Старообрядческая икона сер XIXв, Урал (Нижний Тагил?).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Также называют Всевидящее Око Божие или Образ Всевидящего Ока, образ запрещен Синодом в 1722г, воспроизводился только у старообрядцев. В основе иконографии слова из Псалма 32:
"Се очи Господни на боящияся Его, и уповающия на милость Его."
В центре иконы Исус Христос в образе Спас Эммануил как центр мироздания. В одном из толкований также имеет место соотнесение Христа и Солнца, Христа и Света. В среднике иконы размещены несколько концентрических кругов, заполненных изображениями. Вверху – своеобразное полукруглое навершие, обрамляющее полуфигурное изображение Господа Саваофа (Бога Отца), благословляющего обеими руками двуперстно. Ниже – Пресвятая Богородица в образе Оранты, возносящей моление (как на иконах Знамение). Внешний круг разбивают на четыре части красные треугольники – лучи ромбической «славы», в каждом из которых изображен один из четырех евангелистов (тетраморф). Внешний - зеленый и следующий за ним красный круги заполнены изображениями небесных ангельских сил – шестикрылых серафимов с золотыми крылами, лучами и звездами. Два центральных круга включают в себя исполненное золотом по золоту поясное изображение благословляющего двуперстно обеими руками Спаса Эммануила. Обилие текстов, помещенных в среднике и расположенных по границам концентрических кругов, заставляет наш взгляд следовать за ними по кругу и «по солнцу» – слева направо. Мы как будто обходим центральное изображение Христа-Солнца – как в литургическом действе издревле обходили храмовый престол. Тем самым, иконописец побуждает нас следовать взглядом, – идти «посолонь», как это сохранялось в старообрядчестве. (частично по материалам сайта «Русский музей: виртуальный филиал»).
Источник:ВК Записки о старообрядчестве.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев