«Астроном» — картина нидерландского художника Яна Вермеера, написанная около 1668 года.
Изображение учёных было распространённой темой в голландской живописи XVII века, которой нашлось место и в творчестве Вермеера, написавшего «Астронома» и, немного позже, «Географа». Считается, что на обеих картинах изображен один и тот же человек, возможно, Антони ван Левенгук.
(Антони ван Левенгук. (van J. Verolje)
Сфера деятельности персонажа картины отражена в предметах на его столе — небесном глобусе Йодокуса Хондиуса и книге нидерландского астронома Метиуса "Institutiones Astronomicae Geographicae".
Примечательно, что текст книги рекомендует астроному «искать вдохновения в Боге», а картина на стене изображает найденного младенца Моисея, возможно, символизирующего науку и знание («и познал он всю мудрость египетскую»). Эту же картину, атрибутируемую искусствоведами английскому художнику Питеру Лели, Вермеер включил в свою работу «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой», однако там она, вероятно, имеет другое значение.
(Дама, пишущая письмо, со своей служанкой. Фрагмент)
«Географ» — картина нидерландского живописца Яна Вермеера, написанная около 1668—1669 годов.
Одна из трёх картин, подписанных и датированных мастером (помимо «Астронома» и «Сводницы»). В настоящее время хранится в Штеделевском художественном институте (Франкфурт, Германия).
На картине изображён географ, задумчиво склонившийся над картой с циркулем в правой руке, погружённый в научные изыскания. На нём халат в японском стиле — распространённая одежда учёных того времени. Предметы в кабинете — карты, схемы, книги, глобус, алидада — указывают на род деятельности учёного.
Черты лица персонажа слегка размыты для эффекта движения. Прищуренные глаза можно объяснить как солнечным светом, так и напряжённым раздумьем. Искусствовед Селена Карр предполагает, что на картине изображён момент озарения или научного открытия. Географ с волнением держится за книгу, словно собирается вот-вот раскрыть её и найти подтверждение своей догадки. Его поза почти зеркально симметрична позе Фауста с офорта Рембрандта, узревшего магическую анаграмму в светящемся круге.
Глобус Йодокуса Хондиуса составляет пару с его же звёздным глобусом на картине «Астроном». Поскольку такие глобусы обычно продавались вместе, есть основания предполагать, что картины предназначались для совместной демонстрации.
(Йодокус Хондиус (Jodocus Hondius, Judocus Hondius) — фламандский картограф и издатель атласов и карт)
Это подкрепляется наличием других общих элементов на картинах и тем же персонажем. Глобус развёрнут к зрителю полушарием с Индийским океаном, где в то время господствовала Голландская Ост-Индская компания. Вермеер использовал технику импасто, чтобы подчеркнуть картуш цвета матовой охры на глобусе, призывающий открывать белые пятна на карте мира, что так же символизирует тему «озарения», наряду с восточным ковром и приспущенной занавеской.
История обеих картин прослеживается до 27 апреля 1713 года, когда они были проданы в Роттердаме неизвестному покупателю за 300 флоринов. В то время и вплоть до конца XVIII века картины назывались «Астрологи».
#vermeer
Комментарии 5