В нашей области (Белгородской) бытует традиция «греть покойников». Впервые об этой традиции я прочитала в книге писателя, этнографа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». Позже в селе Сетищи Красненского
района мне рассказали учителя школы, что эта традиция, имеющая место в селе, называется «жечь пурину».
Пурина, пурынь - соломенная зола; соломенные головни, которые носятся по ветру клочьями на пожарах (По В.И. Далю). В Сетищах жгут пурынь под Рождество, в селе Лесное Уколово того же района - На Крещение. В селе Роговатое Староооскольского района под Рождество заранее готовят солому для костра, вечером всё семейство выходит к костру, старший в семье читает «Отче наш» и приглашает: «Мама, бабушка и все сродственники, приходите ноги погреть». Все присутствующие вокруг костра стоят в глубоком молчании. В некоторых сёлах Чернянского района жгут пурину всю ночь.
Долгое время я думала, что традиция «греть покойников» характерна только для отдалённых районов нашей области, но, изучая этнографические особенности сёл Болховца, узнала, что данная традиция до сих пор жива в Стрелецком, Драгунском, Казацком и Пушкарном. В этих сёлах костры жгут рано утром 7 января на улице, перед домом.
Раиса Александровна Пендюрина очень горевала, что на Рождество дочь забрала её в посёлок Комсомолец, и она не смогла жечь «перину» (так в сёлах Болховца и в селе Лучки Прохоровского района называют пурину).
Для костров всегда готовили солому, навоз, но не дрова, это подчёркивает сельскохозяйственный характер традиции. Говорят, что от этих костров народится пшеница ярая, т. е. урожайная. Традиция «греть покойников» характерна для однодворцев.
Источник "ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ"
#музейнароднойкультуры #музей #бгмнк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев