БЛАЖЕНЪ МУЖЪ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТЪ НЕЧЕСТИВЫХЪ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХЪ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ:
Блаженство человеческое есть уподобление божеству. Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим. 6, 15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1, 1), поэтому прежде всего пророк и ублажает уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного МУЖА БЛАЖЕННЫМ и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного БЛАЖЕНСТВА является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. НЕЧЕСТИВЫЙ -- есть всякий неблагодарный человек, а ГУБИТЕЛЬ -- есть человек лукавый, советник зла. Под СОВЕТОМ НЕЧЕСТИВЫХ подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет своё изволение на грех, т.е. становится на путь ГРЕШНЫХ и, наконец, предаётся страсти греха, что означает СЕДЕНИЕ НА СЕДАЛИЩЕ ГУБИТЕЛЕЙ (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит).
НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДНЕ ВОЛЯ ЕГО, И ВЪ ЗАКОНЕ ЕГО ПОУЧИТСЯ ДЕНЬ И НОЩЪ.
ДЕНЬ И НОЩЪ надлежит нам внимать ЗАКОНУ Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог через Моисея, говоря: СЛОВА ЗАКОНА СЕГО ДА БУДУТ ВСЕГДА В УСТАХ ТВОИХ, В НИХ ПОУЧАЙСЯ, СЕДЯЙ И ВОСТАЯ, И ЛЕЖА И ИДЫЙ ПУТЕМ. И НАВЯЖИ Я НА РУКУ ТВОЮ И ДА БУДЕТ НЕПОКОЛЕБЛЕМО ПРЕД ОЧИМА ТВОИМА (Втор. 6, 7-8). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, ДЕНЬ И НОЧЬ поучалась в ЗАКОНЕ ГОСПОДНИ и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам позвизаться в молитвах всегда, говоря: НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЯ (1 Сол. 5, 17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное. Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом. Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Григорий Богослов).
Нет комментариев