В сегодняшнем выпуске программы «Культурное наследие Турции» мы хотим рассказать вам о караван-сараях, некогда построенных по маршруту Шелкового пути и в настоящее время расположенных на территории Турции. В период Сельджукской империи караван-сараи строились с целью обеспечения безопасности дорог, по которым продвигались караваны, везущие по Шелковому пути из Дальней Азии в Европу такие товары, как шелк и пряности. Караваны верблюдов выходили в путь с рассветом и до заката преодолевали путь приблизительно в 40 км. По этой причине караван-сараи, изначально строившиеся на большем расстоянии друг от друга, позже стали строиться на расстоянии 40 км.
Караван-сараи возводились по указу султанов и высших государственных деятелей с тем, чтобы обеспечить бесплатным кровом и стоянкой путешественников. При некоторых караван-сараях имелись мечети, чтобы путники могли совершать молитвы. Здесь служили ветеринары, повара, имамы и начальники, отвечающие за обеспечение порядка.
Вход в караван-сараи представлял собой высокую монументальную арку с уникальными образцами резьбы по камню. Караван-сараи словно приветствовали и приглашали путешественников великолепием своего убранства. Караван-сараи напоминали крепости, их высокие стены были призваны защищать от нападений разбойников. Войдя в караван-сарай, путешественник оказывался в прямоугольном дворе двухэтажного строения, посреди которого располагается масджид. На первом этаже размещались загоны для вьючных животных, которым предоставлись корм и вода. На верхнем этаже находились комнаты для путешественников, которым предосталяли еду и возможность вымыться в хамаме. Все путешественники вне зависимости от своей языковой, религиозной принадлежности и происхождения могли гостить в караван-сараях на протяжении трех дней.
Во время Сельджукской империи было построено большое число караван-сараев. Сначала они возводились государством и назывались Султан-ханами, а после того, как государство ослабло, стали строиться визирями и богатыми торговцами. Одним из таких является караван-сарай на дороге из Аксарая в Невшехир – «Агзыкарахан». Его строительство было начато по указу султана Алаэддина Кейкубата и было завершено в 1239 году. Хан, напоминающий крепость с открытыми и закрытыми постройками, был назван в честь тех, кто занимался копированием книг еще до изобретения печатных станков. Дело в том, что копировальщики, описавшись, смазывали пальцы слюной, чтобы поправить ошибку, в связи с чем их рты постоянно были вымазаны чернилами, отсюда название хана - «агзы кара», что в переводе означает «черные рты».
Со временем караван-сараи превратились в центры поселков и городов. С началом использования морских путей, как более дешевой альтернативы перевозу грузов между Западом и Азией по суше, Шелковый путь утратил свое былое значение. Караван-сараи опустели, на их смену пришли гостиницы и торговые центры.
Караван-сараи, обеспечивавшие безопасность торговли и предоставлявшие путникам возможность совершенно бесплатно остановиться и передохнуть, являются одним из показателей высокого уровня культуры, имевшего место в те далекие времена.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Где могли отдохгуть и передать новости,которые встречались в пути.
Все это передалось и нам.
Они переименовались в Отели и парковки для автомобилей.