До сих пор в усадьбе буйно растет сирень, а вдоль дороги заросли шиповника. Шахматово славилось своим парком (вспомним, что дед Бекетов был ученым-ботаником). В парке сохранилась липовая аллея с вековыми деревьями, а рядом с домом тополь, серая кора которого в проблесках солнца приобретает серебристый оттенок.
Когда по аллее подходишь к дому, то видишь крыльцо, на котором фотографировались семьи Бекетовых и Менделеевых. В годы революции усадьба была сожжена и разграблена, интерьеры воссоздавали по описаниям родных Блока. Благо его тетушка и первый биограф Мария Андреевна Бекетова хорошо владела словом и оставила в своих воспоминаниях записи даже о расстановке мебели и цвете обоев в комнатах.
В усадебных домах конца XIX века почему-то ярче всего обычно воспринимаются огромные, в пол, окна, открывающиеся в сад. В доме Блока такое окно было в столовой.
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень…
В музее тщательно воссоздан интерьер «Голубой гостиной».
И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени.
У Бекетова в гостях собирались ученые, начиная с одного из самых знаменитых в те годы — Дмитрия Менделеева, а когда хозяином дома стал Блок — поэты, писатели, художники: Андрей Белый, Сергей Соловьев, Евгений Иванов, Лев Эллис, актриса Любовь Дельмас.
Описания кабинета Блока не сохранилось, но, кажется, здесь решили воссоздать знаменитое стихотворение поэта.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Перед раскрытым окном небольшой столик, на нем портрет Любови Менделеевой. Буйство зелени за окном, а на ее фоне будто парит фотография. Величайшая поэтическая загадка, как из, казалось бы, самых обычных слов поэт создает вечные образы.
Боблово — дом, где выросла Любовь
Точка на карте: усадьба Боблово, деревня Боблово, городской округ Клин, Московская область (координаты: 56.382200, 37.013744)Жизнь в этом «дворянском гнезде» представляла собой интенсивный интеллектуальный труд. Дмитрий Иванович Менделеев даже грядки копал с пользой для науки, он проводил в усадьбе агротехнические опыты, при этом занимался и «основной» научной деятельностью. У его жены была художественная мастерская, в доме с привлечением соседей ставили любительские спектакли. Так усадьба становилась в окрестностях центром культурной жизни.
Усадьба Менделеевых стоит на вершине холма Бобловая гора, и с нее открывается прекрасный вид на окрестности.
«В бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведении талантливого художника», — писала вторая жена ученого Анна Менделеева.
Нет комментариев