Особенное внимание уделяется (часто только на словах) слабой инфраструктуре футбола в России.
Инфраструктура, конечно же, не повредит развитию футбола. Но это не главная проблема. Ни в фавелах Рио-де-Жанейро, ни в трущобах Кот-д’Ивуара никакой инфраструктуры нет, но это не мешает местным детям достигать высот футбольного мастерства. В то же время в Англии с инфраструктурой все в порядке, но детский футбол постоянно и заслуженно подвергается критике.
Главная проблема детского футбола как в Англии, так и в России находится в головах людей (родителей, тренеров, чиновников), в их философии. В этом плане детско-юношеский футбол в России гораздо ближе к английскому, чем может показаться на первый взгляд. Как следствие, стиль игры часто сводится к менее комбинационному (ругают заводившихся защитников, например), более атлетичному. Ошибки, мягко говоря, не поощряются. Селекционеры особое внимание уделяют крепким ребятам, а не соплякам, каким был в свое время Месси.
Во многих странах мира происходит изменение этой философии. В Германии и Бельгии это произошло лет 10 назад. Результаты мы как раз начинаем наблюдать сейчас. Правда, в Германии вместе со сменой философии была еще поднята инфраструктура на новый уровень. Но инфраструктура — очевидность, стоящая огромных денег. Философия же — практически бесплатна, но далеко не очевидна. В Англии за последние пару лет после неудач на чемпионатах Европы и мира начали об этом говорить. В результате только в начале 2012 года английская футбольная ассоциация приняла новую, в чем-то революционную программу развития детско-юношеского футбола. Новая программа как раз пытается решить проблемы развития футболистов, связанные с обилием лиг и прочих соревнований для детей. Во главу угла ставятся сами дети и их всестороннее развитие, а не тренеры, родители и кубки.
Поговорим об исследовании, проведенном английской футбольной ассоциацией, которое напрямую повлияло на новую программу. Подробнее о нем можно прочитать в блоге Ника Леветта — национального менеджера футбольной ассоциации по развитию юношеского футбола и детского тренера академии Фулхэма.
Ник и его коллеги объездили Англию и опросили более 50 групп ребят на тему футбола, узнавали, что им нравится, а что — нет.
Одним из заданий для детей было следующее. Им предоставили 16 бумажек, на которых были написаны различные внутренние и внешние мотиваторы для игры в футбол. Нужно было выбрать из всех девять самых важных и упорядочить в порядке важности. Вот что было написано на бумажках:
1. «Я люблю забивать или предотвращать голы».
2. «Мне нравится встречаться с новыми друзьями благодаря футболу».
3. «Мне нравится хвастаться футбольными навыками перед другими».
4. «Это очень хорошая игра, и я ее люблю».
5. «Мне нравится учить навыкам других».
6. «Футбол помогает мне быть здоровым и поддерживать форму».
7. «Мне важно выиграть лигу/турнир».
8. «Мне нравится учиться новым навыкам».
9. «Я играю, потому что так хотят родители».
10. «Мне важнее выложиться полностью, чем победить в игре».
11. «Для меня важно пытаться выиграть».
12. «Для меня важно выигрывать трофеи и медали».
13. «Я люблю играть футбол со своими друзьями».
14. «Я люблю играть в футбол, потому что это весело».
15. «Мне важнее победить в игре, чем выложиться полностью».
16. «Я люблю участвовать в матчах против других команд». Попробуйте угадать шесть самых важных мотиваторов для детей, возьмите ручку и запишите их. Дети во всех опрошенных группах отвечали одинаково. В то же время никто из родителей так и не смог назвать все правильно.
Итак, на первом месте с огромным отрывом находится ответ 10 «Мне важнее выложиться полностью, чем победить в игре». С большим отрывом. Вы отгадали? Теперь сравните это с ценностями, которые взрослые вносят в игру. Совпадают? А должны совпадать.
Следующие пять ответов не очень трудно отгадать:
2. «Мне нравится встречаться с новыми друзьями благодаря футболу».
4. «Это очень хорошая игра, и я ее люблю».
6. «Футбол помогает мне быть здоровым и поддерживать форму».
13. «Я люблю играть футбол со своими друзьями».
14. «Я люблю играть в футбол, потому что это весело».
Дети приходят на тренировки уже мотивированными внутренне. Они не нуждаются во внешней мотивации. Задача тренера — сохранить это детское желание играть в футбол, а не убавить его путем скучных монотонных упражнений и ожиданий в очереди. Интересно, что ответ 12 «Для меня важно выигрывать трофеи и медали» и 15 «Мне важнее победить в игре, чем выложиться полностью» не были выбраны НИ ОДНОЙ группой детей из более 50, делавших это задание. Ответ 7 «Мне важно выиграть лигу/турнир» был выбран однажды, но при этом оказался в самом низу списка. Турниры просто не важны детям. Так кому тогда они важны?
Результатам этого исследования многие не верят. Пытаются найти какие-то ошибки в том, как именно были проведены опросы. Так, например, на одном из тренерских курсов учащиеся тренеры не поверили результатам и посчитали, что их подопечные дети думают по-другому. Тогда преподаватель попросил их разослать всем родителям SMS с просьбой задать вопрос для детей «Зачем вы играете в футбол?». Один из тренеров спросил о том же своих собственных детей от 8 до 13 лет. Все результаты опросов совпали. Один из его сыновей даже говорил о том, что ему важнее стараться и полностью выкладываться, чем победить. На следующий день этот тренер пришел на курс и извинился, причем не столько за то, что не верил результатам, а за то, что ставил свои желания перед желаниями детей. Если же вы читаете все это и тоже не верите, спросите своих детей, зачем они играют в футбол.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1