1. Наверное, со мной согласятся все родители. Одним из главных наших родительских желаний является то, чтобы наши дети стали успешными людьми: добились, пробились, достигли…, чтобы были способными успешно справляться с любыми жизненными задачами.
2. Что должен уметь делать ребенок, чтобы стать успешным:
v ставить жизненные цели и добиваться их;
v разбираться в своих потребностях и чувствах;
v контролировать свои чувства и выражать их безопасно для окружающих;
v решать жизненные проблемы, а не убегать от них;
v эффективно организовывать, планировать свой день;
v брать на себя ответственность, а не искать виноватых;
v быть инициативными, уверенными в себе…
А помогает детям стать такими взрослое окружение ребенка, т.е. мы с вами. Этому их надо научить. Чему учить не надо: встал, толкнул, ударил, поковырял, побежал… А вот всему остальному: культуре, желанию учиться, уважению к родителям, взрослому поколению, трудолюбию нужно и необходимо учить.
Какие же средства находятся в арсенале родителей:
v личный пример;
v доверие;
v похвала;
v поддержка;
v привитие здоровых привычек;
v правильная реакция взрослого (как узнать, что правильная – не порождает защитную агрессию);
v призы, подарки.
Когда воспитание ребенка осуществляется таким образом, удовлетворяются все основные психологические потребности ребенка, которые присутствуют абсолютно у всех людей: потребность в признании, уважении, безопасности, внимании, успехе, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии,
реализации собственного потенциала, своих возможностей и способностей. В этом случае ребенок успешно развивается, он
успешен в деятельности, в общении с окружающими, он здоров, полон сил и энергии.
Что происходит в противном случае?
Если ребенок не получает то, что ему жизненно необходимо, то он ищет место, окружение, занятие, которые дадут ему возможность удовлетворить те самые потребности, о которых говорилось выше. И чаще всего это сфера, где не нужно особо прикладывать никаких усилий, где легко можно получить суррогат любви, дружбы и признания - виртуальная реальность, от которой очень быстро ребенок становится зависимым.
Ребенок по сути является зависимым существом и после рождения он полностью зависим от окружения. Но это другая, необходимая зависимость. Развиваясь, овладевая необходимыми навыками, ребенок на определенных этапах своей жизни освобождается от одной зависимости и переходит в другую. Вспомните, у кого-то в 3 года, а
кого-то, может быть и раньше, ребенок произносит фразу «Я сам», отказываясь от вашей помощи, пусть неумело, но сам старается застегнуть пуговицу, помыть тарелку, вытереть пыль, забить гвоздь. Эта фраза возникает благодаря вам, тем, кто был эти первые годы жизни для ребенка опорой, поддержкой, утешением, уверенностью. Без вас он не произнес бы этой фразы еще долгое время.
Вот именно тогда, когда ребенок по каким-то причинам лишается опоры и поддержки, которую дают ему взрослые, когда он остается один на один с трудностями, с которыми ему еще справиться не по плечу, вот тогда и наступает тот момент, когда ребенок уходит в болезненные зависимости, туда, где все легко и просто: где с ним кто-то просто и непринужденно общается, где он может почувствовать себя героем, который может все или многое, что запрещается ему в реальной жизни, самостоятельно принимать решения и не бояться ответственности, приписать себе массу достоинств, которые хотелось бы иметь, но в реальной жизни почему-то не получается.
Дети часто уходят в компьютерный мир в поисках свободы и самоутверждения. Это становится единственным местом, где ребенок переживает эмоции радости, азарта, успеха.
Как можно определить, что ребенок стал зависимым? Ведь чем раньше мы это заметим, тем больше возможностей у нас будет воспрепятствовать этому.
Компьютерную зависимость можно определить по следующим признакам:
Ø отсутствие контроля над временем, проведенным перед компьютером (неспособность спланировать время окончания пребывания за компьютером;
Ø потеря интереса к внешнему миру (забывание о домашних делах, учебе, договоренностях с друзьями);
Ø прекращение общения с родственниками, друзьями, любимыми;
Ø безразличие к своему внешнему виду;
Ø отсутствие необходимости удовлетворять какие-либо другие потребности, кроме игры на компьютере (вплоть до пищи и сна – предпочитает есть перед компьютером, не спать);
Ø повышается уровень агрессивности, ребенок раздражается при вынужденном отвлечении от игры;
Ø нарушения физиологического здоровья: снижение зрения, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, нарушение пищеварения, обмена веществ, снижение иммунитета.
Что делать?
Во-первых, нейтрализовать собственные негативные эмоции, снять собственную агрессию и раздражение, т.к. такое состояние взрослого только негативно влияет на ребенка. Он отрывается от компьютера, и, что его ждет? Скандал, безразличие, недовольные взгляды, собственное чувство вины и неподконтрольная агрессия? Правомерный
вопрос – кому захочется оставаться по эту сторону реальности?
Во-вторых, когда человек находится в спокойном эмоциональном состоянии, он лучше понимает и анализирует причины, по вине которых ребенок попадает в ситуацию зависимости. Следует признать, что фактор семейных взаимоотношений с самого раннего детства играет одну из важнейших ролей в формировании любой личности, в том числе и
зависимой.
Когда родителями осознается в полной мере ответственность за происходящее с их ребенком, именно в этот момент появляется настоящая возможность справиться с ситуацией. Когда родитель
начинает выстраивать с ребенком новые отношения, основанные на поддержке, доверии, понимании его потребностей, переживаний, соучаствуя в его жизни, он начинает влиять на него, провоцируя его изменения. Когда вдруг ребенок отрывается от игры и чувствует, что его не отвергают, что он понят, что на его агрессию не отвечают агрессией, именно это способствует первым его положительным изменениям, пониманию того, что он не безразличен, а значит, есть во внешнем мире что-то к чему можно вернуться. Необходимо отметить, что процесс этот долгий и нужно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Ведь для того, чтобы сформировать у ребенка то или иное поведение, необходимо достаточно длительное время. А для исправления ошибок, порой, еще больше.
Многие взрослые склонны использовать насильственные меры в борьбе с компьютерной зависимостью (запереть дома, избавиться от компьютера). Однако, такие карательные меры не решают причин ухода в игру а, наоборот, провоцируют у ребенка прилив агрессии и желание еще глубже уйти в себя, игру, отделившись от жестокого внешнего мира и от «обидчиков». Насильственные меры могут привести к самым неприятным последствиям – убегание из дома, нервные срывы или уход в другую зависимость, и наконец, к суициду.
Как распознать намерения подростка: прежде всего слышать и слушать его, только в этом случае мы сможем уловить смену настроения, необычные мысли, рассуждения, не свойственные для своего ребенка.
Пожелание: проявляйте к своим детям, близким внимание, заботу и понимание, чтобы они чувствовали свою нужность, значимость для семьи. Помогите найти занятие, которое помогло бы реализовать свои способности и повысить уверенность в себе. Тогда компьютерные игры станут для них лишь развлечением, средством развития каких-либо навыков, а не способом бегства от себя и реальной жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев