В жизни известного художника начала двадцатого века Альфонса Мухи змеи сыграли очень серьезную роль — они практически сделали его дизайнером ювелирных украшений! В 1898 году признанный мастер нарисовал афишу к спектаклю «Медея». На ней была изображена великая актриса Сара Бернар в образе героини античной трагедии (ф.1).
Всё на этой картине было пропитано ужасом: искаженное от страха лицо Медеи, залитый кровью кинжал, распростертые тела убитых детей и... ее зловещий браслет в виде змеи. Он обвивал ее руку от запястья до локтя. Казалось бы незначительная деталь усиливала общее впечатление кошмара и жестокости.
Трагический образ Медеи необыкновенно взволновал известного ювелира того времени Жоржа Фуке. В то время он находился в творческом поиске, и ему очень захотелось воплотить идею этого браслета в жизнь. Инициативу Фуке горячо поддержала сама Сара Бернар. Альфонс Муха разработал эскиз этого украшения, и уже в 1899 году фантастический браслет стал реальностью.
До сих пор считается, что браслет «Медея», выполненный в тандеме Муха-Фуке — это одно из самых ярких и экстравагантных украшений, которые когда-либо создавались в истории ювелирного искусства.
Конструкция браслета необыкновенно сложна: змея словно ползет по запястью и поднимается выше по руке. Чешуя на змеиной голове создана в технике витражной эмали, а гибкое тело усыпано рубинами, опалами и бриллиантами. От браслета тянется золотая цепочка — к ней присоединяется змеиное кольцо. Когда актриса надевала браслет на руку, змеи словно «оживали» и начинали пронзительно смотреть друг на друга. Тело змеи было гибким и подвижным: под золотыми пластинами скрывалась целая система шарниров, позволяющая змее свободно «ползать» по руке.
Сара Бернар обожала это украшение. Браслет стал неотъемлемой частью ее сценического образа и всегда ассоциировался с роковыми женщинами, которых она столь блестяще играла на сцене.
Змея как символ вечной любви
Среди простых обывателей змеиные украшения стали популярны намного раньше — в феврале 1840 года. «Змеиная лихорадка» разгорелась внезапно, и толчком к ней послужил подарок принца Альберта королеве Виктории. Предложив ей свою руку и сердце, Альберт преподнес ей необычное помолвочное кольцо в форме змеи. Такого до Альберта еще никто не делал — многоликая змея вызвала в голове множество образов, но мало кто ассоциировал ее с нежными чувствами. Выполнена она была виртуозно: голову змеи венчал изумруд, а глаза сверкали рубинами. Реплика кольца Виктории на фото 2.
Змея принца Альберта произвела фурор в мире свадебной моды — все девушки Викторианской эпохи мечтали получить такое же кольцо от своих возлюбленных. Королева Виктория носила змеиное кольцо постоянно и считала, что змея символизирует их бесконечную любовь. Поскольку королева пожелала, чтобы ее похоронили вместе с этим кольцом, сейчас мы можем увидеть лишь реплики этого украшения.
По-новому змеиная тема в ювелирном искусстве зазвучала в эпоху ар-нуво. Рене Лалик, Жорж Фуке и Альфонс Муха, о котором мы уже рассказывали, очень часто использовали змеиные мотивы в своих работах. Для мастеров модерна змея была ожившей абстрактной линией, в которой воплощалась идея неподвластного человеку мира, живущего по собственным законам.
Ювелирный критик Вирджиния Салем объясняет популярность змеиного мотива по-своему: «Сегодня люди как никогда ценят природу. Возможно, желание оказаться ближе к ней – это реакция на технологии, которые заполонили нашу повседневную жизнь. Природа и природные мотивы апеллируют к человечности и помогают нам ощутить почву под ногами».
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений», – говорил когда-то Альфонс Муха.
#ЮвелирноеИскусство #ArtNouveau
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев