тография Натальи Андросовой подаренная Зинаиде Смирновой (Борисовой) с памятной надписью «Моей милой Зинульке от Наташи Андросовой 19.06.1942 г.»
Зинаида имела с Натальей очень дружеские и теплые отношения несмотря на трудный характер Натальи. У них было много общего: они были одногодки (1917 г.р.), у обеих были репрессированы родственники, их родословные не пролетарские. Зинаида до начала войны в особо критических ситуациях (травмы и болезни мотогонщиков) неоднократно, по просьбам Александра Смирнова, соглашалась выступить на аттракционе. Говорила маме, что уезжает на киносъёмки либо на гастроли театра. Летом 1940 года она выступала на гастролях вместе с Александром Смирновым на аттракционе в самом популярном в то время парке Ленинграда «Сад Госнардома».
Репрессии затронули и Зинаиду Борисову. В 1937 году она успешно сдала экзамены и была зачислена в Государственный институт кинематографии (сейчас ВГИК). После начала занятий её срочно вызвали в деканат и сообщили, что она отчислена из института, как дочь «врага народа». Так репрессивная система расправилась и с ней. Стать известной киноактрисой было её главной целью в жизни.
Интересна встреча Зинаиды Смирновой (Борисовой) с Александром Смирновым летом 1941 года. Его вызвали на призывной пункт и он попросил Зинаиду прийти попрощаться. Лейтенант руководивший отправкой призывной команды, как и все военнослужащие которые ее видели, был настолько ослеплен ее красотой, что сказал «я не могу забрать молодого человека у такой девушки». Так Александр Смирнов остался в тыловых частях.
Дальнейшая судьба участников первого советского аттракциона «Мотогонки по вертикальной стене»:
Александр Смирнов в 1941-1942 гг. служил в армии в 65-ом отдельном химбатальоне в г. Ногинске. B 1942 г. был демобилизован по здоровью и вернулся в мотоаттракцион. В 1942-1946 гг. работал в Главном управлении цирков, создавая новый аттракцион - гонки по металлической сетке на манеже цирка, за что получил благодарность Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР, премию и высшую категорию артиста цирка. Мотоаттракцион под руководством Александра Смирнова много гастролировал по стране: 1942 г. - Саратов, 1944-45 гг. - Архангельск, 1946-47 гг. -Кемерово, Томск, 1948-49 гг. - Ленинград, 1949-52 гг. - Москва, 1956 г. — Белоруссия
Из воспоминаний Ю.Мельникова про 1942 год в Саратове:
«За кинотеатром «Ударник» стоял ходящий ходуном деревянный цилиндр эвакуированного из Москвы аттракциона «Мотогонки по вертикальной стене». От цилиндра почти круглосуточно несся зазывной голос самой популярной тогда певицы – Лидии Руслановой: - «Валенки, валенки, эх, неподшиты стареньки…». Я, как и все мальчишки округи, ходил на балкон в цилиндр смотреть на гонки. Во время гонок закрывал глаза от ужаса. Парень (Александр Смирнов) и девушка летели над стеной, один мотоцикл под углом навстречу другому, и пролетали мимо в сантиметре друг от друга. Казалось, катастрофа неминуема, они столкнутся, и весь цилиндр разлетится на отдельные доски. Грохот стоял неимоверный, сквозь который пробивалось: «Валенки, валенки…». Самое интересное для меня было в конце. Парень и девушка снимали шлемы, очки и стояли у выхода, повторяя: «Спасибо, что пришли!». Девушка (в рекламе – Наталья Андросова) была невероятно хороша, настоящая красавица! Только через 50 лет из рассказа Ю.Нагибина «O Галиче - что помнится» я узнал, что это была племянница последнего Государя (Андросова Наталья Николаевна /княжна Наталья Александровна Искандер/, праправнучка Государя Николая I, последняя из Царской Семьи Романовых, оставшаяся в СССР)».
Отрывок из журналистского расследования Татьяны Фаст и Владимира Вигмана «О чем молчал Лавент?» (Эмиль Лавент, бизнесмен, совладелец латвийского банка Baltija):
«В 1956 году Лавент пускается в авантюру, которая десятилетия спустя дала название известному фильму по роману братьев Вайнеров «Гонки по вертикали».
Началось все с приезда в Ригу друга детства Эмиля по фамилии Косой (Косой Михаил Давыдович 1910 г.р. выступал в 50-х годах у руководителя аттракциона «Шар смелости» Петра Голенищева, затем он организовал свою «бочку» в Одессе), который гастролировал по Советскому Союзу с аттракционом «Мотогонки по вертикальной стене». Косой рассказал Лавенту о гонщике по вертикали Александре Смирнове. Тот жил в Москве и мечтал восстановить принадлежавшую ему вертикальную стену, которая застряла в белорусском городе Пинске.
Лавент решил встретиться со Смирновым и поехал в Москву. Оказалось, что отец гонщика — знаменитый иллюзионист Арнольди (Орнальдо), который начал выступать в цирке еще до советской власти. Сын выходил с ним на арену и работал как партерный акробат.
Однажды в Одессу (1937 г.) на гастроли приехали американские гонщики по вертикали. Арнольди (Орнальдо) был поражен их выступлениями и решил выкупить у них вертикальную стену. Однако, те категорически отказывались. Тогда он дождался, когда они собрались уезжать в Америку, и в Одесском порту договорился с докерами, чтобы при загрузке на пароход те «случайно» уронили груз. Расчет оказался верным. Когда американцы увидели разбитую стену, они отказались везти ее в Америку и затребовали компенсацию. И тогда Арнольди (Орнальдо) выкупил у них стену. Затем ее восстановили и на ней начал работать его сын Александр Смирнов.
В 1956 году Смирнов гастролировал в Пинске, напился пьяным, нахулиганил и ему дали 2 года заключения. После освобождения цирковое объединение не захотело заключать с ним контракт, поэтому он и искал партнера. Он хотел, чтобы Лавент организовал капитальный ремонт стены, заключил контракт с какой-либо организацией и получил разрешение на выступления.
Эмиль Александрович отправился в Пинск, нашел специалиста и договорился о восстановлении всей конструкции. А сам поехал в Минск, где у него жил приятель. Брат его жены работал при секретариате ЦК Белоруссии. Он и вывел Лавента на Минскую филармонию, которая согласилась заключить с ними контракт на 1 год, за что организаторы аттракциона должны были платить филармонии 10% с оборота, а все расходы брали на себя.
Через месяц конструкция была готова, компания Лавента заключила контракт, на рынке в Пинске установила эту стену и начала работать.
Один билет стоил 3 рубля, один сеанс собирал 100 зрителей, давали по 9–10 сеансов в день. 10 сеансов — это три тысячи. А отдавала филармонии компания Лавента только 10%…»
И еще одна деталь, которая красноречиво характеризует Эмиля Лавента. Он сам научился гонять по вертикальной стене! «Вы знаете, сколько километров нужно, чтобы на стенке удержаться? Тридцать. Всего-то! Смирнов был партерный акробат. И то, что он вытворял на мотоцикле... А потом запил... Я когда-то за мотоциклом на велосипеде ездил. Были такие гонки — ехал мотоцикл, а за ним такие ролики...» — вспоминал Лавент.
Григорий Левитин открыл свой аттракцион в ЦПКиО после войны, затем выступал с ним в цирке под названием «Безстрашный рейс»
Нет комментариев