Битва при Лепанто 1571 года - морское сражение, произошедшее 7 октября 1571 года в Патрасском заливе у мыса Скрофа между флотами Священной лиги и Османской империи. В середине XVI века Европа переживала не лучшие времена. Уже более века над Южной Европой висела угроза турецкого завоевания. Однако в 1566 году умер Сулейман Великолепный — самый прославленный правитель Оттоманской Порты. Его наследник Селим II стремился превзойти Сулеймана, а для этого нужны были новые завоевания и победы. (Сулейман I Великолепный)
(Селим II)
После неудачной осады Мальты взор султана обратился к Кипру — одному из множества средиземноморских владений Венеции. Республика св. Марка была главным противником Турции в Средиземноморье: она обладала обширными финансовыми и экономическими связями в регионе, имела владения за тысячи километров от метрополии и, разумеется, содержала сильный флот. Но даже могущественная республика не могла одна сдержать турецкую экспансию и поэтому, когда султан потребовал Кипр, венецианцам пришлось искать союзников в войне. (Карта Османской империи в XVI веке)
К сожалению для венецианцев, европейские государи не стремились взяться за оружие против басурман: император Максимилиан как раз заключил перемирие с султаном, а французский король и подавно был союзником Порты. Однако на призыв папы Пия V и Венеции откликнулся испанский монарх Филипп II. В мае 1571 года (через полтора года после начала войны) была образована Священная лига, в которую вошли Испанская империя, Венеция и Папа Римский. Союзники были обязаны выставить объединенный флот в 200 галер, 100 транспортников и армию (50 тыс. пехотинцев и 5 тыс. кавалеристов с артиллерией). Главнокомандующим был назначен сводный брат короля Дон Хуан Австрийский. (Дон Хуан Австрийский (Don Juan de Austria; 25 февраля 1545 - 1 октября 1578) — испанский полководец, незаконный сын Карла V и Барбары Бломберг, дочери регенсбургского бюргера)
Флоты того времени состояли почти целиком из галер — гребных судов, особенно удобных для действий у побережья. Европейская галера была длиной около 50 метров с осадкой немного более метра, с длинным (6−7 метров) носом-клювом - шпироном, происходившем от античного тарана. С каждой стороны у галеры насчитывалось по 20−25 весел (12−15 метров в длину). На весле работало до пяти человек - военнопленных, рабов или преступников. (Флагманская галера в битве при Лепанто берет на абордаж турецкую галеру)
Однако христианский флот был усилен совершенно новыми кораблями — галеасами (буквально большими галерами). Галеасы были длиннее галер (около 60 метров), шире и имели более высокие борта, что сильно затрудняло абордаж и повышало мореходные качества корабля. Они в большей степени опирались на свое парусное вооружение (3 мачты с косыми парусами), используя весла только в бою, а также артиллерийское вооружение, исчислявшееся десятками орудий, — от огромных носовых орудий (50−80 фунтовых) до легких пушек, расположенных по бортам. В бою галеасы представляли собой плавучие крепости — из-за низкой скорости и плохой маневренности они не могли сравниться с галерами в подвижности, но превосходили их в огневой мощи и были трудны для абордажа.
24 августа 1571 года Хуан Австрийский прибыл на Сицилию, где принял командование соединенным флотом союзников. Между членами лиги сразу же обнаружились противоречия — как между командующими, так и между солдатами. Из-за разногласий флот вышел из Мессины только 16 сентября, 30 сентября корабли добрались до берегов Эпира, где узнали о падении кипрской крепости Фамагусты и страшной участи последних защитников, замученных турками. Это вызвало справедливое возмущение среди христиан и наполнило их сердца жаждой мести и гневом. Найти и разгромить турецкий флот теперь было делом чести. (Ян Питерс (I) - Битва при Лепанто 1571 года, папа Пий V преклоняющий колени перед статуей Екатерины де Риччи)
(Лука Комбьяссо. Битва при Лепанто. Расстановка кораблей за несколько мгновений до боя)
(Андреа Вичентино. Битва при Лепанто)
Рано утром 7 октября 1571 года при входе в Патрасский залив союзники обнаружили турецкие корабли, выходившие им навстречу. Накануне турецкий командующий Али-паша, подчиняясь инструкциям из Константинополя, решил дать сражение и выводил свои корабли для боя. Турецкие корабли вели операции в течение всего лета и были сильно недоукомплектованы (особенно, что касается абордажных команд), кроме того, европейские корабли превосходили турецкие в огневой мощи. (Томмазо Долабелла. Битва при Лепанто)
Христианский флот состоял из 206 галер и 6 галеасов, на которых было около 25 тысяч солдат, преимущественно испанцев и немцев. Турки имели примерно 220−230 галер и несколько десятков мелких судов, использовавшихся для переброски подкреплений. Противники выстроились развернутым строем с четко выделенными флангами и центром. Такая тактика была традиционна для гребных флотов и применялась еще в греко-персидских войнах. (Хосе Ферре Клаузель. Битва при Лепанто)
Такое построение куда больше отвечало интересам турок, которые, имея численное превосходство и лучших лоцманов, могли попытаться охватить фланги христиан, разгромить одно из крыльев и перебить союзный флот. Дон Хуан, понимая невыгоды развернутого строя, решил усилить свой центр и нанести главный удар именно там. (Ф. Бертелли. Битва при Лепанто (1572)
В 10 часов утра оба флота сблизились на дистанцию прицельного артиллерийского огня. Дон Хуан намеренно отправил перед основными силами тяжелые галеасы, которые завязали бой до подхода основных сил и даже успели потопить артиллерийским огнем две вражеские галеры. Через полчаса левое крыло союзников (53 галеры под командованием венецианца Барбариго) уже вовсю втягивалось в сражение. Турецкий флотоводец Сулик-паша, командовавший правым крылом турок (60 галер), решил охватить противника, так как союзники, не зная лоции и опасаясь мелей, держались на расстоянии от берега. (Антонио Бругада. Битва при Лепанто)
Однако, несмотря на первоначальный успех и ранение Барбариго, турки были отброшены, а благодаря смекалке заместителя венецианского командира вражеские галеры были прижаты в берегу и находились под ураганным огнем христиан. (Паоло Веронезе. Битва при Лепанто)
В центре сражения произошло наиболее ожесточенное и жестокое сражение (союзники — 62 галеры, 6 галеасов + резерв, турки — 87 галер). Эпицентром боя стал поединок флагманов испанского «Реала» и «Султаны», которые сошлись в абордажной схватке около полудня. Командующие лично участвовали в бою — Али-Паша был прославленным лучником, а дон Хуан — талантливым фехтовальщиком. Разумеется, флагманы окружали самые боеспособные и крупные галеры, которые единодушно старались помочь каждый своему флагману — очень быстро поединок флагманских галер превратился в свалку из десятков кораблей.
Союзники ввели в бой последние резервы, удалось полностью очистить палубу «Реала» от янычар, бой переместился на «Султану». К часу дня турецкий флагман был захвачен, Али-паша убит, союзники насадили его голову на пику для устрашения турецких экипажей. (Андрис ван Эртфельт. Битва при Лепанто)
Командующий левым крылом турецкого флота Улудж Али совершил следующий манёвр — с большой частью своего крыла он повернул к центру и ударил сбоку по силам Хуана Австрийского. С флагманской галерой Али-паши было уже покончено, и Хуан, ломая общий порядок, стал поворачивать навстречу кораблям Улудж Али. Одновременно вступил в бой резерв союзников под командованием маркиза Санта-Крус.
Командующий правым флангом союзников Дориа также повернул и стал приближаться к центру боевого порядка союзников, прямо на Улудж Али. Корабли Улудж Али могли оказаться в окружении, поэтому он стал выходить из боя. Тем не менее, до того как уйти с места сражения, он успел захватить флагманскую галеру мальтийцев. (Лукас Вальдес. Аллегория битвы при Лепанто)
Поражение турецкого флота было полным. Наиболее часто называются следующие цифры: турки потеряли 224 корабля, в том числе 117 было захвачено союзниками. На турецких кораблях было захвачено и освобождено 12 тыс. невольников. Не менее 10 тыс. гребцов-невольников (христиан, так как мусульман нельзя было держать в рабстве) погибли вместе с утонувшими кораблями. Погибли до 15 тыс. турецких солдат и матросов. В плен попало, по разным оценкам, от 300 до 5 тыс. турок. Было также захвачено 30 турецких пушек. Потери союзников были гораздо меньше. Союзники потеряли 13 галер, 7566 человек были убиты и 8 тыс. ранены, хотя цифра эта может быть несколько занижена. (Х. Луна. Битва при Лепанто (1887)
В этом сражении отличился 24-летний Мигель Сервантес (будущий знаменитый писатель с 1570 года служил в полку Морской пехоты Испании в Неаполе), который командовал взводом испанских солдат на галере «Маркиза». В бою Сервантес получил три огнестрельных ранения: два в грудь и в левое предплечье (рука потом бездействовала у него всю жизнь).
Битва при Лепанто стала крупнейшим морским сражением XVI века, доказавшим европейцам, что непобедимых доселе турок можно побеждать. По мнению Гегеля, «битва при Лепанто спасла Италию и, может быть, всю Европу от наводнения варварами». (Корнелис де Валь. Битва при Лепанто)
После сражения дон Хуан Австрийский и другие военачальники посетили многочисленные святилища в честь Девы Марии, чтобы возблагодарить её за победу. В срочном послании венецианскому сенату сообщили: «Non virtus, non arma, non duces, sed Maria Rosarii victores nos fecit» (с лат. — «Не сила, не оружие и не командующие, но Мария Розария привела нас к победе»). (Дева Мария Розария)
(Тициан. Испания приходит на помощь религии)
Эта победа во многих странах Западной Европы рассматривалась не просто как победа в морском сражении, торжество Испании и Священной лиги над Турцией, но и как важнейшая победа христианства над исламом. Тицианом по заказу Филиппа II были созданы картины-аллегории «Испания приходит на помощь религии» и «Филипп II после победы при Лепанто вручает Небу дона Фернандо.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев