📎Четвертый лишний
Назовите детке четыре существительных. Из них три должны быть объединены общим признаком, а четвертое – выбиваться из ряда. Например, автобус, кондуктор, троллейбус, поезд. «Какое слово здесь лишнее? Не подходит к остальным?». Для взрослого ответ очевиден: автобус, троллейбус, поезд – это транспорт, а кондуктор – человек (профессия). Значит, лишний кондуктор.
Но малыш может вас удивить, объединив кондуктора с автобусом и троллейбусом – ведь он в этих видах транспорта работает! Поэтому объясняйте ребенку правильный ответ. А если чадо отбросило именно лишнее слово, но не может объяснить почему, то помогите ему найти обобщающее понятие для оставшихся трех. Так дошкольник будет учиться ориентироваться в мире логических понятий.
Цепочки слов поначалу следует подбирать несложные: такие, чтобы лишнее было очевидным. Например, стол – шкаф – стул – обезьяна, ромашка – ботинок – роза – лилия, грузовик – экскаватор – расческа – трактор. Со временем стоит усложнять задачу, то есть предлагать цепочки, где лишнее слово близко по смыслу: ромашка – береза – липа – дуб. Это всё растения, однако ромашка – цветок, а остальные – деревья. Или трамвай – самолет – автобус – электричка. Это транспорт, но самолет – воздушный, остальное – наземный. Так малыш будет учиться мыслить категориями разной величины и делить большие на более мелкие.
📎Скажи наоборот
Взрослый предлагает: «Я говорю слово, а ты скажи наоборот. Например, толстый – тонкий». Продумайте заранее пары – это могут быть: большой-маленький, горячий-холодный, добрый-злой, красивый-безобразный, быстрый-медленный, высокий-низкий, чистый-грязный, громкий-тихий, грустный-радостный и пр.
📎Найди похожий предмет
Взрослый подбирает любой предмет, например, фантик от конфеты, и предлагает найти другие предметы, чем-то похожие. Обязательное условие – объяснить, чем именно похожи. Да, на фантик похож… другой фантик. Но не только! Фантик красный – и цветок красный, фантик прямоугольный – и сиденье скамейки прямоугольное, фантик бумажный – и газета бумажная. То есть искать схожесть можно по любому признаку.
📎Чем отличаются?
Надо сравнить два одинаковых предмета, например, два автомобиля, и найти, чем они отличаются: цветом, количеством дверец, наличием игрушки на лобовом стекле, наклейкой на багажнике и т.д. Можно взять два листика с березы, и внимательно рассмотреть (да, тут и внимательность тренируется): у одного есть желтое пятно, у другого край оборванный и пр. А кто больше отличий найдет, тот победитель!
📎Кто кем будет? Кто кем был?
Взрослый задает вопрос: «Кем будет мальчик (котенок, утенок, гусеница)?». Для неодушевленных предметов используется слово «чем». «Чем будет желудь, мука, ткань, кирпич?». Малыш должен поднапрячься, чтобы представить развитие событий в будущем – тут включаются и мышление, и воображение. Кстати, на некоторые вопросы возможны множественные варианты ответов. Например, железо может стать гвоздем, машиной, бочкой, забором. А девочка – женщиной, мамой, взрослой тетей. Поощряйте своего малыша, когда он выдает много ответов.
📎Вариация этой игры: «Кто кем был? Что чем было?» Чем был ботинок, парта, книжка? Кем был дедушка, лошадь, крокодил? Кстати, можно строить «двухсторонние» цепочки. Например: мука – чем была (зерном), чем станет (пирожком); цыпленок – чем был (яйцом), кем станет (курицей).
Эти игры тренируют логику, умение сравнивать, анализировать и обобщать. При этом малышу такие «занятия» интересны, а взрослому – не сложны. Ведь для них не надо готовить какие-то приспособления или выделять особое время. Главное – немножко пошевелить собственными мозгами.
#логопед #логопедвмогилеве #логопедия #развитиеречи
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев