ПОЧЕМУ ЛЮДИ – ДОЛГО НЕ ЖИВУТ.
Отец Андрей Т.
Недавно Церковь поминала преподобного Пимена Великого, а сегодня Иова Почаевского. Каждый из этих отцов прожил более ста лет.
Есть такая наука геронтология. Наука -- о старости и о продлении жизни. Мы когда садимся, например, за праздничный стол — поем друг другу: «многая лета». На день рождения и прочие праздники мы желаем друг другу долгих лет. Желают этого в разных культурах, на разных языках.
И есть реальные люди, которые прожили сто лет. Но они прожили -- сто лет не по мирским привычкам и законам, то-есть с колбасами, котлетами, валянием на диване и пошлыми сериалами. Нет, они жили -- в пустыне, в борьбе, войне, без еды и питья. Но прожили сто и более лет.
А те, кто живет иначе, они ЖИВУТ -- чахло, дохло и уже к 70 годам ПРЕВРАЩАЮТСЯ -- в полные развалины. С исключениями, конечно. И вот, об этом я бы хотел поговорить.
Преподобный Иов Почаевский звался в миру Иван. Он родился в 1551 году и в 10 лет пошел в монахи. Прожил в монашестве долгие годы и умер в 100 лет. То есть, он был монахом 90 лет. Принял монашеское имя Иов в честь Иова многострадального, которого сильно Господь Бог испытывал и искушал в образ Сына своего. Иов — это образ Христа. Убитый, мучимый ни за что, при этом сохранивший верность Богу и не отчаявшийся.
Так они жили, эти люди. Мало ели, мало пили, никаких удовольствий в жизни — скажем по - нашему — мороженого они не ели. Знал одного монаха — он даже мороженого никогда в жизни - не ел. Грыз сухарь в детстве, и сухари были такие твердые, что у него по деснам кровь текла. И вот, они так прожили в монашестве всю жизнь. Сто лет жизни, из которых каждый год настолько был -- насыщен, что если его раздробить по кусочкам и повесить на плечи — то нужно было бы 20, 30, 40 человек, чтобы поднять эту тяжесть. А они так жили. И мы, мирские люди, хотим жить долго. Говорим: многая тебе лета, сто лет, и так далее, и тому подобное.
На самом деле есть люди, которые долго живут. Вот тот же Пимен, тот же Антоний Великий, тот же Иов Почаевский, и другие — они живут сотнями лет, но как живут?
Для чего мы желаем друг другу жить долго? Чтобы только – НАСЛАЖДАТЬСЯ и Развлекаться, курить и водку пить, дома с ближними -- РУГАТЬСЯ и скандалить, ДЕНЬГИ копить, машины покупать, шубы, ковры с хрусталями -- покупать и перед соседями – ХВАСТАТЬСЯ – не хорошо это и Богу неугодно.
Бог человеку жизнь -- ДАЛ, здоровье дал, а человек о Боге – ЗАБЫЛ, живет САМ – для себя – для удовольствия, да еще и грешит – потому Бог и терпит таких людей, пока они своих детей -- не вырастят, а потом, сразу же и здоровья их --ЛИШАЕТ и сил и жизнь -- СОКРАЩАЕТ. А зачем этим неблагодарным Богу людям – жить долго?
Потому сами посмотрите, как только доживают наши старики, особенно мужчины до 55 -- 65 лет, так их СМЕРТЬ -- словно косой косит.
Так Господь ПРЕДУПРЕЖДАЕТ все людей – ВСЕХ Атеистов, всех, кто НЕ ХОЧЕТ -- Бога признавать и Ему повиноваться: «Не хотите жить по Заповедям Моим – тогда МНЕ такие люди на земле – НЕ НУЖНЫ. Пожили немного и хватит.
А верующие в Бога люди ЖИВУТ -- долго для того, чтобы ТРУДИТЬСЯ – и физически и духовно, своим ближним помогать. Работай и молись. Работают, молятся, молятся, работают. С бесами воюют и другим помогают.
Поэтому я бы хотел, чтобы мы с вами, исходя из сказанного, кратко конечно, может быть, поверхностно, но все – таки, чтобы МЫ -- поняли, почувствовали, прикоснулись к такой идее, что долго -- жить в принципе не надо.
Зачем долго жить? Чтобы ДОЙТИ до состояния -- развалюхи, и чтобы тебя ВОЗИЛИ -- на каталке в доме престарелых? Бог эгоистов и тех кто Его не почитает – не жалует и здоровья и сил им -- не дает и жизнь им – СОКРАЩАЕТ!
Как пишется про Моисея (ему было 120 лет), но у него ни один ЗУБ -- не выпал! И он телом был крепок, как сильный мужчина, и глаза у него -- не ослабели. Он без очков видел — очков тогда и не было, но он не ослеп от старости. Он был -- крепкий, сильный, мужественный человек. Такой был Антоний Великий.
А почему они БЫЛИ -- такие сильные, здоровые и крепкие?
Почему наши старики сегодня при избыточном питании, при физиологических процедурах, при путешествиях, при том, при сем — почему они не такие? Наши старики – БОЛЬНЫЕ, слабые, немощные – старые РАЗВАЛИНЫ, ни на что доброе -- не годные, требующие -- внимания и ухода.
Почему современные старики ЖИВУТ – намного МЕНЬШЕ и, доживая до каких — то 55 – 65 лет, превращаются уже не в то, что хотелось бы – слабые, немощные, многие еле ноги передвигают, ходить толком не могут, из больниц не вылазят?
Память слабеет, нравственность затухает, МНОГИЕ старики -- капризны, обидчивы раздражительными -- СТАНОВЯТСЯ и то им не так, и это не так, их родные и близкие до того от них -- УСТАЮТ, что уж не знают куда и бежать от таких стариков. Сами не живут и другим не дают – только грехов перед Богом набирают. Молитвы -- НЕТ, трудов -- НЕТ. И какое — то растительное состояние. Нет чего-то большого, духовного. Поэтому, очень хочется, чтобы человек имел духовную направляющую.
Вот сегодня, повторяю, мы празднуем память Иова Почаевского. Те, кто знает его, с радостью услышат это имя. Тем, кто не знает — я расскажу. Середина XVI века. Волынь. Человек родился в православной семье, в 10 лет захотел стать монахом. Ушел в монастырь и УДИВИЛ -- всех жесткостью своей жизни. Раньше всех -- просыпался, позже всех -- ложился, мало ел. С утра на службе, все ПОСЛУШАНИЯ -- исполняет, никому не прекословит, в устах молитва. Старики монахи, которые там много что видали, думают: что за ребенок, что такое? Откуда взялся? А он выше, выше, выше. Они ему говорят: ты должен быть -- игуменом, ты серьезный парень, ты должен командовать другими. Только он это услышал — сразу же СБЕЖАЛ из монастыря в другой.
Туда пришел, его спрашивают: ты кто? — Я простой монах. — Ну, давай, монашествуй. И он начал монашествовать. Если, допустим, осел скажет, что он жеребенок, то его через день, или даже через полчаса расшифруют. Так же и святой человек — поживет с тобой хотя бы день-два — и ты скажешь: э-э – э, брат, да ты не простой. Ты, наверное, святой. Иова тут же расшифровали и объявили ему: ты сильный, ты большой, ты должен быть игуменом. Иов и оттуда убежал.
Пришел на Почаевскую гору. Это такая интересная гора в Западной Украине. Поляки считают, что это Польша, украинцы — что Украина, русские могут считать, что это Россия, потому что она была в составе Российской Империи. Но, так или иначе, это Божия гора, на которой Матерь Божия однажды -- ЯВИЛАСЬ, наступила стопой Своей святой на вершину горы — и там отпечатался оттиск Ее стопы, и потекла вода. Она течет и сегодня. Там Святой целительный источник. Люди исцеляются от разных болезней.
На этом месте стоял монастырь, и жили монахи. Иов пришел туда, в Почаев. Его спрашивают: ты кто такой? Он отвечает: я монах. — Ну, давай, монашествуй. Он начал монашествовать и снова РАНЬШЕ -- всех встает, позже всех уходит из храма, никому не прекословит. Все, что сказали — делает, ни с кем не ругается, ни от чего не раздражается и как ракета летит в небо — не остановишь. Если ее правильно направишь, топлива хватает — она идет в небо. Всё! Уходи в сторону, ракета поднимается.
Все поняли, что он не простой человек, и его в этом третьем монастыре СДЕЛАЛИ все таки -- опять игуменом и вот там он стал -- Иовом Почаевским. В честь Иова Многострадального взял себе имя. А вообще был Иван по фамилии Золизо. Это украинское слово означает железо. То есть, он был Иван Железо. Он и был как железным. Но если бы он был по-настоящему железом, то железо уже сгнило бы, заржавело. А он был крепче, чем железо. Он вставал, трудился, работал, деревья - сажал, землю таскал, перегноем деревья обкладывал, на просфорне трудился.
Вообще работал, как раб, на всех работах, хотя БЫЛ – игумен – начальником монастыря, в наше время игумены уже так не живут и не поступают – они слишком ВАЖНЫЕ для простого труда наравне с простыми монахами. И прожил он, в конце концов, в монастыре -- сто лет. Всей жизни было его 100 лет. А в монашеской жизни 90 лет.
Он нашел на Почаевской горе такую яму, как змеиный лаз, чтобы можно было на брюхе заползти — нишу между камнями, и там он молился сутками. Иногда некоторые святые братья, которые имели духовную жизнь, видели, что из этой пещеры, где Иов сутками находился и, не переставая, молился Богу — вырывались, как будто бы, языки пламени. Пламя огня выходило.
От долгого стояния на молитвах у него -- загноились ноги. При жизни у него застаивалась кровь в ногах, и открывались раны, и текла сукровица — смесь крови со слизью, и он был такой страдалец. А сейчас, по смерти его тело стало нетленным. Его похоронили в 1651 году.
А через 8 лет после смерти преподобный Иов -- явился Дионисию, митрополиту Киевскому и произнес: «Бог хочет через тебя открыть мои кости. Я Иов Почаевский» — и исчез. Тот проснулся, перекрестился, подумал: что-то приснилось, и заснул опять. Снова ему -- явился Иов и говорит: «Бог через тебя хочет открыть мои кости. Я Иов Почаевский». И исчезает. Митрополит проснулся, удивился, потряс головой и снова лег спать. И опять ему является Иов: «Третий и последний раз тебе говорю, что Бог хочет через тебя - открыть мои кости». Но это уже было с некоей угрозой. Тогда митрополит подумал: что за Иов, какой Иов, что за Почаев?
Подумайте, сейчас на машине от Киева до Почаева 8 часов ехать. А раньше, в каретах, кибитках, на подводах — огромное расстояние. Ну, поехали в Почаев. Узнали про Иова. Раскопали гроб. Нашли тело. Открыли. Тело святое, нетленное. Лежит, как живой.
Так он, как живой, и ЛЕЖИТ -- в Почаеве сегодня. Можно открывать раку этого святого человека, целовать ему руку, рука – ТЕПЛАЯ! То — есть он живой! И это Чудо Божье Великое – для нас маловерных!
И там, когда его открыли, когда достали из земли — БЫЛИ, конечно, исцеления. И бесы из людей исходили, и всякие хромые, кривые -- исцелялись. И было всем понятно, что Церковь НАШЛА -- великого святого!
Вот я хочу свести две эти мысли воедино, братья и сестры. Вот, мы ВСЕ -- хотим долго жить.
Возникает вопрос: зачем? И как ты хочешь долго жить?
Если ты хочешь долго жить, как живешь сейчас – ПОСТОЯННО греша, забыв о Боге, то ЗАЧЕМ -- тебе так жить? Хочешь долго жить — тогда ЖИВИ, как святые – СЛУЖИ Богу и людям!
Святой человек жил 100 лет и больше жил – о ближних заботился, помогал – Богу служил, в молитве всегда был. За праведную жизнь Бог НАДЕЛЯЕТ -- долголетием. Праведный Мисаил прожил дольше всех -- 979
лет, праведный Ной -- 970 лет.
Хочешь так жить — живи как Иов, будешь жить здоровым и сильным - 100 лет и больше!
Не объедайся, не пей вина, не кури, не ругайся, не блуди, людей не обижай – ДОБРЫЕ дела делай, людям помогай, ПОСТОЯННО -- молись, Посты строго соблюдай, читай Псалтырь, Евангелие, Жития святых и их мудрые поучения, всегда трудись – РУКАМИ дела делай, а УМОМ молитвы -- читай, ходи в храм Божий, в грехах исповедуйся, ЧАЩЕ причащайся. Вот и проживешь – 100 лет здоровым и сильным!
Вот как мы сегодня Посты -- соблюдаем? К примеру -- Постные дни Среда и Пятница? Да многие – вообще их не соблюдают, а если и соблюдают – то не полностью – до вечера часов до 8 – 10 вечера, и все, начинают есть скоромное, это разве Пост? Едят постную пищу, да еще и с Майнезиком, с вареньем, с сахаром – это что Пост?
Да еще и ругаются, скандалят, обижаются, сами грубят людям – это что Пост?
Раньше во время Постных дней до следующего утра -- люди вообще НИЧЕГО не вкушали, только воду одну пили, трудились и молились, Святое писание читали, СТАРАЛИСЬ никого не обижать и не огорчать – вот это Пост! Потому и здоровые БЫЛИ и ничем – НЕ БОЛЕЛИ!
Ученые и Врачи сегодня уже ДОКАЗАЛИ, что во время строгих Постов – организм и кровь человека – ОЧИЩАЮТСЯ от всякой химии, что мы едим, от всякой ГНИЛИ -- которая внутри завелась.
Если мы Посты не соблюдаем – то наш организм СИЛЬНО -- ЗАСОРЯЕТСЯ, зашлаковывается, покрывается - СЛИЗЬЮ и начинает гнить – вот почему, у нас у всех такой противный ЗАПАХ изо рта – мы все, постепенно ЗАГНИВАЕМ.
А во время Поста – организм человека – ОЧИЩАЕТСЯ, восстанавливается, процессы СТАРЕНИЯ организма замедляются – это все ДОКАЗАНО наукой – потому, если хотим жить долго и быть здоровыми – НАДО соблюдать как можно СТРОЖЕ посты.
Но пост без молитвы и храма – это обычная голодовка и Бог это -- не благословляет, вот потому и нужно во время Постов -- УСИЛЕННО и больше молиться, ЧАЩЕ - в храм ходить, в грехах -- каяться и причащаться – тогда польза большая идет человеку.
А когда большие Посты наступали, к примеру - Рождественский или Великий – люди ЕЛИ только картошку с солью и хлебом, постные супы и каши на воде и Молились, молились, молились – СТАРАЛИСЬ как можно МЕНЬШЕ грешить – НЕ РУГАТЬСЯ, не материться, не ссориться, не обижаться, ВСЕХ прощать, ВСЕМ – уступать, ВСЕХ – жалеть и ВСЕМ – помогать. А мы как сегодня живем?
Ну, а если ты хочешь ЖИТЬ – только для себя, для своих интересов, для развлечений и наслаждений? Без искушения, без трудов и без болезней, без борьбы и без ударов, без боли, без слез. Так чисто пожить. Подольше. Тогда возникает вопрос: а зачем тебе ДОЛГО -- жить?
Раньше хотели, чтобы коммунистические вожди народа жили - очень долго. И стремились найти законы природы, которые позволяли бы этим вождям жить подольше, чтобы Ленин, Хрущев жили вечно. Вот такая наука.
Но все это окончилось пшиком. Потому что — какой смысл? Жить-то вечно им зачем? Это страшный абсурд. Если ты хочешь жить вечно — ЖИВИ правильно, по совести, а еще надежней – по Заповедям Божьим.
И здесь смешивается понятие долголетия с понятием -- правильной жизни. Вот я недавно читал, что в Азербайджане в 1960 году умер некий Махмуд — Оглы, не помню как его имя, который родился в 1808 году. То - есть прожил на свете 152 года. Пастух. Родил со своей женой детей, в общей сложности — 111 потомков. И сказал что СЕКРЕТ долголетия очень простой – я всегда РАБОТАЛ и никому НЕ ВРАЛ, ни одного человека – не обидел. Что я ел, какую еду, чистый воздух, горы — это все ерунда.
Главное — что я работал всю жизнь и НИ КОМУ -- не врал, никого – не обижал, по совести поступал. Вот секрет -- долголетия. 152 года. В Азербайджане есть почтовая марка, посвященная этому Махмуду. Он национальная легенда.
Вот корни долголетия. Они — в безгрешности. Будешь грешить — ты уже в 40 лет БУДЕШЬ – стариком, потому что ГРЕХИ – СОКРАЩАЮТ жизнь, и сдохнешь, и в ад пойдешь. Потому что в Рай тебя твои грехи – НЕ ПУСТЯТ.
А будешь жить более — менее ПРАВИЛЬНО – о Боге не забывать, людей – не обижать, помогать им — доживешь до 100 лет. Все будет хорошо, и даже зубы твои не будут -- требовать пломб. Как у Моисея.
Вот такие темы меня интересуют. Думаю, интересуют и вас. Потому что мы хотим жить долго, жить хорошо, вкусно и без греха. И хотим все вместе. А оно как-то вместе плохо получается, но мы все равно хотим. Вот стоит об этом подумать, конечно.
А вчера была память Пимена Великого, он прожил тоже 100 с лишним лет, и все в монашестве. Ну, вот сейчас мы живем в этом веке — 40, 50, 55 — и в могилу. 45 - и в могилу, 60 - и в могилу. Почему? Кушаем вкусно, образованы, комфорт, чего не хватает? Давайте подумаем: чего не хватает? Ну, ладно, поехали вопросы. Их, конечно, всегда больше, чем ответов, но, я думаю, ответы у вас -- рождаются сами.
В НАЧАЛЕ МОЕГО СВЯЩЕНСТВА.
Помню, когда я еще только начинал служить, как-то звонит мне староста:
— Батюшка, приезжай: у тебя в двенадцать отпевание, настоятель благословил.
— Кого отпеваем?
— Девицу одну, вон уж привезли, лежит в подвенечном платье.
В начале моего священства самым тяжелым испытанием для меня было -- отпевать детей и молодых людей. Не мог видеть, как плачут родители над умершими детьми, у самого горло перехватывало. А потом понял, что никому не интересно, что ты переживаешь, важно, что ты делаешь. Постепенно научился защищаться от происходящего, как отстраняется от чужой боли врач или судья. Иначе не выдержать. Это со стороны кажется, что страдание равномерно распределяется по всем, а как стал служить, так во всю эту боль с головой и окунулся. Много ее на священнике сходится, ты оказываешься в центре страданий, и кажется, что ничего, кроме них, в мире больше нет.
— Да ты не переживай, отец, — продолжает староста, знает она мою слабость, — этой девице уже за восемьдесят. — Это она так пошутила.
Приехал в храм, захожу. Вижу краем глаза, в боковом приделе стоит гроб, а из него фата выглядывает.
«Вот, — думаю, — нашли развлечение, — это я про сродников, — делать им больше нечего, как на старуху фату напяливать». И появилось у меня к этим людям нехорошее чувство.
Подхожу отпевать, сухо поздоровался с людьми, можно сказать, еле кивнул, и только потом посмотрел в гроб. Посмотрел и остолбенел. Хотите — верьте, хотите — нет, но я увидел такое лицо, от которого невозможно было оторвать взгляд. Это был настоящий лик, такие лики я видел только у святых на древних иконах. Смотрю и понимаю, что передо мной лежит святой человек. Чаще всего лица умерших ничего не выражают, кроме страданий и следов болезни. Наконец я смог оторвать взгляд от лица усопшей.
— Кто она? Почему у нее такое прекрасное лицо? Почему она в фате? Расскажите мне, и потом будем отпевать, — как пулемет, не останавливаясь, задавал я им свои вопросы.
— Да мы, батюшка, на самом деле ей не родственники, — отозвался мужчина средних лет.
— Бабушка Ольга пришла к нам в дом по рекомендации наших друзей, когда у нас появился очередной ребенок и нужна была помощь. Еще у нас тогда мать очень болела, не знали, что и делать. Бабушка помогала нам растить детей, а потом уже и внуков. Много молилась, нас учила. Ходила по другим домам еще ухаживать за одинокими больными стариками. Мы мало что знаем о ней. Знаем только, что к нам она попала уже далеко не к первым. И до нас она помогала многим, а с нами, просто уже постарев, осталась навсегда.
Бабушка хотела в молодости стать монахиней в миру, но духовник отговорил ее, времена были сложные. Сказал: «Помогай людям и этим будешь служить Богу, а служение это и вменится тебе в монашество». Вот она, как могла, и служила. Ничего у нее своего не было. Все, что имела, отдавала другим. А про фату, так это мы сами решили, все же она невеста Христова.
Я отпевал Ольгу и понимал, что мне несказанно повезло. Ведь я пересекся с настоящим примером святости. Этот человек жил рядом со мной, дышал со мной одним воздухом, а я про нее ничего и не знал. Может, и хорошо, что не знал, это дает право надеяться, что рядом с нами живут еще и другие святые, просто мы про них ничего не знаем.
Когда стал ходить по домам причащать стариков, удивлялся, какие же они разные. Придешь в один дом, начнешь разговаривать со старым человеком, а тот и говорит:
— Батюшка, у меня дочь, гадюка, деньги тырит. Вот, под подушкой их прячу.
— Так, может, она нуждается в них, отец, за тобой же уход нужен, лекарства? Зачем дочь обижаешь, ведь не бросает тебя, заботится.
— Нет, тырит! — капризно кричит старик. — Я знаю!
Грустно.
Вы не замечали, как порой тягостно и даже невыносимо тяжело сидеть рядом -- со старым человеком. Вроде он и одет чисто, а с души воротит, как уйти хочется.
Спросишь такого: «Отец, как поживаете?»
— и скорее всего в ответ услышишь, что все плохо, что президент — гад, что губернатор — вор, а мэр — проходимец, пробы негде ставить. Страшное состояние души. А ведь старость — это итог, с которым человек стартует в вечность. Кто сказал, что ад начинается на небе? Он начинается еще на земле, как, впрочем, и рай.
Помню, лежит старушка, на глазах линзы, как телескопы, почти не видит. Двигаться не может, да еще и не слышит ничего. Бревнышко бревнышком. Думаю: интересно, а какие у нее мысли и желания? А у нее вообще есть желания?
— Мать, — ору, — ты чего-нибудь хочешь? У тебя есть желания?
— Есть, — отвечает, — я жить хочу.
— А зачем тебе жить, мать? Ты же не живешь, а мучаешься?
— Мне, батюшка, детей жалко, что они без меня делать будут? — И заплакала. А дети уже и сами на пенсии.
Иногда задаешься вопросом: почему некоторые люди так долго живут? Бабушке, а это, как правило, бабушки, уже за девяносто, а она все никак помереть не может. Плачет:
— Устала, говорит, а Бог все меня на земле терпит.
Вот как-то поговорил так с одной нашей прихожанкой, бабушкой Таней, а через год где-то, смотрю, в храм на службу приходит ее внук с женой и двумя детьми. Всю службу СТОЯТ -- молятся, жена с детьми причащаются. Возликовала душа моя, а на следующий день баба Таня и померла. Отпустил Господь, молитвенная смена -- ПРИШЛА.
Да, интересно порой жизнь поворачивается… В нашем храме двое прославленных Церковью новомучеников, бутовские страдальцы. Мы когда поехали на Бутовский полигон, то с нами была внучка одного из наших святых. Во время панихиды, еще в старом деревянном храме, зачитывая имена расстрелянных, обнаружили, что имя нашего псаломщика выделено красным маркером.
Спрашиваем: почему имена некоторых новомучеников -- выделены, в том числе и нашего бывшего псаломщика, а другие нет? А нам говорят, что он уже прославлен -- в лике святых. Теперь не о нем, а ему молиться нужно. Представляете? Внучке узнать, что ее дед святой.
Вернулись домой, пошли к дочери святого мученика Димитрия, Надежде Дмитриевне. Ей тогда было что-то около восьмидесяти пяти лет. Бабушка Надежда в храм уже не ходила, физически не могла. Но ум имела поразительно ясный и изумительную память. Она даже помнила, что колокол, сброшенный с нашей колокольни, весил шесть тысяч двести пятьдесят пудов. Рассказывала, как такую махину поднимали на высоту почти сорока метров, правда это было до ее рождения, но еще свежие рассказы участников подъема колокола остались в ее памяти. Точно так же ясно отпечатались у нее и события, связанные с разгромом храма. Для того чтобы сбросить колокол, понадобилось прорубать в стенах колокольни дополнительные отверстия. Колокол упал и не разбился. Добивали эту красоту его же языком. Потом куски погрузили в машину и увезли.
Метаморфозы
Надежда Дмитриевна прожила очень нелегкую жизнь. Дочь врага народа. Семья, оставшаяся без кормильца и без имущества. Старшего брата расстреляли вскоре вслед за отцом. Ее саму выгнали из техникума. Поначалу вообще за кусок хлеба трудилась. Так и проработала всю жизнь на самых грязных и тяжелых работах.
Как только появилась возможность восстанавливать родной храм, первой же и пришла. Ей уже тогда было за семьдесят. Кто еще тогда так радовался и кто так трудился, как эта женщина?
У нее же в доме и книги, и иконы хранились. На все службы летала птичкой. Но время брало свое, и вот уже наша бабушка Надя перестала выходить из дому. Мы по ее просьбе фотографировали храм, все изменения в нем. Как она была счастлива, прижимая к груди дорогие ей снимки.
Когда бабушка уже не могла ходить на службы, то она свой дом превратила в храм. Первым делом ей подключили церковный канал, по которому она могла смотреть богослужения. Бабушка освоила магнитофон и ежедневно прослушивала одно из Евангелий, слушала Псалтирь. Клирос по ее просьбе записал весь цикл воскресного богослужения, и во все праздники Надежда Дмитриевна молилась вместе с народом Божиим. А еще она ежедневно вычитывала все положенные молитвы, акафисты и часы.
Помню, зашли к бабушке Наде, пожалели ее одиночество. И однажды после службы я обратился к нашим общинникам и призвал их чаще посещать старушку.
Через несколько дней шлет она мне послание: «Батюшка, милый, Христом Богом прошу тебя, останови это паломничество ко мне, я же не успеваю совершить положенный мне молитвенный круг». Уже потом она говорила мне:
— Ты не смотри на мое одиночество, я же ведь живу как в раю. Никогда мне не было так хорошо.
И еще всякий раз, когда я приходил к ней, она официально заказывала мне молебен своему отцу. Денежку достанет, все чин по чину. И никакие протесты не принимаются. Можете себе представить: дочь заказывает молебен своему отцу. Не за отца, а отцу, святому новомученику. У меня это до сих пор в голове не укладывается.
Однажды спросил ее:
— Надежда Дмитриевна, вот ты прожила такую долгую и трудную жизнь, и дождалась, что отца не только реабилитировали, но еще и во святых прославили. Справедливость восторжествовала. Скажи мне, ты счастлива?
— Счастлива, батюшка. Только не знаю, поймешь ли ты меня. Вот гляжу на свою жизнь с высоты прожитых годов и понимаю, что самым-то хорошим для меня временем, или лучше сказать, настоящим, было то время страданий. Никогда я так больше не молилась и не ощущала помощи Божией. Я же кожей чувствовала, что Он рядом стоял.
Умерла она, не дожив недели до своих девяноста лет. Хотела было даже пригласить нас на юбилей. Тихо уходила, мирно, после причастия. А причаститься ей было трудно, накануне всю ночь ее рвало, печень подвела. И тем не менее я ее причастил и сидел возле нее с банкой, на всякий случай. Она все меня за руку держала. Потом ей стало получше, она заснула. Пришла в себя, попросила ее посадить и преставилась.
Вы наверняка можете себе представить, как выглядит старый больной человек девяноста лет. А вот во время отпевания во гробе я снова увидел уже знакомый мне ОТПЕЧАТОК -- святости на лице усопшей. Его трудно описать словами, но и невозможно с чем-то спутать. Лицо становится таким, что от него невозможно оторвать взгляд. Так и смотрел бы на него и смотрел. Что-то в нем появляется -- весомое, подлинное, что скрывалось за простым добрым взглядом стареньких подслеповатых глаз.
В лице человека явственно и победоносно отпечатывается Небо. И тебе радостно, что Небо не прошло мимо тебя. Что рядом с тобой билось и молилось такое сердце.
Как же я благодарен Тебе, Господи, за таких людей, за такую науку!
На другой день после отпевания случайно обнаружил, что в храме -- ЗАМИРОТОЧИЛО сразу несколько икон. Все образы стоят на открытых местах, вот и заметил. Думаю: «А образ отца Надежды Дмитриевны, святого мученика Димитрия? Он-то как?» Подхожу к иконе, а она повешена в таком уголке, куда почти не доходит дневной свет, присмотрелся. Действительно, мироточит.
Что в этом знаке? Небо радуется оттого, что еще одна праведная душа вознеслась в горние обители? Или это в утешение нам, пока еще остающимся здесь, на земле?
Священник Александр Дьяченко.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев