Особое место в творчестве поэтов занимали стихотворения, показывающие истинный лик Ислама, религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Нельзя не оценить тот вклад, который внесла мусульманская поэзия в общемировую культуру. Поэты арабского и мусульманского Востока были в авангарде образованнейших людей того времени, а их творчество и по сей день не перестаёт подпитывать современных людей искусства, являясь неисчерпаемым источником вдохновения и олицетворением духовности.
Отличительной чертой поэтов арабского мира был поединок с многовековыми предрассудками, утверждение равенства всех людей, данное им с рождения. Бичуя несправедливость и вероломство, хищничество и взяточничество, эти стихи осуждали праздность и призывали к активной борьбе за счастье и справедливость, жестоко высмеивали тиранов-угнетателей, а также тех, кто так или иначе способствовал этому угнетению.
Поройтесь в памяти, и Вы найдёте в ней имена тех людей искусства, кто на протяжении всего своего творческого пути в каждой строфе, в каждом слове восхвалял величие и могущество Всевышнего, образ Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), раскрывал духовный мир истинно верующего человека.
Это и Низами Гянджеви, автор всемирно известной поэмы «Хамсэ»; и Мухаммад Физули, наречённый непревзойдённым мастером любовной лирики, создававший газели; и Алишер Навои, и Махтумкули, и Фирдоуси, а также Хафиз, чьи поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира.
Безусловно, особое влияние на формирование специфических форм поэзии Ислама оказало поэтическое творчество арабских племён. Их словесность меньше других соприкасалась с миром эллинизма, что и стало решающим фактором создания кардинально иной культуры, в том числе и поэтической.
Первый жанр, о котором мы хотим Вам рассказать и который лёг в основу формирования целой системы поэтических форм в исламских странах, - это касыда. Это небольшая поэма в 15-200 строк, состоящая из трех частей. Первая – лирическая – является отправной точкой при создании любовных произведений, воспевающих радости жизни. Вторая часть, как правило, посвящена описанию трудностей жизни главного героя в пустыне. Именно отсюда и появилось описание, характерное для воспевания героизма и благочестия. Третья часть касыды была пронизана грустью о покинутом крае, что привело к созданию ещё одного направления – жанра оплакивания и осмеяния. Жанр касыды сохранялся вплоть до середины XIXвека, пока не усилилось влияние европейской литературы.
Если говорить о средневековой арабской поэзии VII– начала VIIIвеков, то здесь чаще можно было встретить панегирик. Поэты отказываются от восхваляющего характера стихов, делая выбор в пользу поучений, увещеваний.
Нельзя не сказать и о других классических формах поэзии Ислама. Это кыта — стихотворение из 8-12 строк, которое писалось для восхваления, поношения или плача; рубай – короткое, но очень яркое изречение философского характера; газель – лирическая любовная песня.
Уже к XI веку классическая арабская литература стала уникальным органичным сплавом мусульманских религиозных и светских мотивов. В XI-XII вв. во время общего культурного расцвета в поэзии появляются такие виды поэзии, как мувашшах и заджал. Если мувашшах – это поэма из 4-10 строф, то заджал представляет собой «песнь» из 6-9 строф. Общими чертами новой арабо-испанской поэзии были их музыкальность и близость к народному устному жанру.
Два века спустя, в XIII-XIV вв. наступает общий упадок и застой в классических формах арабской литературы. Именно в этот период и расцветают народные жанры. К примеру, дастан, представляющий собой, как правило, литературный пересказ сюжетов, народных преданий.
Нет комментариев